За последние 3 года иркутская авиакомпания «ИрАэро» нарастила пассажиропоток в три раза за счёт расширения маршрутной сети и пополнения парка авиатехники. В 2016 году перевозчик взял в лизинг семь ближнемагистральных самолётов Sukhoi Superjet 100, а в 2018 году из-за них потянулись судебные разбирательства.
«ИрАэро» начинала свою работу как региональная грузовая компания. Первый рейс перевозчик выполнил из Иркутска в Бодайбо. С 2006 года он вышел на рынок пассажирских перевозок: авиакомпания выполняла чартерные и регулярные рейсы на Дальний Восток и в пределах Иркутской области. В 2011 году парк пополнился самолётами Bombardier CRJ-200LR, с помощью которых удалось открыть для пассажиров южные направления, а позже – и Китай. С помощью канадских лайнеров «ИрАэро» за 4 года удалось вывести пассажиропоток на отметку в 260-280 тысяч человек. Но затем он остановился и даже начал снижаться.
Семь ближнемагистральных самолётов Sukhoi SuperJet-100 компания взяла в лизинг в 2016 году, добавив в расписание внутренних и международных направлений. В результате в 2017 году пассажиропоток вырос почти на 60%, в 2018-м – ещё почти на 80%.
Улучшились и финансовые показатели – по данным сервиса «Контур. Фокус», с 2016-го по 2018 год включительно выручка выросла в 2,5 раза, чистая прибыль – в 3 раза. На показатели в 2018 году, как оказалось, не повлияла проблема с туроператором «Жемчужная река». По оценкам перевозчика, долг перед «ИрАэро» оценивался в 2,3 миллиона долларов, хотя турфирма это отрицала.
В 2018-м же авиакомпания взяла в лизинг три Boeing-777, поставив их на длинные перелёты по стране и за рубеж. По данным перевозчика, использование этих воздушных судов позволило в 2019 году нарастить пассажиропоток ещё на 37%. Но в январе 2020 года «ИрАэро» вернула лайнеры, сославшись на их низкую загрузку. Но при этом в пресс-службе компании подчеркнули, что в краткосрочной перспективе планируется вернуть их в авиапарк.
В картотеке Арбитражного суда Московской области есть два декабрьских иска о принятии обеспечительных мер в отношении двух судов этого типа - VP-BLI и VP-BSJ. Истцом выступает китайский поставщик Sky Power Construction Engineering Limited, который требует наложить арест на два самолёта из-за ненадлежащего исполнения контрагентами – ирландской Veling Aircraft Leasing 27250 Limited и российской авиакомпании «ИрАэро» - обязательств по договорам лизинга и сублизинга. Из-за этого долг перед истцом ирландского лизингодателя составляет 1,22 миллиона долларов, «ИрАэро» - 1,3 миллиона долларов.
«АО «Авиакомпания «ИрАэро» до настоящего времени не исполнило обязательства по возврату заявителю воздушного судна в связи с окончанием договора сублизинга, несмотря на направленное заявителем требование о необходимости передачи воздушного судна», - говорилось в иске от 20 декабря 2019 года.
В документе указывалось, что «обстоятельства недобросовестного поведения» ирландского собственника самолётов станут предметом разбирательства в Лондонском международном третейском суде, в который заявитель обратился 26 ноября 2019 года, что подтверждается отметкой и письмом о принятии заявления. Арбитражный суд Московской области отказался поддержать требования иностранной компании.
По данным на сайте «ИрАэро», к концу 2019 года в парке компании 25 самолётов четырёх типов, в том числе и Boeing, а в будущем перевозчик планирует стать первым получателем нового среднемагистрального лайнера МС-21. Маршрутная сеть насчитывает более 40 городов России и более десятка городов ближнего и дальнего зарубежья. Аэропортами базирования для авиакомпании, кроме Иркутска, являются московский «Домодедово», подмосковный «Жуковский», магаданский «Сокол» и омский «Омск-Центральный».
По данным «Контур. Фокуса», у «ИрАэро» девять владельцев, основными являются её гендиректор Юрий Лапин и глава компании «Сиблана» (одного из учредителей «ИрАэро») Владимир Миронов. Также они владеют зарегистрированной в Магадане «Сибирской лёгкой авиацией» («СиЛА») и ООО «Мамский аэропорт» в посёлке Мама на севере Иркутской области. В октябре 2019 года стало известно, что «СиЛА» купила читинскую региональную авиакомпанию «Аэросервис». Стоимость сделки оценили в 340-680 миллионов рублей.
В 2018-2019 годах «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) подала семь исков к «ИрАэро» по взысканию долга по лизинговым платежам с 2016 года, то есть с начала эксплуатации SSJ-100. По всем заключены мировые соглашения, общая сумма задолженности с учётом сумм по уплате технических резервов и неустоек превышает 2 миллиарда рублей. Свои обязательства перевозчик должен выполнить до весны-осени 2022 года. В случае невыполнения компания вынуждена будет выплатить неустойку, которая по некоторым искам превышает 70-80 миллионов рублей.
31 января 2020 года ГТЛК подала очередной иск к «ИрАэро», сумма по которому составляет 410,7 миллиона рублей. На момент публикации текста получить комментарий от истца ИА «ИрСити» не удалось.
Из-за SSJ-100 разгорелся спор между «ИрАэро» и «ЮтЭйр». Последняя подала два иска к иркутской компании в 2018 году из-за долга по договору фрахтования «Суперджетов». По одну заявлению стороны заключили мировое соглашение с выплатой до конца 2019 года 4,5 миллиона рублей, по второму – в мае 2019 года суд взыскал с иркутской компании 12,8 миллиона рублей, а также проценты за пользование чужими деньгами.
Ещё в апреле «Интерфакс-Сибирь» со ссылкой на источник сообщал, что долг «ИрАэро» перед «ЮтЭйр» составляет 18 миллионов рублей, но в иркутской компании эту информацию опровергли, заявив, что к ноябрю 2018-го задолженность составляла 14,5 миллиона рублей и была погашена в течение 4 месяцев. К апрелю 2019-го компания должна была своему партнёру 7,7 миллиона рублей. «Задолженность сформировалась за счёт предусмотренной договором корректировки стоимости услуг при возврате акцизов по авиа-ГСМ, она будет погашена в ближайшее время», - подчёркивалось в сообщении.
В январе и июле 2019-го производитель «Суперджетов» - компания «Гражданские самолёты Сухого» - подал два иска к «ИрАэро» - на 549,7 миллиона и на 660,4 миллиона рублей долга по договорам аренды SSJ-100 в 2016-2019 годы, но затем отозвал их. 30 декабря 2019-го и 28 января 2020-го ГСС вновь предъявили перевозчику два иска на 941,4 миллиона и на 62,5 миллиона рублей. Рассмотрение первого заявления начнётся 21 февраля 2020 года.
А 4 февраля «ИрАэро» подала встречный иск на 1,85 миллиарда рублей. Как пояснял ИА «Интерфакс-Сибирь» информированный источник, авиакомпания требует возместить убытки, понесённые из-за неудовлетворительного состояния самолётов. В «ИрАэро» ИА «ИрСити» подтвердили факт подачи иска, но от дальнейших комментариев отказались. В ГСС комментировать иск иркутской компании также не стали, подчеркнув, что пока не получили документов.
По мнению ведущего эксперта «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, вне зависимости от исхода судебных исков, компания продолжит свою обычную деятельность, более того, подобные споры могут растянуться на длительный срок и за это время может измениться многое – от снижения сумм претензий до заключения мирового соглашения и прекращения разбирательств. При этом если перевозчик выиграет споры, то это не означает, что он на эти деньги сможет купить новые самолёты.
«Финансовое состояние компании в результате этих судебных исков вряд ли кардинально изменится, гораздо важнее состояние авиационного рынка в целом, готовности пассажиров летать и платить за это, изменение стоимости топлива и аэропортовых услуг. Если динамика рынка будет положительной, летать будет больше людей, то и компания сможет нарастить свои операционные показатели, увеличить выручку», - заявил Баранов корреспонденту ИА «ИрСити».
По его словам, по итогам 2019 года авиационная отрасль России показала положительную динамику, поэтому можно говорить, что она сохранится и в 2020-м. По мнению Баранова, в таких условиях «ИрАэро» сможет «сохранить свои позиции, а, возможно, даже и усилить их».
Помочь «ИрАэро» с долгами планировало правительство Приангарья при губернаторстве Сергея Левченко. Предполагалось докапитализировать «Корпорацию развития Иркутской области» на 870 миллионов рублей, чтобы часть этих средств потратить на выкуп 51% акций перевозчика. В марте 2019-го «ИрАэро», банк «Солидарность», КРИО и «Рампорт аэро» подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому банк должен был высвободить контрольный пакет акций компании. По оценкам аналитиков, с учётом долговой нагрузки вся «ИрАэро» оценивалась в сумму не более 300 миллионов рублей.
Кроме реструктуризации долгов, Левченко заявлял целью докапитализации развитие региональных перевозок, «ИрАэро» — покупку новейших МС-21.
Но на сессии законодательного собрания Приангарья в мае 2019-го поправки о дополнительном вливании 500 миллионов рублей в КРИО были отклонены. По словам главы комитета по бюджету Натальи Дикусаровой, депутаты не получили полной информации о проектах, на которые будут направлены эти деньги. Позже стало известно, что вопрос поставлен на паузу. По мнению руководства «ИрАэро», его можно будет снова поднять, когда станут известны конкретные сроки поставок МС-21.
Сейчас до середины февраля в компании «ИрАэро» будет проводить внеплановые проверки Ространснадзор. Это связано с январским инцидентом с SSJ-100 в московском «Домодедово». Тогда самолёт иркутской авиакомпании, летевший по маршруту Сабетта – Москва, сел на недействующую взлётно-посадочную полосу, во время происшествия никто не пострадал. По данным «Контур.Фокуса», специалисты ведомства намерены оценить соответствие деятельности перевозчика «нормативным правовым актам, нормам и правилам в сфере гражданской авиации в части соблюдения лётных стандартов».