После сильного дождя в пятницу утром я попросила подписчиков в своём телеграм-канале прислать фотографии или написать в комментариях места в городе, которые превращаются для людей в непреодолимое препятствие. У меня таких места три, и несомненный лидер – это перекрёсток улиц Софьи Перовской и Партизанской, где топит оба пешеходных перехода – и через Софью Перовскую, и через Партизанскую. Глубина лужи – по щиколотку (к сожалению, я как-то нечаянно проверила), ещё надо, чтобы как-то твоё намерение перейти дорогу заметили проезжающие водители, это очень нелегко.
Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 13 июня.
В комментариях показали ещё один такой прекрасный перекрёсток – Красногвардейской и Декабрьских Событий.
А ещё выход из поликлиники на улице Бурлова. И написали о переходе на улице Марата напротив одного из зданий администрации, о луже на остановке «23-я школа», об улице Дорожная, которую топит в дождь.
Как пишут читатели, некоторые из этих объектов – Софьи Перовской, Дорожная, Красногвардейская – после относительно недавного ремонта. И это у меня вообще никак не укладывается в голове. Как показывает анализ сайта госзакупок за последние три года, основные ремонты дорог в городе проводили иркутские компании, а принимали их – иркутские чиновники. Как, скажите мне, как можно настолько наплевательски относиться к городу, в котором вы сами живёте? По улицам которого вы сами ходите, ходят ваши жёны, матери и дети?
Мне очень хочется, чтобы всем чиновникам мэрии, директорам МУПов и иркутским депутатам запрещали пользоваться машинами с того момента, как они начинают исполнять свои полномочия. Только общественный транспорт, только пешком, только хардкор.
Чтобы в любую погоду, в любое время года – на работу и с работы, на все рабочие встречи (а лучше и по личным делам тоже) только на автобусах, трамваях и троллейбусах, с учётом коронавирусной ситуации – в масках и с соблюдением социальной дистанции. Каждый день, 365 дней в году.
Чтобы эти люди в красивых дорогих костюмах с пачками бумаг в портфелях прыгали через лужи, уворачивались от автомобилей, шли по улицам, на которых нет тени, потому что деревья вырубили, а вместо них в землю воткнули веточки, по выбитой плитке, по раскуроченному асфальту, по скользким тротуарам, по разбитым лестницам и тёмным переулкам. Чтобы если групповой выезд на ремонт дорог депутатов и чиновников, то только в ПАЗиках.
Мне почему-то кажется, что если такого абстрактного чиновника Евгения Николаевича по дороге на важную встречу или просто на работу случайно из лужи обольёт водитель, спешащий по своим делам, Евгений Николаевич это очень чётко запомнит. И тогда – даже при условии очень ограниченных ресурсов бюджета города – у нас всё довольно быстро начнёт приходить в порядок.
Пешеходные переходы перестанет топить, найдутся деньги на ливневую канализацию, на нормальные тротуары, на ровные дороги, на удобный общественный транспорт, на решения по обрезке деревьев, которые будут давать этим деревьям шанс не быть столбами. Не будет оригинальных инициатив по строительству подземных переходов на каждом перекрёстке или по закупке ПАЗиков в качестве общественного транспорта. Может быть, даже появится больше мотивации и аргументов для диалога с областными чиновниками и депутатами, а приоритеты поменяются, город станет действительно для людей, а не для машин.
И мне очень жаль, что никогда иркутские чиновники и депутаты не пересядут на общественный транспорт и не будут ходить пешком, даже неделю, даже в рамках пиар-акции. Потому что потом же придётся как-то говорить о результатах этого эксперимента, принимать какие-то нелёгкие решения, доказывать свою позицию, настаивать на разумных решениях, добиваться денег… А это очень сложно, слишком. И очень большая ответственность – вслух открыто признать проблему и потом биться лбом о стену в попытке её решить. Никто её на себя не возьмёт.