Улица Тимирязева — самый центр города, где ежедневно проходят и проезжают тысячи людей. Здесь стоит большой двухэтажный дом под номером 9. Вряд ли кто-то поднимает на него глаза, горожане больше любят смотреть под ноги. Между тем этот дом является свидетелем многих событий жизни города и своих постояльцев. Именно с ним, известным среди историков как жилой дом Яковлевой, пришли знакомиться журналисты «ИрСити» и руководитель клуба молодых учёных «Альянс» Алексей Петров в рамках проекта «Исчезающий Иркутск».
Дом №9 найти нелегко, он незаметен за временным забором, какие возводят у строящихся или ремонтируемых объектов. При встрече Алексей Петров отметил, что ему хочется рассказать хорошую историю о восстанавливаемом доме и пошутил, что это будет не «Исчезающий Иркутск», а «Воскресающий».
Вход в дом оказался в проулке на Лапина. Как только мы оказались во дворе, навстречу вышел прораб Юрий. Он отметил, что пока смотреть не на что — дом ещё неказистый, ремонт не завершён. Мы с ним не согласились. Из всех домов, о которых писали в рамках проекта, этот был самый что ни на есть «казистый». Вокруг дома и внутри кипела работа, строители вдыхали в него новую жизнь. Сам же дом, даже обновлённый, выглядел уставшим, умудрённым временем стариком, который уже никуда не торопится, а просто наблюдает за течением жизни.
В архивах есть небольшое описание дома: «Дом был только что выстроен, из новых материалов, потолки оштукатурены, стены оклеены обоями, полы, окна, двери, наличники, лестницы выкрашены, отделка снаружи и внутри чистая и красивая». Конечно, от былой красоты осталось мало, но надёжность и монументальность впечатляют.
«Физически этот дом уничтожить невозможно, посмотрите, какие стены толстенные. Главное, чтобы не сгорел, а так простоял 150 лет и ещё столько же простоит, если не больше», — говорит Юрий.
По словам Петрова, территория, на которой располагается дом, впервые появилась на планах Иркутска ещё в середине 18 века, в 1765 или 1768 году.
«По разным сведениям, уже была эта территория. Здесь были какие-то дома, усадьбы, но хозяйственные постройки появляются на плане 1843 года. Что касается хозяев, известно, что с 1894 года участком владела вдова чиновника Софья Евграфовна Яковлева. Поэтому дом сейчас известен как жилой дом Яковлевой. Ей принадлежал и соседний дом с выходом на Лапина. В 1906 году земля была поделена на два участка, и один из них, с домом, стал принадлежать Елизавете Васильевне Дружининой. Её муж был военный, его звали Фёдор Михайлович Дружинин, он был командир пятой роты и член распорядительного комитета офицерского собрания. В 1909 году этими участками владел некто Хотиишвили, перед самой революцией в 1913-1915 году — жена чиновника, Фёкла Ивановна Фрунина», — пояснил историк.
Алексей Петров также рассказал, что дом был доходным, то есть, все квартиры в нём сдавались в наём. Запись о деревянном двухэтажном доме есть в книге описи и оценочной ведомости по имуществу владелицы Фруниной, она заложила дом за долги земельному банку в 1913 году. Что было в помещении дальше, неизвестно, до минувшего года он стоял без крыши, пока за него не взялись в агентстве по развитию памятников Иркутска.
Во время нашего визита внутри дома свистели пилы, болгарки, укладывались полы, было прохладно и пахло стариной. Алексей Петров отметил лестницу на второй этаж – она сохранилась прежняя, деревянная. Сразу представилось, как больше сотни лет назад спускались по ней дамы в красивых нарядах, как скрипели чьи-то мужские сапоги по этой лестнице и даже дух захватило: ведь этот дом видел так много и столько всего пережил!
К сожалению, Юрий не смог ответить нам, что ждёт дом №9 в будущем. По его словам, все работы выполняли разные люди: одни делали крышу, другие заливали фундамент, он со своей бригадой занимается косметикой. Но одно не может не радовать: дом точно будет жить. Уже сейчас здесь новая крыша, оштукатурены новые перегородки, подведены коммуникации.
Уходя мы наткнулись на кучу строительного мусора, на вершине которой лежали запылённые виниловые пластинки. Мирей Матье, Машина времени, Beatles – вкус у последних хозяев был отменный. Конечно, мы забрали их с собой. И ещё все про себя понадеялись на то, что реконструкция старого дома на бывшей Преображенской улице (не правда ли, символично) будет не исключением, а всё-таки правилом.