
Стало известно, когда закончат сертификационные испытания МС-21
Сертификационные испытания лайнера МС-21, который собирают на Иркутском авиазаводе, планируют завершить в середине лета 2026 года. Кроме того, в нынешнее лето в небо поднимут 13-ю машину — уже полностью импортозамещенную. Об этом рассказал заместитель гендиректора, директор инженерного центра ПАО «Яковлев» Анатолий Гайданский. Видео опубликовано в Telegram-канале «Объединенной авиастроительной компании».
В испытаниях будут участвовать два самолета: частично замещенный борт, который иркутяне могли видеть в полете над городом 29 апреля, и полностью импортозамещенная машина.
«Это будет порядка 220–230 реальных полетов. Мы на двух самолетах надеемся ее закончить примерно за год. То есть где-то до середины следующего года эту полетную программу завершить и ближе к концу лета получить главное изменение по ОГИ (одобрение главного изменения. — Прим. рeд.), чтобы эти самолеты уже пошли дальше в авиакомпании», — сказал Гайданский.
Комментарий заместителя гендиректора, директора инженерного центра ПАО «Яковлев» Анатолия Гайданского
У борта, на котором проводили испытания в Иркутске в конце апреля, замещена отечественной практически вся авионика, система кондиционирования, а также система электроснабжения.
«Сейчас у нас будет примерно 4−5 заводских доводочных полетов. Мы испытаем самолет в различных режимах, на различных высотах. После этого мы планируем перелет на нашу летную станцию в город Жуковский, где уже мы начнем на самолете летать сертификационные программы с летчиками-сертификаторами», — сказал Гайданский.
На самолете, который планируют испытать в середине лета, заменят все импортные системы на отечественные, в том числе всех приводов, систему перемещения механизации крыла, а также механизм перемещения стабилизатора и систему торможения колес.
«Самолет очень хороший. Самолет красивый. Некрасивый самолет не может быть хорошим. Это самолет красивый. Он будет хорошим, он современный. Это самолет XXI века, у которого очень широкое будущее на многие-многие десятилетия», — говорит замгендиректора ОАК.
МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.
Магистральный лайнер также сможет перевозить до 211 пассажиров на расстояние свыше 5 тысяч километров, максимальная коммерческая нагрузка — 21,3 тонны. В феврале 2025 года Минпромторг и компания «Яковлев» заключили контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по расширению сертификата типа пассажирского самолета МС-21.
Изначально предполагалось, что первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Тогда же должно было начаться и серийное производство МС-21. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов позже сообщил, что выпуск лайнеров откладывается на 1–2 года из-за санкций западных стран.
В начале января 2025-го был опубликован Единый план по достижению наццелей до 2030 года, по которому в полтора раза снизился объем импортозамещения. По этому документу в 2025-м планируется передать авиакомпаниям девять машин, а в 2026-м — сразу 31 самолет. В 2029-м ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21.
Как объяснял журналисту «ИрСити» авиаэксперт, исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, перенос сроков на 2026 год — это «констатация факта, что из-за неготовности ряда комплектующих изделий осуществить сертификацию новых самолетов в импортозамещенном облике в плановые сроки не удается». Недавно Иркутский авиазавод получил партию двигателей ПД-14. По мнению Пантелеева, эта силовая установка может быть востребована не только в России.
Пока основная масса заказчиков МС-21 — это российские компании, однако имеются уже достигнутые предварительные договоренности и с зарубежными авиаперевозчиками. В их числе — танзанийская Air Tanzania, египетская Cairo Aviation, «Азербайджанские авиалинии» и Peruvian Airlines из Перу. Кроме того, о намерении покупки иркутских лайнеров заявляла белорусская компания «Белавиа».