Лауреат российской литературной премии «Большая книга» в 2014 году Захар Прилепин 27 июня приезжал в Иркутск на встречу с горожанами в рамках турне «РУСАЛ Фестиваль». Журналист «ИрСити» побывал на мероприятии и записал самые яркие высказывания современного писателя о литературе, политике и шоу-бизнесе.
По информации «Википедии», 40-летний Прилепин (настоящее имя — Евгений Прилепин) — русский писатель, с 1996 года член Национал-большевистской партии. Окончил филологический факультет Нижегородского государственного университета и Школу публичной политики. Работал разнорабочим, охранником, служил командиром отделения в ОМОНе, принимал участие в боевых действиях в Чечне. Работал в журналистике, вёл активную политическую деятельность. Прилепин пишет реалистические рассказы, романы, публицистику. Среди романов популярны «Обитель», «Грех», «Патологии» и другие. В настоящее время является помощником главы самопровозглашенной Донецкой Народной Республики Александра Захарченко.
О политике, Украине и Сталине
Про предложение участвовать в выборах в Госдуму
- В Госдуму мне предлагали идти, скрывать не стану. Но я не вижу себя в данном статусе. Мне находиться и работать на Донбассе любопытно, для меня это самое важное в жизни. Любопытно со своими детьми, женой, книгами. В Госдуме прекрасные люди, очень убедительные, очень хорошо выглядят. Но я как представлю, что сижу с ними на каком-нибудь заседании и три часа на них смотрю – я не могу. Буду понимать, что что-то не то со мной происходит. Они политики, пусть несут на себе этот крест.
О высказывании Путина про Америку-сверхдержаву
- Безусловно, Китай в обозримом будущем будет более сильным, чем США. С точки зрения военной мощи – у Америки есть некоторые конкуренты. Надо помнить, что США может быть долго ещё проживут, но они точно существуют на грани колоссальных экономических проблем: хоть и делают 22% мирового продукта, но сжирают гораздо больше. Живут в долг у всей планеты, и как долго это продлится – большой вопрос.
«Европа колоссально устала от Украины»
- Я не верю в большую войну, нет общемировых интересов в Сирии и даже на Украине. Это частные интересы. За последние 2 года Европа колоссально устала от этой проблемы (Украины – ред.). Более того, мой опыт перемещения по Италии, Франции, Германии и другим странам показывает, что люди в зале – процентов 90 – поддерживают мою позицию, позицию России. При том что там все медиа нацелено долбят нашу страну. <…> Не думаю, что Украина оторвалась навсегда. У нас общие корни, психотип. Украинцы более возбудимые, горячечные, по-хорошему детские: не понравилось – взяли и поломали. Убеждён, это всё быстро пройдёт. Говорить, что Украина сошла с ума, находится под властью фашистов, не надо, это неправда. Далеко не вся страна сошла с ума и участвовала в Майдане, просто те голоса (представителей радикальных взглядов – ред.) нам более всего слышны.
«Сталин – это космос»
- Конечно, никакого однозначного определения Сталина и эпохи, в которой он жил, быть не может. Оно разнородно, как и любая человеческая душа, как любая трагедия. Вы не должны воспринимать нынешнее педалирование Сталина, осуществляемое приверженцами левых взглядов, в качестве личного оскорбления. Он символ модернизации для этих людей. Сталин – это когда люди с этой усатой головой ходят и пугают наш олигархат. Был такой профессор Гиренок (Фёдор Гиренок - советский, российский философ, доктор философских наук), он сказал, что Сталин – единственное, что заставляет появиться ужасу на блудливом лице лавочника. Он прорыв, космос, а не историческая фигура. Это надежда, что мы выберемся из болота фарисейства, лицемерия и лжи, оттока капиталов, сомнительных политических деятелей. Хочется от этой слизи отряхнуться. (Сталин - ред.) Выбирается, как тотемное животное: сейчас будем вас этим Сталиным пугать. Сталин – это неизбежно, ничего не поделаешь. Он всё равно будет иметь ассоциацию с победой в самой страшной мировой войне, со стремительным образованием, которое получило крестьянство.
Прилепин о шоу-бизнесе
Про упырей «голубых огоньков»
- Есть ставка на низкое и глупое. На сериальное мыло. Но это же мы сами все организовали, мы даём эти рейтинги, нас никто не заставляет. Боря Хлебников (российский кинорежиссёр и сценарист – ред.) ищет деньги на фильм, а авторы «Ёлок» не ищут, у них и так есть. Государство должно понимать, что планку нужно поднимать. Бездарности пробьются сами, а талантливым ребятам надо помогать. Сейчас какие-то процессы самовыздоровления национального организма происходят; вчера общался с главной «НТВ» – упали рейтинги криминальных новостей. Я надеюсь, что когда-нибудь упадёт рейтинг «голубых огоньков». Сколько можно на этих упырей смотреть? Война идёт в Сирии, на Донбассе, ни один не приехал. Кобзон сегодня поёт в Донецке, а они все собрались в Латвию выступать. Никакой солидарности, поддержки. Видели фотографии Лещенко и Винокура? Все в орденах! Спой для солдат, если ты такой орденоносец. За что ты их получил? Это наша власть, она им столько надавала. Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов – это народные певцы, а эти кто?
Юрий Лоза как запасной полк
- Я веду музыкальную программу «Соль» на «Рен-ТВ», приходят люди, с которыми можно поговорить. С Лозой там был самый большой скандал. И есть программа на новом канале «Царьград», она называется «Чай с Захаром». Там я встречаюсь с интеллектуалами: Сергеем Михалковым, Иваном Охлобыстиным, представителями русской православной церкви, политиками. Лозу пока не зову, это запасной полк, он всегда пригодится.
Мысли о литературе
«Только дурак отрекается от современной литературы»
- В одном интервью журналист Невзоров (Александр Невзоров – ред.) сказал, что не читает современную литературу, имеет дело с проверенными ребятами – Толстым, Чеховым. Я думаю, если бы он жил при Толстом с Чеховым и говорил, что хочет читать проверенные вещи – Фонвизина и Тредиаковского, а современных Толстого и Достоевского не хочет, как дурак бы выглядел. Ещё слышал: «Я ещё не всего Булгакова прочитал, что мне современных читать». Ничего ты не читаешь, всё ты врёшь. У Булгакова три тома, чтобы их прочитать надо две недели. Это всё попытка самооправдания. То, что пишет Миша Тарковский, Женя Водолазкин, Алексей Иванов – их надо сегодня и здесь читать. Это не хуже современной мировой литературы.
"Никакой пиар не поможет стать читаемым автором"
- Знаю одного серьёзного олигарха, писателя на троечку. Он решил через бабло пиар организовать. Всё метро в Москве было увешано его стикерами, во всех аэропортах положили только его книги, скупил 50 критиков. Роман издали тиражом в 10 тысяч экземпляров – они на волне продались. Потом он ещё книгу написал – продал тысячу экземпляров. Нет, сказали, ты нам не нужен, хоть ты в прах распиарься. Всё равно будут читать Иванова, Водолазкина, Улицкую. Сам не очень люблю Акунина, но его читают. И Пелевин, и Сорокин читаемые не потому, что их кто-то распиарил.
Почему вопрос про сходство персонажей с автором бессмысленный- Один герой делается из двух-трёх персонажей из жизни. Литература – это не истории из жизни. Она про то, как ты словами цепляешь неожиданную человеческую эмоцию. Какая история там в Анне Карениной? Да никакой истории в ней нет, банальный любовный треугольник. Там описаны какие-то толстовские страсти, и вся «Война и мир» населена его друзьями, двоюродными сёстрами, братьями. Это тоже автобиографично, хоть Толстой и не участвовал в войне 1812 года. Литература – это, с одной стороны, то что было, а с другой, это текст, и судить его надо по законам художественного текста.
Три брата Карамазовых и Смердяков в одном русском
Прилепин рассказывает, как герой романа «Обитель» Артём Горяинов вместил в себя троих братьев Карамазовых и Смердякова: «Я втайне подумал о том, что русский человек не так ровно разделён: что один юродивый-святой, другой западник-либерал, третий буйный, а четвёртый вообще отстой человеческой души. Русский человек всё это может в себе совмещать одновременно. Это проявляется не просто в течение всей жизни, а в течение дня».
О вдохновении и глупом пафосе
- Я очень серьёзно отношусь к текстам и отвечаю за каждое написанное там слово. Просто не люблю весь этот угар, когда люди относятся к текстам так, будто они с богами разговаривали. Терпеть не могу этот глупый пафос. Кто тебе сказал, что ты с богами говоришь? Бог тебе это сообщил? Сидишь, пишешь, если получилось – молодец. Это ремесло, к которому я отношусь так, как к своим детям, с чувством серьёзности всего происходящего.
О смысле рукопожатия Валентина Распутина
- У Леонова (советский писатель Леонид Леонов –ред.) была фраза, что русская литература умещается в несколько теплопожатий. «Пушкин жал руку Гоголю, Гоголь – Тургеневу, Тургенев – Толстому, Толстой – Горькому, Горький – мне» - говорил Леонов. А Леонов жал руку Распутину. Вот я и подумал: пойду и пожму руку Распутину, от Пушкина прихвачу. Потом мне от него (Распутина – ред.) передавали приветы – какой я хороший и замечательный. Самая ценная похвала для меня была распутинская, я понимал, что всё не зря.
О новых книгах
- Из новинок – книжка рассказов и книжка публицистики. Публицистика имеет подзаголовок «Хроника идущей войны». Я работаю помощником Александра Захарченко (глава самовозпроглашённой Донецкой Народной Республики – ред.) и знаю какие-то вещи, которые не произносятся по телевизору. Об этом и написал. В книге «Семь жизней» рассказы, которые объедены общей сквозной идеей. Люди живут и думают: «Как бы сложилась моя судьба, если бы я женился на другой женщине, вышла замуж за другого мужчину, была бы другая работа. Если бы выпил не рюмку водки, а рюмку кофе». Я попытался эти расходящиеся тропки судьбы описать. Я там могу быть героем, а могу эпизодическим персонажем.