Мы часто смотрим остросюжетные фильмы, пытаясь предугадать события и вычислить преступника. Для нас это просто отдых, а для следователей раскрытие преступлений - каждодневная тяжёлая работа. И у каждого из них найдётся пара историй из практики, которые могли бы запросто лечь в основу голливудского детектива. Журналист портала «ИрСити» поговорил со следователями регионального управления Следственного комитета России о самых запоминающихся делах за последний год.
Рецидивист-философ
В сентябре 2015 года в Иркутске убили женщину. Об этом сообщил мужчина, который пришёл в гости к матери, однако долго не мог найти её в доме, открыл подвал и обнаружил тело со следами удушения и насилия, вызвал полицию.
После этого началась, по словам старшего следователя по Октябрьскому району Дмитрия Мазуренко, обычная работа - осмотр места происшествия, поиск свидетелей. Через 3 дня такой появился. Он вспомнил, что к потерпевшей приходил мужчина азиатской внешности, и указал на дом подозреваемого. Там следователи провели обыск, заглянули даже в печку, где нашли клочок бумаги с фамилией убитой женщины.
«Там же были и обгоревшие вещи, но этот маленький клочок бумаги, остаток документа, стал нашей главной уликой», - вспоминает следователь.
После установления личности подозреваемого его объявили в розыск. Поиски продолжались неделю, а потом выяснилось, что мужчина едет в Казахстан.
«Мы связались с нашими коллегами в Казахстане, полицейские сняли его прямо с поезда и арестовали. После - экстрадировали в Иркутск. Здесь подозреваемый был уже в декабре и почти сразу признался в преступлении», - перелистывает страницы уголовного дела Мазуренко.
Преступник рассказал, что пришёл к женщине в гости, они вместе выпивали, а после захотелось любви. Хозяйка сопротивлялась (об этом говорили и следы борьбы, найденные дома), а мужчина просто испугался, что о насилии узнает полиция. Поэтому решил задушить собутыльницу. Труп скинул в погреб, протёр отпечатки пальцев, забрал документы и вещи, к которым притрагивался, чтобы сжечь их.
«Личность, конечно, интересная, во время допросов он очень много говорил, рассуждал, философствовал. В одну минуту говорил, что сожалеет, через какое-то время становился яростным и уже не считал себя виновным. Противоречивый человек», - рассказывает следователь.
Дальше выяснилось, что мужчина уже неоднократно был судим за аналогичные преступления. В Иркутске он оказался после того, как избил свою дочь и отбыл за это наказание в колонии в посёлке Плишкино.
По словам Мазуренко, преступник удивил его и адвоката тем, как он знакомился с материалами уголовного дела: листал страницы, когда увидел фотографии дома, в котором совершил последнее преступление, замер. В кабинете наступила гробовая тишина, а мужчина начал медленно водить пальцами по фото, обводя каждый предмет, как будто пытался потрогать. Так страница за страницей.
«Вдруг он резко захлопывает дело на очередной странице, там, где фото убитой женщины. Я никогда ещё такого не видел. Просто захлопнул том, когда увидел труп. Ещё минут 10 не мог прийти в себя. И объяснить своё поведение он тоже не смог. Хотя обычно говорил без умолку, вообще он такой… философ», - рассказывает следователь.
Иркутский областной суд приговорил убийцу к 20 годам колонии строгого режима. Уже из тюрьмы мужчина прислал письмо своему адвокату, в котором поблагодарил за помощь и поддержку.
Взятки со студентов по-крупному
Ещё Гоголь в «Ревизоре» описал такое явление, как «взятка», пусть и борзыми щенками. С тех пор прошло много лет, а брать взятки не перестали, разве что щенки сменились на купюры. Например, преподавательница кафедры «Финансы и кредит» Иркутского национального исследовательского технического университета установила определённый прейскурант, по которому принимала у студентов зачёты и экзамены. Этот сюжет для детектива рассказала следователь по особо важным делам Александра Якимова.
До 3 июля 2016 года в Уголовном кодексе была только одна статья, которая предусматривала наказание за взятку. Именно по ней рассматривалось многоэпизодное дело с преподавателем технического университета по 63 фактам взятки и 37 служебным подлогам – внесениям ложных сведений в официальные документы. По ней подозреваемой грозило бы до 7 лет лишения свободы и штраф в размере, превышающем сумму взятки в 70 раз. Однако после 3 июля в федеральный закон внесли изменение, и дело было переквалифицировано, став «Мелким взяточничеством». А из тяжкого преступления получилось преступление небольшой тяжести.
Были пересмотрены и сроки давности – 2 года. Так на рассмотрении у следователей осталось 38 взяток и 20 служебных подлогов, потому что некоторые зачёты и экзамены за деньги были проставлены ещё в 2013 году. Теперь вместо возможных 7 лет лишения свободы подозреваемой грозит штраф до 200 тысяч рублей и до 1 года лишения свободы.
Изначально деньги начали предлагать сами студенты, как правило, заочного и вечернего отделений, ссылаясь на то, что нет времени. Им проще было отдать пару тысяч рублей и получить «хорошо» или «отлично» в зачётку. Однако со временем женщина привыкла к такому порядку, и сама начала требовать взятку и «валить» студентов. Тогда-то те, кто хотел заработать честную оценку, обратились в правоохранительные органы.
«Больше всего возмущало поведение студентов. Они не нацелены на получение знаний, для них главное – получить корочку. Получается, что они платят за обучения, чтобы получить знания, а потом зачем-то приходят и платят за оценки», - говорит следователь.
Следователи также установили, что университет практически не контролировал порядок сдачи экзаменов. Преподаватели были сами по себе, никто не знал, когда и как проставлялись данные в экзаменационные листы. Но после этого случая руководство вуза приняло меры и постаралось улучшить контроль.
Преподаватель признаёт свою вину и раскаивается. Однако она не считает, что это было во вред студентам, так как во многих случаях инициатива исходила от них. Сейчас она находится под подпиской о невыезде, уголовное дело готовится к передаче в суд.