На минувшей неделе говорили про туризм на Байкале, в дискуссии участвовали главы двух регионов – Иркутской области и Бурятии. И отгадайте с трёх раз, от чьих слов мой внутренний турист встал в стойку «на старт»? Всё верно. Бурятия возбуждает, Иркутская область – к сожалению, нет.
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 13 июня.
Не подумайте, что я какая-то зажравшаяся злыдня. Я очень люблю свой регион, и болею, если уезжаю из него. Я видела не всю Иркутскую область, но там, где была, не жалея разбрасывала частицы себя. Потому что люблю эту землю, этот воздух, это небо и солнце.
Но я не люблю, когда люди, облечённые властью и волей, как бы видят регион, но не смотрят конкретно на него – взгляд направлен куда-то насквозь. Такие чувства я ощутила, когда послушала, как и что говорит губернатор Приангарья Игорь Кобзев. Как будто со спины ледяной водой окатили.
Знаете, почему мне Алексей Цыденов понравился больше? Он честно признал, что Байкал – это главная точка притяжения, круче которой в Байкальском регионе ничего нет, хоть из штанов выпрыгивай. И благодаря Байкалу можно и нужно развивать туризм мирового класса (в Бурятии для этого работает отдельное министерство).
«Мы для себя чётко определили, что для нас туризм – одно из основных направлений развития, поскольку полезные ископаемые – исчерпаемый ресурс, сельское хозяйство с учётом климатических особенностей у нас достаточно сложное, а туризм – это отрасль, которая сейчас растёт во всём мире, и расти будет», - заметил Цыденов.
Да, не всё просто с особой экономической зоной (но в «Байкальскую гавань» хотя бы идут новые инвесторы, в «Ворота Байкала» как будто никто новенький не стучится), всё трудно с побережьем и всё плохо с очистными. Но Бурятия не топчется на месте, а упрямо идёт вперёд, прекрасно понимая, что если уж делать, то всё синхронно и системно – и природоохрану, и сервис, и транспорт.
Конечно, в Иркутской области эти проблемы тоже решаются, я не буду обесценивать труд очень многих прекрасных людей, благодаря которым окружающий мир каждый день становится чуточку лучше. Но, может, таких людей катастрофически мало? А их труд теряется за бесконечными отчётами властей. Может, потому что на Иркутскую область я смотрю постоянно, а на Бурятию - раз в полгода? Что-то вроде «взгляд замылился». И смотрю на соседей, когда инфоповоды появляются. Но среди них — такие, какие нам побить нечем.
Простите, я о своих баранах – про аэропорт. Улан-Удэнский авиаузел (который, на секундочку, называется «Байкал») - это такая горячая точка, где в последние несколько лет происходит основная движуха.
Новая взлётно-посадочная полоса, пятая степень свободы воздуха (когда аэропорт может принимать транзитные иностранные воздушные суда), планируемый новый пассажирский терминал, чартерные рейсы на Байкал. Честно? Я завидую. И после такого верю, когда Цыденов говорит, что через три, максимум пять лет жители Бурятии «почувствуют не турпоток, а денежный поток». Как будто соседи поняли высшую мудрость, а заключается она в том, что крупный, красивый, развитый аэропорт только поможет в жизни. Пусть это дорого и трудно.
А что в Иркутской области? А Иркутская область живёт мастер-планами. Мастер-план Байкальска, мастер-план Листвянки, мастер-план КБЖД. На всё – мастер-план. И работать «двадцать четыре на семь». А аэропорт – это игрушечка-антистресс, просто приятно, что она лежит в кармане, а когда нервничаешь, можно взять её в руки и помять. Кайф.
- Услышал у коллег, что у них всё хорошо по аэропорту, - как-то странно усмехнулся Игорь Кобзев после выступления Цыденова, может, знает то, что мы не знаем. – У нас в общем-то вопрос с историей, выходим опять на финишную прямую с точки зрения подхода места выбора. Конечно, работы непочатый край.
Вас не смущает фраза «опять выходим на финишную прямую»? Нет? Всё в порядке? Окей. А меня смущает. Мы как белки в колесе с этим аэропортом, никакого движения вперёд, только - по кругу. При этом губернатор прекрасно знает про все возможные площадки – и про Позднякова, и про Ключевую, и даже про давно не упоминавшуюся Усть-Орду. Кажется, будто надо в принципе по аэропорту менять риторику и смотреть на него именно с точки зрения возможного развития туризма, а не с точки зрения актива, который вроде можно кому-нибудь отдать, а можно и не отдавать – прибыльное же предприятие.
А пока мы размазываем туризм тонким слоем по всему региону. Хотя давно пора перестать сопротивляться и отдаться в волны могучего Байкала. Разве минувший зимний сезон это не доказал? Упереться в аэропорт и, например, в Байкальск и стоять приманивать этими «вкуснятками» крупную рыбу. Но нет, мы продолжим разрабатывать бесконечные мастер-планы, а потом завернёмся в них и будем лежать ровненьким, красивеньким рулончиком, радуясь собственной находчивости. Так и похоронят. Шутка.