В 2025 году иркутский аэропорт отпразднует своё 100-летие. Сегодня он входит число самых крупных по пассажиропотоку и самых старых в России. Последние четыре десятилетия не умолкают разговоры о том, что авиаузел нужно вынести за пределы города, их подстегивают страшные трагедии, произошедшие в пригороде. В 2015-м аэропорт передали в областную собственность, чтобы быстрее решить этот вопрос, но с тех пор никто и близко не подошел к торгам по выбору инвестора. Редакция «ИрСити» собрала все, что известно об этом и как дальше будет развиваться иркутский авиаузел.
Позднякова зарубили
Аэропорт Иркутска входит в топ-20 крупных российских аэропортов по пассажиропотоку. По предварительным оценкам, за 2024 год воздушная гавань обслужила больше 3,9 миллиона человек. Но расчетная нагрузка нынешнего аэровокзального комплекса, по данным иркутского аэропорта, — в два раза меньше. Из-за этого, например, в зоне выдачи багажа невозможно обслуживать больше одного рейса, из-за чего время ожидания превышает полчаса. Еще одной проблемой в авиапредприятии называют отсутствие трансферной зоны, «из-за чего удобно расположенный Иркутский аэропорт не удается использовать как крупный транспортный узел между востоком и западом».
Еще в 2015 году Владимир Путин подписывал указ о передаче аэропорта в областную собственность. В документе подчеркивалась, что требуется модернизация существующего авиаузла и строительство нового на условиях государственно-частного партнерства. Бывший губернатор Сергей Левченко пытался привлекать к развитию аэропорта холдинг Романа Троценко «Новапорт», но это не дала сделать ФАС. Забуксовала история и с возведением нового большого терминала, хотя в 2018-м был заложен камень на месте будущего объекта.
Нынешний губернатор Игорь Кобзев выбрал для размещения нового аэропорта площадку «Позднякова» (которую Госэкспертиза не могла трижды согласовать из-за близости к ракетным частям). Тем не менее в 2022-м Минобороны дало добро для размещения нового аэропорта. После этого региональные власти отрапортовались, что рассчитывают начать строительство нового аэропорта Иркутска в 2028 году, на это уйдет три года. Торги по выбору инвестора планировалось объявить в 2023 году, но этого не произошло. А потом и вовсе оказалось, что правительство РФ не стало утверждать выбранную территорию. В Минтрансе Иркутской области пояснили, что отказ от Позднякова продиктован предварительными расчетами стоимости — 200 миллиардов рублей. И это сделало бы иркутский аэропорт самой дорогой воздушной гаванью, построенной в России за последние десятилетия.
В конце июля 2023-го помощник президента РФ Игорь Левитин при посещении Иркутска заметил, что «Позднякова остается как перспективный вариант», а сейчас нужно сосредоточиться на модернизации действующего аэропорта, в частности, на строительстве нового терминала «под прилет». Также он предложил построить вторую взлетно-посадочную полосу.
Сейчас в правительстве Приангарья рассматривают два варианта модернизации аэропорта — с разворотом взлетной полосы на 30 градусов и с удлинением полосы. Минтранс региона со ссылкой на исследовательский институт «Аэропроект» сообщал «ИрСити», что строительство или разворот новой ВПП длиной 3,2 километра, создание нового пассажирского терминала и сопутствующих им объектов оценивается в 58,5 миллиарда рублей.
Но, учитывая, что по указу президента о передаче аэропорта нужно построить комплекс за пределами города, реконструкция действующей воздушной гавани с такими расходами бюджетных денег «не обоснована с экономической точки зрения и не подтверждена федеральными государственными органами».
Скандальный временный терминал
Еще летом 2022 года топ-менеджеры иркутского аэропорта анонсировали расширение терминала внутренних воздушных линий. Упор делался на него из-за изменения структуры пассажиропотока после коронавируса и начала спецоперации — стало больше внутренних перелетов.
В октябре 2023-го на торгах выбрали подрядчика — иркутскую компанию «БайкалСтройКомплекс». Стоимость работ оценили в 585 миллионов рублей, а сроки возведения — 30 сентября 2024 года.
Первый эскизный проект быстровозводимого некапитального павильона «Прилет» разработала московская фирма «Родер», но его раскритиковали не только обычные граждане, но и архитекторы. И подрядчик — «БайкалСтройКомплекс» — переделал внешний облик. Власти анонсировали открытие нового терминала до конца 2024 года.
Но летом Байкало-Ангарская транспортная прокуратура внесла представление в адрес Акционерного общества «Международный аэропорт Иркутск», а в конце августа и вовсе подала в суд. По мнению ведомства, спорный павильон имеет признаки капитального объекта, при этом проект не получал заключения эксперты, отсутствуют результаты инженерных изысканий и разрешение на строительство объекта. Кроме того, прокуратура считает, что терминал возводится с отступлением от техзадания. На время судебного процесса был введен запрет на ввод терминала в эксплуатацию.
27 ноября суд признал терминал временным. Казалось бы, аэропорт и подрядчик победили. Но через месяц транспортная прокуратура подала апелляционную жалобу, а это значит, что ввод в эксплуатацию нового — временного — терминала откладывается на неопределенный срок.
«Мы ещё всех забьем»
Один из вопросов, который задавали и в арбитраже, — это сколько лет может эксплуатироваться новое аэропортовое сооружение. Срок эксплуатации определила привлеченный эксперт Иркутский лаборатории судебной экспертизы Минюста Мария Петренко. Она подчеркнула, что новый терминал относится к временным (в число которых включены бытовки, сараи и иное), его металлические конструкции подвержены коррозии, поэтому срок эксплуатации здания составляет 10 лет. Петренко также уточнила, что при принятии мер этот срок можно продлить.
В Минтрансе Иркутской области уточнили, что временный терминал будет эксплуатироваться до строительства нового терминала (видимо, капитального) или вообще нового аэропорта за пределами города. Кстати, сейчас рассматривается площадка «Ключевая», которую также не могли согласовать из-за того, что в том районе свои испытания проводит Иркутский авиазавод.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев на встрече с журналистами в декабре заметил, что власти продолжат искать возможности выноса аэропорта.
Мы будем настаивать на выносе аэропорта. Деньги у нас есть до 2030 года, небольшие, порядка 14-16 миллиардов рублей. Но посмотрим, если все удастся, то мы можем эту сумму увеличить до 30-40 миллиардов рублей.
Глава региона уточнил, что запланированные деньги — это федеральные средства на взлетно-посадочную полосу.
— Я думаю, в этом пятилетии что-то должно все равно решиться, и аэропорт должен быть вынесен, — добавил Кобзев.
С передачей аэропорта в федеральную собственность, по словам губернатора, тоже возникли проблемы. Чтобы это произошло, нужно найти земельный участок, заметил он. «Мы не против. Я хоть кому его отдам», — подчеркнул Кобзев. Он добавил, что регион вообще не должен был брать авиаузел «на себя». Тем не менее, региону удалось увеличить количество обслуживаемых авиакомпаний, открыть новые направления.
Кобзев заметил, что сейчас иркутский аэропорт стеснен условиями и не может развивать грузоперевозки и должен связать агломерацию Иркутск — Шелехов — Ангарск.
— Поэтому вынос аэропорта даст нам возможность уйти на грузо- и пассажироперевозки. А это конкуренция, мы просто забьем всех, и новосибирский, и красноярский аэропорты, потому что у нас глиссада наиболее благоприятна для авиакомпаний. Экономика сама сыграет на себя, и мы в этом плане, конечно, будем намного лучше выглядеть, чем другие наши аэропорты, — поделился планами губернатор.