«Звонит служба безопасности банка», «родственник попал в беду» — звонки с этими фразами, скорее всего, поступали каждому. Кто-то в курсе мошеннических схем и сразу бросает трубку, но многие все еще попадаются на крючок преступников и теряют деньги.
За 9 месяцев текущего года в Иркутской области зарегистрировали 5 272 преступления, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Сумма ущерба шокирует — 772,9 миллиона рублей за 2022 год.
Но по сравнению с прошлым годом количество киберпреступлений снизилось на 16%. Это стало возможным из-за постоянной работы правоохранительных органов, а также с помощью сервисов безопасности и усиления механизмов защиты персональных данных, разработанных Сбером.
Безопасность в цифровом пространстве обсудили представители правоохранительных органов и банка на круглом столе в Байкальском банке Сбербанка.
— Удалось обсудить наиболее частые сценарии мошенничества, а главное — меры профилактики таких преступлений. Со Сбербанком у нас давнее сотрудничество: уже несколько лет мы проводим совместные мероприятия, обмениваемся информацией. Все это дает результаты — мы смогли не допустить очень многих преступлений, — рассказал начальник управления экономической безопасности, полковник полиции Павел Герасимов.
У технического прогресса есть обратная сторона
Прогресс идет семимильными шагами, к сожалению, и злоумышленники изобретают новые и изощренные способы мошенничества. Они применяют технологии искусственного интеллекта, программы имитирующие голос клиента банка, используют небезопасные ссылки.
— Бороться с такими преступлениями в одиночку совершенно невозможно. Поэтому, совместно с правоохранительными органами, мы постоянно проводим мероприятия, где обсуждаем распространенные схемы мошенничества и возможные способы борьбы с ними, — сказал председатель Байкальского банка Александр Абрамкин.
По словам председателя банка, сейчас в сторону физических лиц и крупных компаний в России направлена большая волна кибератак. Под ударом оказались госорганы, нефтегазовые и авиакомпании, СМИ. Только за 3 квартал 2022 года на Сбербанк было направлено более 450 атак и 350 — на дочерние компании банка. К счастью, защита Сбера ни разу не была пробита, что позволяет называть банк одним из самых защищенных от киберпреступлений предприятий в России.
Меры цифровой защищенности клиентов Сбербанка
За 9 месяцев 2022 года на клиентов банка в Иркутской области совершили 8 249 атак. Это уже на 34% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. С помощью политики безопасности и особой системы фрод-мониторинга Сбербанку удалось предотвратить мошенничество на сумму 116,7 миллиардов рублей с начала 2022.
Применяемые инструменты мониторинга помогают определять, является ли операция клиента Сбера мошеннической или легитимной — более 15 миллиардов транзакций в месяц попадают под анализ Фрод-системы. Кроме того, операторы могут звонить клиентам и подтверждать законность операций.
Сервисы кибербезопасности можно найти и в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» (18+), которое используют 65 миллионов клиентов банка.
Потребители могут установить сервисы:
проверки входящих звонков, — если клиенту звонят мошенники, то на экране смартфона появится оповещение;
проверки номера и почты на утечки — можно проверить хранятся ли эти данные в свободном доступе в интернете;
закрытия доступа к вкладам и картам;
передачи данных о мошенниках в банк напрямую из приложения.
Люди пожилого возраста чаще всего становятся жертвами киберпреступников. По многочисленным просьбам клиентов Сбер создал сервис «Защита близких от мошенничества» — с ним можно стать помощником при совершении финансовых операций для своих близких.
Когда клиент банка переводит кому-то деньги, его «помощник» получает уведомление в приложении — операция пройдет только после подтверждения доверенным лицом.
Предупрежден, значит вооружен
Информирование — самый рабочий метод кибербезопасности. Для повышения цифровой грамотности граждан и правоохранительные органы и Сбербанк ведут постоянную работу. В приложении банка запустили канал «Осторожно, мошенники» (18+), где регулярно публикуют информацию о самых популярных сценариях «развода на деньги» и способы этого избежать.
Полиция также активно информирует население о мошенниках — взаимодействуют со СМИ, публикуя тематические материалы, снимают профилактические видеоролики.
Даже реализуют нестандартные схемы: недавно в Иркутской области информацию о киберпреступлениях напечатали на пачках с молоком — так знания получат те, кто не умеют пользоваться интернетом и мобильными приложениями. Этой акцией заинтересовался центральный аппарат МВД, возможно, скоро на упаковках молока по всей стране можно будет увидеть информацию о кибербезопасности.
— Безопасность состоит из 3 составляющих: технологий, позволяющих распознать правонарушение, непрерывной и совместной работы банка, правоохранителей, органов власти, а также финансовой и цифровой грамотности населения. Сочетание этих 3 факторов способно дать наибольший эффект, — отметил заместитель председателя Байкальского банка Дмитрий Жоров.
Первая в России библиотеку знаний по киберграмотности
Недавно Сбер запустил «Кибрарий» (12+) — первую и самую подробную библиотеку знаний для повышения уровня киберграмотности граждан России. Этот онлайн-ресурс поможет людям подробнее узнать о киберугрозах, схемах мошенничества, защитить свои сбережения и конфиденциальные данные от киберпреступников.
Портал рассказывает, как безопасно пользоваться банковскими картами и интернетом, создавать надёжные пароли, защищать телефоны и компьютеры от взлома, беречь персональные данные. «Кибрарий» объясняет, что делать, если клиент банка уже отправил преступникам свои конфиденциальные данные либо когда деньги с карты уже похищены. Информация представлена в максимально удобном для восприятия виде, в том числе в формате коротких видеороликов и памяток.
ПАО Сбербанк