
«Приходится вкалывать». В Иркутске повысили оклады педагогам, но зарплаты не выросли — разбираемся, что случилось
Зарплата в образовании Иркутской области в 2024 году выросла на 17,4% и превысила 75,6 тысячи рублей. Власти подчеркивают, что постоянно индексируют оклады, но, несмотря на это, чат губернатора то и дело взрывается от жалоб — педагоги заявляют, что на фоне рапортов о повышениях они почему-то теряют в деньгах. Редакция «ИрСити» решила разобраться, что происходит с зарплатами воспитателей и учителей. Оказалось, что это одна из самых сложных и, возможно, непрозрачных сфер.
Рост, который не ощущается
В 2024 году правительство Иркутской области объявило о повышении гарантированной части зарплаты работников бюджетной сферы — такую установку дал федеральный центр.

Как изменилась зарплата педагогов в регионе по версии Минобра
Но педагогические работники начали сообщать о снижении зарплаты. В ответ на массив жалоб в регионе открыли горячую линию и проанонсировали заложенную еще на федеральном уровне индексацию в 4,5%. Новый год наступил, но жалобы не прекратились.
Я одна поднимаю ребенка и вынуждена работать на две ставки, чтобы прокормить свою хоть маленькую, но семью. Почему кто-то отщипывает от моей честно заработанной зарплаты даже без объяснения на то причины, я не понимаю.
Нужно понимать, что зарплата педагогов состоит из трех частей:
ставка оклада (норма учебной нагрузки — 18 часов);
компенсационные доплаты и надбавки (например, за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетом, наставничество, обучение на дому, работу в коррекционных классах);
выплаты стимулирующего характера (например, за наличие категории, за наставничество, доплата молодым педагогам, за наличие наград и премиальные выплаты).
Стимулирующие выплаты начислялись на баллы, которые специалисты получали за выполнение определенных показателей. Руководители школ и детсадов пользовались «стимулиркой», чтобы максимально поощрить педагогов за эффективность и интенсивность их работы. Самые деятельные могли зарабатывать на баллах дополнительно несколько десятков тысяч рублей. Но именно стимулирующие выплаты пострадали при повышении гарантированной части зарплаты. На это жаловались и продолжают жаловаться педагоги.
Срезали стимулирующие выплаты
Повышение гарантированной части коснулось всех работников учреждений образования, не только педагогов. Но, как заметил сотрудник одного из иркутских детсадов, у педагогов вырос фактически только оклад, а у остальных — оклад и премии. «У обслуживающего персонала стоимость балла выросла, а у квалифицированных кадров — снизилась», — подчеркнул собеседник.
В распоряжении редакции находится два письма департамента образования от октября 2024-го и от января 2025-го. Ведомство рекомендует руководителям муниципальных образовательных организаций установить стоимость «баллов оценки выполнения показателей эффективности», которые введены для «обеспечения работникам равной оплаты за труд равной ценности».
Если в октябре 2024-го один балл у работников общего образования стоил 45 рублей, дошкольного — 107 рублей, дополнительного — 134 рубля, то в январе 2025-го суммы были уже совершенно другие. Балл в допобразовании теперь стоит 105 рублей, в детсадах — 85 рублей, а учителям и вовсе оставили какие-то крохи — 17,2 рубля за балл.
Для учебно-вспомогательного персонала стоимость балла действительно выросла — с 71,72 рубля до 98,06.

В ноябре начали выравнивать стоимость стимулирующих баллов, и в итоге она снизилась для учителей до крошечных 17,2 рубля
— У младших воспитателей (помощников) зарплата выходит 43–46 тысяч, у воспитателей без категории — 32–35 тысяч, у воспитателей с первой категорией — 37 тысяч в среднем, с высшей — примерно 50 тысяч на руки. Но нянечкам платят за 1,25 ставки, а воспитателям по одной ставке. Чтобы аттестоваться на первую категорию, надо наработать выступления, конкурсы. На это требуется около года. Потом только можно получать высшую, — подчеркнул сотрудник детсада.
В этом году, добавил он, бухгалтерия больше не дает воспитателям премию за интенсивность.
Фонд оплаты труда не изменился
Такая же ситуация и в школах. Примерно во всех учреждениях показатели эффективности, за которые начисляются стимулирующие баллы, одинаковые. Например, можно получить надбавку за «обеспечение высокого качества образования», «наличие победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций», «применение современных образовательных технологий», «эффективность деятельности и исполнительскую дисциплину», «повышение квалификации», «методическую работу» и так далее. Максимально может быть начислено 100 баллов.
Формулировки у показателей довольно обтекаемые, но это как раз и позволяет руководителям школ поощрять максимальное число педагогов, рассказал наш источник в сфере общего образования. Но раньше стоимость баллов была довольно высокой, в некоторых учебных заведениях — выше 1000 рублей. То есть было за что так упираться на работе.
Сейчас один балл стоит 17 рублей, значит, максимально педагог может получить только 1700 рублей за эффективность труда. Эти деньги, уточняет источник, входят в гарантированную часть, и их получают все педагоги.
— У каждого образовательного учреждения есть фонд оплаты труда. Он не изменился с прошлого года, что в 2024-м, что в 2025-м — фонд одинаковый. Да, гарантированная часть у учителей выросла и существенно — до 40%, но других денег нам не дали, — подчеркнул собеседник.
Сделано по-хитрому. Педагоги же в зарплате не потеряли: оклад проиндексировали, стимулирующая есть, она в гарантированной части, и неважно, что это 1700 рублей, она же есть. Всё по закону, не подкопаешься.
По его словам, сверх этой гарантированной части педагоги могли получать доплату «за интенсивность и высокие результаты работы». Формулировки показателей уже более конкретные, но и вознаграждение существенное.
Например, за подготовку ученика к олимпиаде в течение учебного года можно было получить дополнительно до 10% оклада. За активное участие в жизни школы могли выдать премию в 3 тысячи рублей, а за подготовку документов для организации летнего дневного лагеря — до 10 тысяч рублей. Премировались педагоги и за ведение школьной странички в соцсетях, за работу секретарем на педсоветах, за сопровождение детей в музеи и театры и так далее.
— Доплату в 1700 рублей получат все, а за интенсивность — те, кто в месяце активно отработал. Условно, в одном месяце один педагог мог заработать ноль, а другой — до 15–20 тысяч рублей, — пояснил источник.
Но теперь за интенсивность будут платить только в том случае, «если останутся деньги». Собеседник «ИрСити» подчеркивает, даже если педагог будет работать на интенсивность, может так случиться, что премии за это он не увидит.
Пашут не потому, что хотят
«Уравниловка» со вспомогательным персоналом педагогов сильно раздражает. По словам источника, если взять молодого специалиста, который работает на одну ставку — 18 часов в неделю, у него средняя зарплата будет около 25 тысяч рублей, а технический работник за это же время получит 32 тысячи.
Но таких молодых специалистов практически нет — из-за кадрового голода многие педагоги работают в две смены, берут классное руководство и совмещают несколько должностей (за совмещение им платят голую ставку, без накруток и стимулирующих выплат).
— Есть пример, где учитель-предметник ведет 60 часов в неделю. И это не потому, что он хочет вот так работать. А потому, что, во-первых, нет другого учителя, а во-вторых, ему нужны деньги, чтобы выжить, — подчеркивает источник.
Я не скажу, что учителя бедствуют. Но они и впахивают дай бог. Конечно, идеальная нагрузка — 26–28 часов, классное руководство, и всё, тогда бы и эффективность была лучше, и качество обучения, и выгорания такого бы не было. Но давайте по-честному: кадров нет. А молодые на оплату одной ставки не пойдут, тем более если нужно гасить ипотеку, если есть ребенок. Специалист просто не выживет. Если бы норма в 18 часов оплачивалась в пределах 40–45 тысяч, это было бы достойной зарплатой. И молодежь пошла бы работать в образование.
По мнению собеседника, работа учителя не ограничивается только уроками, многое остается за рамками — это подготовка к занятиям, профессиональное обучение, общение с учениками и с их родителями. А последние, как замечает источник, очень конфликтные.
Хитрое перераспределение
В пресс-службе администрации Иркутска в ответ на запрос «ИрСити» объяснили, почему изменилась стоимость баллов за эффективность. Это связано с увеличением окладов и перераспределением «доли стимулирующей части зарплаты (премии)» в гарантированную часть. Просто так начислить баллы невозможно — эффективность педагогов оценивает созданная в образовательном учреждении комиссия раз в месяц или в квартал.
По информации мэрии, воспитатели детсадов в среднем работают на 1,24 ставки, их помощники — на 1,4 ставки, учителя школ — на 1,67 ставки. Средние зарплаты на январь оцениваются так: 55,8 тысячи, 41,5 тысячи и 70,2 тысячи рублей соответственно.

Нагрузка у педагогических работников серьезная. У учителей так вообще — колоссальная
В администрации подчеркивают, что с начала 2025 года жалоб в связи с индексацией окладов или из-за снижения стоимости баллов не поступало.
А почему все-таки начали снижать стоимость баллов? Как пояснила председатель Иркутской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Валентина Федосеева, ранее в каждом образовательном учреждении были свои критерии, по которым выставлялись баллы, и стоимость баллов была разная. Тогда прокуратура Иркутска внесла представление и обязала департамент образования установить единую стоимость баллов, что власти, естественно, сделали.
— Всё пришло с новой системой оплаты труда, когда в 2008–2009 годах отказались от единой тарифной сетки. Здесь была сделана большая ошибка — акцент на стимулирующих выплатах. Учреждению выделялась сумма на эти выплаты, и она делилась на количество баллов. Проблема заключалась в нестабильности этой суммы, условно, в одном месяце могли дать 300 тысяч рублей на всех работников, а в другом — только 100 тысяч. Но в первом случае, например, у учителя не было олимпиадника, а во втором он появился, но денег стало меньше. Поэтому прокуратура посчитала, что за один и тот же показатель должна быть единая стоимость, — пояснила Валентина Федосеева.
Она уточнила, что это новшество ввели в 2024 году. И сначала баллы снизили до 45 рублей, то есть педагогу, как бы он ни упирался, больше 4500 рублей выплатить нельзя было. Сейчас — только 1700 рублей. «Поэтому пострадали те педагоги, которые интенсивнее работали. А вот у тех сотрудников, которые вели часы без дополнительной нагрузки, по большому счету зарплата выросла. Такое мнение у нас сложилось», — заметила глава областного профсоюза.
Всё упирается в целевой показатель?
С зарплатой педагогов в Иркутске разбирались на недавнем заседании комиссии по соцполитике в городской думе. По информации, предоставленной департаментом образования, на нагрузку 1,67 ставки средняя зарплата составляет 65 996 рублей. Депутаты подсчитали, что одна ставка стоит около 40 тысяч рублей. В департаменте эти расчеты подтвердили.
— У нас в бюджете заложена средняя зарплата по городу Иркутску 95 тысяч рублей за одну ставку. Педагогические работники получают даже меньше половины средней зарплаты. Есть ли какой-то план, чтобы педагоги получали хотя бы среднюю по городу? — спросил депутат Александр Квасов.
Глава департамента образования Анжела Головко ответила, что этот вопрос находится в ведении субъекта, то есть Иркутской области, и зависит от целевого показателя. «Целевой показатель определяется, исходя из средней зарплаты по экономике», — уточнила Головко.
А заместитель мэра — глава комитета по соцполитике Татьяна Эдельман — добавила, что администрация направила уже письмо в Министерство образования региона о повышении целевого показателя для Иркутска. «Целевой показатель должен быть гораздо выше. Мы это обосновали и ждем реакции», — подчеркнула она.
По информации Минобра, на 2025 год целевой показатель для Иркутска установлен в сумме 65 522 рубля. При расчете учитывался размер средней по экономике — 66 682,5 рубля. При этом по итогам 2024 года министерство оценило среднюю зарплату педагогов в регионе в 75 635 рублей — это с доплатой за классное руководство, которая идет из федерального бюджета.

Хоть целевой показатель, от которого рассчитывается зарплата, и вырос, но его всё равно нельзя назвать прозрачным
Что можно поменять?
Линейку показателей средней зарплаты определили для реализации майских указов президента, принятых еще 13 лет назад. Но эти целевые показатели, которые определяет Минобр, нельзя назвать достаточно прозрачными.
Как предположила Валентина Федосеева, «майские указы» вводили для «ограничения расходов финансирования сферы образования». Сначала — в 2012–2014 годы — целевой показатель позволял выделять достаточные суммы на стимулирующие выплаты. А затем, предположила эксперт, оценили объем расходов и решили их отрегулировать. Для этого Росстат разработал методику расчета целевого показателя, которая «позволила в этот целевой показатель закладывать всё».
Теперь, по словам Федосеевой, в целевой показатель, с одной стороны, включается вся начисленная зарплата по штатному расписанию, надбавки за квалификацию, компенсационные выплаты за нагрузку, районные коэффициенты, выплаты молодым специалистам, а с другой — отпускные при увольнении, выплаты за три дня больничного, выплаты советникам и за классное руководство.
— Если мы уберем начисленные отпускные суммы, суммы за первые три дня нетрудоспособности, федеральные выплаты за классное руководство, за советников, то у нас целевой показатель будет ниже. Но тем самым он даст возможность определить дополнительный фонд на выплаты стимулирующего характера по показателям эффективности, — заметила Федосеева.
Высокая нагрузка учителей — по 40–50 часов в неделю — связана с низким размером заработной платы. Работникам интересно брать свыше 18 часов, чтобы более-менее зарабатывать. Это первое. А второе — это дефицит кадров. Те специалисты, которые выпускаются, либо вообще не трудоустраиваются, либо трудоустраиваются, а потом уходят. А вот в этом случае нужно смотреть не только на зарплату, но и на сложность труда.
По данным департамента образования Иркутска, в региональном колледже обучается больше 2 тысяч человек, ежегодно выпускается 350–400 специалистов. В педагогическом институте учится 4,5 тысячи студентов, в том числе 3 тысячи — очно, а выпускается всего 400–500 человек. Из всего количества выпускников трудоустраивается в образовательные организации до 80%.
На сегодняшний день в Иркутске открыто 858 вакансий, примерно по половине приходится на школы и на детсады.
Но беда не только с методикой расчета целевого показателя. Недостаточно справедливо определен уровень, до которого нужно довести зарплаты бюджетников. Если врачи и научные сотрудники должны получать по 200% от среднемесячной начисленной зарплаты, то педагоги — всего 100%. Эти проценты заложены в «майском указе» всё в том же 2012 году.
— Мы даже не говорим о 200%, мы предлагаем поднять эту планку хотя бы до 150%, чтобы у педагогов было относительно всё в порядке. Тогда, кстати, были бы средства на стимулирующие выплаты, — заметила Валентина Федосеева.
Так суд решил
Возможно, проблема все-таки решится. Сейчас регионы оказались в непростой ситуации. По словам Федосеевой, в сентябре 2024-го и в начале 2025-го Конституционный суд (КС) вынес два постановления, по которым учителям за 18 часов работы должны начислять минимальный размер оплаты труда, а за часы выше нормы — сверх МРОТ. Это касается и компенсационных выплат.
— Мы считали, это большая потребность, это в разы увеличивает расходы, — заметила глава регионального профсоюза работников образования, добавив, что остается неясно, как должны рассчитываться часы сверх нормы — исходя из ставки (12 859 рублей) или из минимального размера оплаты труда (22 440 рублей).
Решение Конституционного суда не подлежит обжалованию и иному толкованию и по идее должно применяться во всех регионах без каких-либо указаний сверху. Но пока этого не происходит, так как решение суда потребует пересмотра целевых показателей и вообще всего подхода к расчету зарплаты, считает Валентина Федосеева.
Что делать с этими двумя постановлениями, пытаются понять на федеральном уровне: Министерство просвещения России создало рабочую группу, которая должна определить, как реализовать решения Конституционного суда.
Местные работники образования тоже не сидят сложа руки. Региональный профсоюз предложил рассмотреть возможности реализации решения КС на трехсторонней комиссии Иркутской области по регулированию социально-трудовых отношений. Заседание должно состояться во втором квартале этого года.
— Работники образования задают вопросы, но всё зависит от политической воли, а она, в свою очередь, зависит от состояния регионального бюджета, — резюмировала Валентина Федосеева.