Самоирония классиков и понимание современников. На экранах Иркутска – третья часть «Неудержимых», почти интерактивного кино для тех, кто соскучился.
Боевики – это жанр, на тему которого правоверный фанат из восьмидесятых может сказать очень много, и даже больше, чем много. Убийственная нелогичность и такое же убийственное обаяние – вот гремучая смесь, из которого были сделаны те фильмы. С тех пор утекло много воды, даже комикс понял, как важно быть серьёзным, и было время, когда Голливуд вообще перестал снимать фильмы о простом парне, который спасает мир. Может быть, виной тому были горящие башни-близнецы – но Фабрика грёз словно уловила коллективное бессознательное: бойскауты вымерли, теперь нас может спасти только чудо с планеты Криптон. Жанр «я простой налогоплательщик и я надеру вам задницу» усложнялся, менялся, приходил в упадок, выходил из упадка, а потом Сильвестр Сталлоне решил повеселиться.
В этом месте должно быть сказано, что у всей франшизы большие проблемы с сюжетом, каковой безумен. Ещё обязательно следует указать, что «Неудержимые», в том числе третьи, полны всякого рода штампов. Но, как учила советских лесорубов повариха Тося, даже из картофеля можно приготовить сто сорок блюд. Что можно сделать из десятка легендарных имён, восьми сюжетных ходов, шести тонн тестостерона, пяти тонн харизмы и двадцати лет ностальгии – уму непостижимо, если подойти к делу с толком и самоиронией. А уж с этим у «Неудержимых-3» нет никаких проблем. Вот вам бородатый Уэсли Снайпс, отсидевший за неуплату налогов, и вот вам классная пародия на Десперадо в исполнении самого же Бандераса, и вот вам Харрисон Форд, который «давно так не развлекался» (со времен Индианы Джонса, вероятно), и до кучи злодей – на этот раз в исполнении Мела Гибсона. «Тебе повезло, что ты не видел меня в ярости!» - говорит он. «И в килте!» - мысленно добавляет зритель. И вообще – остаться должен только один.
В этом всё дело. В деталях и отсылках, в цитатах и пародиях, в классическом и смертельно серьёзном безумии сюжета в сочетании с юмором исполнения. В явном удовольствии, которое получают все занятые в проекте – включая тех, кто сидит в кинотеатре. Потому что в случае с третьим фильмом, да и вообще со всей серией, зритель – не просто тот, кто платит деньги за сеанс. Зритель - это тот, с кем говорят и на кого рассчитано, тот, кто соскучился, тот, кто узнаёт безошибочно. Тот, кто добавляет в блюдо соль ностальгии и перец воспоминаний. И в такой момент Шварценеггер может быть сорок раз стар – но с пулеметом в руках он вечен. Правоверный фанат боевиков может говорить о них без умолку, как Галго, и с той же реакцией окружающих. Но удержаться трудно, вот какая история. Сильвестр Сталлоне и не удержался, и с 2010 года всё говорит, и показывает, и напоминает – и таки да, заставляет вспомнить всё и старую гвардию, и тех, кто ходил под стол пешком. Спасибо маме, папе, видеосалонам, пиротехникам, мастерам боевых искусств и Академии, которая никогда не выдвинет «Неудержимых» на «Оскар».
Но на кой чёрт он им и сдался?