Санкции Минфина США были введены в пятницу 6 апреля, поэтому первые результаты экономика России почувствовала на новой рабочей неделе. Кроме курса рубля и антисанкций России, Иркутская область внимательно наблюдает за развитием ситуации с компанией «Русал», которая владеет Иркутским и Братским алюминиевыми заводами.
9 апреля истёк контракт с главврачом Иркутского перинатального центра Ириной Ежовой. Несмотря на все усилия минздрава и попытки представить это рутиной процедурой, ситуация очень быстро вышла в политическую плоскость.
Кроме того, депутаты заксобрания региона и Госдумы РФ, а также члены Совета Федерации опубликовали свои доходы за 2017 год, а в Иркутске из-за нарушений требований пожарной безопасности закрытии ТЦ «Карамель».
Алюминиевое Приангарье
Санкции, введённые США, касаются 24 россиян и 15 связанных с ними компаний, в том числе олигарха Олега Дерипаску, «Русала» и En+ Group. Эти компании контролируют в Иркутской области Иркутский и Братский алюминиевые заводы, «Иркутскэнерго» и «Востсибуголь».
В самом начале недели акции «Русала» рухнули почти на 50% во время торгов на Гонконгской бирже после того, как компания объявила о риске технического дефолта. Затем один из крупнейших в мире поставщиков сырьевых товаров и редкоземельных материалов – швейцарская компания Glencore - отказалась от конвертации принадлежащих ей акции компании «Русал» в депозитарные расписки En+, заявил о выходе своего представителя из совета директоров.
Технический дефолт — ситуация, когда заёмщик нарушил долговой контракт, но физически контракт выполнять может.
Чуть позднее Лондонская и Нью-Йорская товарная биржи сообщили о приостановке работы с алюминием «Русала», а компания «РусГидро» - что заново оценит риски работы по проекту Тайшетского алюминиевого завода. Условия её участия в ТАЗе были утверждены буквально за день до введения санкций.
Правительство России заявило, что не бросит компании, включённые в санкционный список США. Сейчас рассматривается вариант предоставления «Русалу» финансовой ликвидности через «Промсвязьбанк».
На заводах в Шелехове и Братске последствия введения санкций пока никак не комментируют. По данным СМИ, 16 апреля в Иркутскую область планируется визит Дерипаски.
Конфликт вокруг Ежовой
В понедельник с поста главврача Иркутского роддома ушла Ирина Ежова, которая возглавляла больницу с 2002 года. Сначала минздрав Иркутской области представил это как обычное истечение срока трудового договора, но уже на следующий день вынужден был выложить длинное обоснование своего решения из-за общественного резонанса: за день до отставки работники роддома выложили письмо в поддержку Ежовой, а 10 апреля пациентки роддома объявили о сборе подписей против решения ведомства.
Ежова не стала комментировать своё увольнение, ограничившись заявлением о том, что она находится в шоке от произошедшего. Министр здравоохранения Иркутской области Олег Ярошенко также лично не комментировал это событие и не встречался ни с сотрудниками роддома, ни с возмущёнными пациентками.
К концу недели ситуация окончательно превратилась из кадровой в политическую: врачи Иркутского перинатального центра отправили письмо полпреду президента России в Сибирском федеральном округе Сергею Меняйло. К этому моменту инициативная группа пациенток набрала около 300 подписей и отправила своё обращение в минздрав. Также была создана петиция на сайте Change.org, которая набрала 2 тысячи подписей за 4 дня.
Сейчас исполняющей обязанности главврача Иркутского роддома назначена заместитель главного врача Оксана Токмакова, на сайте минздрава с 10 апреля висит объявление о вакансии. При этом на главной странице сайта больницы по-прежнему висит обращение Ежовой, а в вакансиях нет даже намёка на поиск руководителя учреждения.
Бедные и богатые
В пятницу сведения о доходах за 2017 год опубликовали депутаты областного и федерального уровня, а также члены Совета Федерации. Последних, кстати, можно назвать очень скромными по сравнению с парламентариями заксобрания и Госдумы – их собственность и доходы практически не изменились с 2016 года.
В заксобрании Иркутской области стал генеральный директор Верхнеленского речного пароходства Николай Труфанов, который увеличил свой доход почти в 15 раз, до 648 миллионов рублей. При этом самый богатый депутат-2017 гендиректор «Иркутской нефтяной компании» Марина Седых потеряла больше 500 миллионов рублей: её доход снизился в 25 раз – до 21,5 миллиона рублей.
В Госдуме среди депутатов от Иркутской области самый высокий доход – у народного артиста России Иосифа Кобзона, он составляет 15 миллионов рублей и снизился с 2016-го на 30 миллионов. В общем среди самих депутатов неожиданных высоких доходов нет, но вот с их жёнами всё интереснее. Так, супруга одного из самых бедных депутатов Госдумы Алексея Красноштанова за 2017 года заработала почти в 430 раз больше, чем в 2016-м, и даже больше, чем Труфанов, - 670 миллионов рублей.
Последствия «Зимней вишни»
Три торговых центра в Иркутской области закрыли по решению суда после проверки требований пожарной безопасности. В их число входит ТЦ «Карамель» в центре Иркутска. Его работа приостановлена пока на месяц, до 13 мая.
К «Карамели» у прокуратуры несколько претензий и за это время собственникам надо привести в работоспособное состояние систему автоматической пожарной сигнализации, автоматическую установку водяного пожаротушения, системы дымоудаления, а также обеспечить сигналы системы оповещения и управления эвакуацией нормативным уровнем звука.
В посёлке Хомутово приостановили работу ТЦ «Радуга»: стены и потолок в детской комнате были сделаны из горючего материала. в помещениях центра отсутствовали автоматическая пожарная сигнализация, эвакуационные выходы, источник наружного пожаротушения, первичные средства пожаротушения.
Третий торговый центр – в Черемхово и называется «Радуга». Там у собственника вообще отсутствовало разрешение на ввод здания капитального строительства в эксплуатацию. При этом после того, как судебные приставы опечатали здание, владелец сорвал пломбы и продолжал работать.