В городе Усолье-Сибирском Иркутской области с 6 ноября 2018 года действует режим чрезвычайной ситуации. Жители города в любой момент могут пострадать от утечки опасных химических отходов на территории законсервированного «Усольехимпрома».
Уголовные дела, смерть и ртуть
«Усольехимпром» — одно из крупнейших химических предприятий в Сибири, выпускал хлор и его производные методом диафрагменного электролиза соляного раствора. С 2013 года предприятие встало на консервацию, производство не ведётся, основной коллектив уволен по сокращению штатов.
По площади предприятие занимает треть Усолья-Сибирского. По территории «Химпрома» идут все важнейшие жизнеобеспечивающие артерии города: электроснабжение, водозабор «Белая» и очистные сооружения.
Режим ЧС ввели после утечек ядохимикатов в июне и ноябре 2018 года. По факту июньского происшествия возбуждено уголовное дело, а по ноябрьскому Следственный комитет проводит проверку.
Всего за 2018 год по происшествиям, случившимся на территории завода, было возбуждено три уголовных дела по статьям «Загрязнение атмосферы», «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» и «Порча земли».
Как рассказала на заседании трёх комитетов заксобрания по вопросу ликвидации отходов предприятия старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Байкальской природоохранной прокуратуры Алёна Белозёрова, материалы для возбуждения уголовного дела по факту нарушения правил обращения с ломом и отходами чёрных металлов рассматриваются Следственным комитетом.
Мэр города Усолья-Сибирского Максим Торопкин сообщил, что на территории предприятия в прошлом году погибли пять человек, которые пилили там металлические конструкции и разбирали хозяйственные объекты на стройматериалы.
Несмотря на угрозу жизни, люди продолжают мародёрствовать на объекте: вывозить металлы, отходы силиконового производства (шлам), баллоны для химикатов, оборудование и стройматериалы. В декабре, по словам Торопкина, полиция задержала неизвестных, пытавшихся вывезти более 500 баллонов с остатками ртути, а позже нашли склад №15, где таких баллонов ещё столько же. Склад запечатали и выставили к нему охрану на месяц, потратив около трети резервного фонда города - 80 тысяч рублей. По данному факту Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», наказание по которой составляет до 2 лет лишения свободы.
Когда потеплеет, ртуть начнёт испаряться, и в организмах жителей города и близлежащих населённых пунктов будет накапливаться тяжёлый металл, что приведёт к жёсткой интоксикации.
Соответственно, у присутствующих на заседании возникли вопросы, где теперь взять денег на дальнейшую охрану опасных объектов, и какие меры будут предприняты для срочной демеркуризации предприятия.
24 квадратных километра техногенного хаоса
Правительство региона организовало межведомственную рабочую группу по вопросу ликвидации отходов «Усольехимпрома», которая, по словам заместителя министра природных ресурсов и экологии региона Нины Абариновой, «собирается еженедельно, а работает вообще в ежедневном режиме».
По итогам работы группы, помимо цеха ртутного электролиза, ещё 224 объекта были разделены на группы приоритетного реагирования и объекты, которые нужно дообследовать.
К первой группе относятся две цистерны с четырёххлористым кремнием, 13 цистерн эпихлоргидрина и около 1 тысячи баллонов с остатками ртути. Как отметил министр природных ресурсов и экологии региона Андрей Крючков, ликвидация цистерн с кремнием затруднена тем, что они лежат на боку, и могут взорваться в любой момент. Стоимость работ по ликвидации цистерн не ясна, их могут утилизировать в Томске или Красноярске. Баллоны с ртутью могут уничтожить в Новосибирске, на это потребуется 1,5 миллиона рублей.
Во вторую группу попали ещё 24 объекта, на которые нужно закладывать деньги для их изучения. В том числе это скважины с отходами 3 класса, которые содержат 18 тысяч тонн эпихлоргидрина, лицензия на них у «Усольехимпрома» кончилась в 2013 году, но непонятно законсервированы они или нет и стоят ли на учёте в Ростехнадзоре. Дообследование этих объектов будет стоить около 40 миллионов рублей.
Чтобы получить финансирование из резервного фонда правительства Иркутской области и ускорения конкурсных процедур на ликвидацию отходов и охрану предприятия был разработан проект указа о введении режима повышенной готовности, который, по словам Крючкова, планируется ввести до 7 февраля.
Демеркуризацию цеха ртутного электролиза обещали начать ещё в прошлом году. Но итогом 2018 года по этому направлению стала корректировка проектно-сметной документации и то возникли проблемы с её согласованием в Главгосэкспертизе. Сейчас идёт проверка достоверности сметной стоимости проекта, кроме того, необходимо получить подтверждение по федеральному финансированию на его реализацию.
Заказа на экологический мониторинг территории предприятия нет. Правительство для наблюдения использует гидрометеоданные, иными словами, действия сейчас могут быть направлены только на ликвидацию последствий возможного происшествия, а не на его предотвращение.
«То есть у нас 24 квадратных километра техногенного хаоса посреди города в непосредственной близости от реки Ангара», - резюмировал председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении заксобрания Приангарья, бывший мэр Черемховского района Виктор Побойкин.
«Сталкеры»
По словам депутатов, главная задача сейчас - обеспечить безопасность населения города и области. Помимо «сталкеров», которые проникают на территорию предприятия, чтобы разворовать имущество, и погибают там, опасность грозит и обычным людям, не имеющим отношения к процессам, происходящим на «Химпроме».
Кирпичи и бетонные плиты, пропитанные химикатами, легко могли попасть в стройматериалы для детских садов, школ, больниц и нового жилья, а сами химикаты использоваться в преступных целях.
«Почему мы не называем терактом попытку вывести более 500 баллонов с ртутью. Вы представляете, сколько её там? Пусть в каждом баллоне по литру-два, этого хватит, чтобы полгорода Иркутска кончить», - возмутился отсутствием реакции правоохранительных органов депутат заксобрания Антон Романов.
Он рассказал, что на территории завода зафиксированы факты стрельбы группировок, которые делили металл между собой, есть и погибшие. Из-за отсутствия адекватной охраны ситуация быстро может выйти из-под контроля.
По словам депутата, правоохранительные органы должны дать свою оценку ситуации. Почему до сих пор этого не произошло, непонятно, кипятился Романов. Он заявил, что к ответственности за столько лет не привлечены ни один из собственников предприятия, ни сотрудники администрации, ни лица, причастные к расхищению объектов.
«Почему наши правоохранительные органы никого не посадили? Где посадки? Где ответственные люди? Государство вложило деньги в этот проект, деньги спилили, оборудование вывезли, все отходы этого криминального бизнеса остались на территории Усолья, и сейчас нам, государству, предлагают ликвидировать последствия», - сказал Романов.
Крючков сообщил, что усольская прокуратура подала иск по принуждению конкурсных управляющих к ликвидации предприятия. Принятие решения, как всегда, затягивается по причине бюрократических проволочек.
В итоге присутствующие на заседании трёх комитетов заксобрания решили продолжить работу над депутатским запросом провести выездное заседание комитетов на территории «Усольехимпрома» с участием правительства, прокуратуры, Следственного комитета, нацгвардии, собственниками предприятия и конкурсным управляющим. Охрану склада №15 будут продлевать ещё на месяц за счёт резервного фонда Усолья-Сибирского, в марте планируют запустить правительственные мероприятия, в том числе и по этому вопросу.