Иркутский областной суд во время очередного заседания по делу о бунте в ИК-15 Ангарска 26 октября отклонил очередное ходатайство двоих подсудимых о привлечении в качестве представителя наряду с адвокатом правозащитника Наталию Хроменкову. Олег Ващенко и Айыраш Сарыглар хотели, чтобы она представляла их при рассмотрении гражданского иска о возмещении материального ущерба.
Гражданский иск предъявлен в адрес практически всех мужчин, которые оказались на скамье подсудимых. Всего их 18 человек (было 19, но один — Алексей Дьяченко — умер от тяжелого заболевания).
Общая сумма составляет более 63 миллионов рублей — в такую стоимости оценены имущественные потери из-за бунта, во время которого, напомним, на территории колонии разгорелся пожар.
Ходатайства Олега Ващенко и Айыраша Сарыглара поддержали их адвокаты, гособвинитель выступил против, отметив, что оба подсудимых обеспечены профессиональной юридической защитой.
Олег Ващенко попросил предоставить ему право высказаться, добавив, что редко это делает в ходе процесса. Судья позволил реплику подсудимому.
— Почему меня защищают люди, которые устраивают обвинение и суд? Почему я не могу назначить человека, который может меня защищать? У меня же есть на это право! — сказал Ващенко.
Судья ходатайство отклонил, сославшись на то, что правозащитник не является профессиональным юристом, что может препятствовать праву подсудимых на защиту. Кроме того, суд заявил, что аргументированных доводов, почему вместе с адвокатом в деле должен участвовать правозащитник, предоставлено не было.
Подсудимым судья объяснил, что адвокатов назначает не суд и не обвинитель, а адвокатская коллегия Иркутской области через программу, которая автоматически выбирает защитника для участия в процессе. Подсудимые или их родственники вправе заключить соглашение с любым адвокатом, каким считают нужным. Олег Ващенко на это отметил, что общественного представителя он тоже может назначить, на что суд заявил, что только в том случае, если подсудимый убедит суд в этом.
— Мне нужна эта защита, я же говорю! Как я могу вас еще убедить?! — эмоционально отреагировал подсудимый.
Однако на этом суд завершил заседание и удалился.
Отметим, подсудимым уже не впервые отказывают в привлечении к делу правозащитников — и Натальи Хроменковой, и Петра Курьянова. Обвиняемые еще в начале процесса просили об этом, но суд ходатайство отклонил по тем же основаниям: потому что правозащитники не имеют профессионального опыта. Позже подсудимые еще ходатайствовали об их привлечении к делу — всё оканчивалось тем же результатом.
Бунт произошел в колонии строгого режима в Ангарске вечером 10 апреля. Как сообщили тогда в ГУФСИН, осужденные накануне напали на сотрудника штрафного изолятора. Затем стало известно, что на территории колонии подожгли несколько зданий. Общая площадь пожара составила 30 тысяч квадратных метров, сгорели восемь зданий, среди них — четыре производственных цеха, пожарная часть, учебный цех и подсобные помещения.
При разборе завалов на территории промзоны колонии был найден повешенный заключенный. К утру 11 апреля ГУФСИН заявило, что обстановка находится под контролем. СКР возбудил уголовное дело по статье 321 УК РФ (дезорганизация деятельности исправительного учреждения). После бунта около 300 заключенных перевели в следственный изолятор для проведения следственных действий. Часть людей, содержащихся в ИК-15, перевели в другие колонии, более 800 человек остались на месте.
Судебный процесс начался 14 июля 2023 года, мы вели его текстовую онлайн-трансляцию, так же как и с заседания 22 августа, когда свою версию событий озвучила сторона обвинения. Во время первого заседания в судебном процессе один из подсудимых Семён Францев попросил суд «развернуть дело на допрасследование» из-за того, что он не понимает, в чем его обвиняют.
С 29 августа заседания проходят в условиях СИЗО-1, прессу и общественников пустили на них с 7 сентября. На заседании 7 сентября допросили двух осужденных, признанных по делу потерпевшими, затем 13 сентября рассмотрели несколько ходатайств от подсудимых, в том числе об отводе судебной коллегии и возвращении дела в прокуратуру, а также допросили представителя базы материально-технического снабжения ГУФСИН по Иркутской области, признанной по делу потерпевшей стороной.
Подсудимые по делу заявили о шаблонности обвинения и предвзятости судебной коллегии, а также о том, что их обвинили ни за что.
На заседании 17 октября стало известно о том, что против осужденных во время бунта применили шумовую гранату и водомет.
Один из подсудимых по делу умер из-за тяжелого заболевания. Его мама выступила с эмоциональной речью на суде 17 октября.
Мы подробно изучили криминальную биографию каждого из предполагаемых организаторов бунта.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.