Мэрия Иркутска в этом году с помощью дочерней компании Сбербанка Strategy Partners разрабатывает стратегию развития города. Процесс не всегда шел гладко, но в середине декабря в городе прошло обсуждение результатов первого этапа. Как говорится в сообщении горадминистрации, на стратегической сессии поднимали вопросы о приоритетных секторах городской экономики, сценариях реализации стратегии, а также моделях пространственного развития Иркутска. В новой колонке на сайте «ИрСити» главный архитектор Антон Жуков рассуждает о приоритетах, которые чиновники хотят заложить в этот документ, и необходимости расширять границы Иркутска.
Стратегическая сессия подводит черту под первым этапом разработки стратегии социально-экономического развития Иркутска до 2036 года. Для меня особый интерес представляет тема пространственного развития, потому что то, что будет изложено в стратегии, нам необходимо будет заложить в генеральный план как в инструмент ее реализации и в нижележащие документы — это правила землепользования и застройки, проекты планировок территорий, которые будут детализировать эти решения.
То есть нам нужно стратегически определиться, необходимо ли нам менять границы города, есть ли предпосылки для появления и образования новых территорий, например, промышленного назначения или жилых зон, какие перспективы развития у застроенных территорий, транспортной схемы и так далее. На уровне стратегии это означает выработку какого-то ориентира, которого надо будет придерживаться.
Зачем вообще нужна стратегия? В Иркутске людей, которые принимают решения здесь и сейчас, достаточно много, и в идеале у них должно быть единое видение прекрасного будущего. Стратегия — это целеполагание. Когда мы установим цель, дальше, после первого этапа будет разработана методология — какие шаги надо предпринять администрации, чтобы прийти к ней. И, я так понимаю, что это как раз и будет та рамка, которой должна руководствоваться администрация, дума при принятии решений.
Первый этап разработки стратегии получился по составу материалов достаточно объемным, что свидетельствует о том, что ее разработчики глубоко погрузились в наши цифры, в нашу специфику. На стратегической сессии обсуждались эти результаты. Я этот документ изучал, во многом согласен. Те предпосылки и та база, которая в городе есть, отражены качественно и корректно.
Мы профессиональным сообществом обсуждаем тему того, что бы нам хотелось, чтобы в документе содержалось, и у нас есть несколько тезисов, которые больше всего относятся именно к стратегии.
Мы хотим, чтобы Иркутск был приближен к городу, развивающемуся по модели 15-минутного города, то есть был более удобным для пешеходов, с выраженным приоритетом для общественного транспорта, был бы городом, в котором в радиусе 15 минут есть всё необходимое для жизни в каждом районе. Если у нас сегодня гипертрофированная ситуация с моноцентричностью, то мы хотим видеть полицентричный город, в котором есть все обслуживающие функции для обычного течения жизни в пределах 15 минут.
Понятно, что это фантастическая цифра, и сейчас любой, кто это прочитает, скажет, что это невозможно. В абсолютном значении это мало достижимо, но этот тезис, этот фокус важно иметь в виду при принятии решения о том, как нам надо совершенствовать транспортную схему, какое территориальное и функциональное зонирование вести. Важно, чтобы решения принимались не в фокусе «давайте всё сделаем парками или жильем», а в фокусе «чем должно быть насыщено пространство — парками, жильем, объектами соцкультбыта».
Последние годы в этом смысле мы сосредоточились на самом больном — школах и садиках. У нас уплотнилась застройка, появились новые жители, и школ на территориях с новыми ЖК сильно не хватает. Это очевидно, но также косвенно понятно, что не хватает не только школ, но и МФЦ, представительств органов муниципальной власти, обслуживающих компаний и так далее. Этот момент сейчас упускается из виду. Понятно, что мы его не вылечим за 5 лет, но как стратегический вектор такая цель будет учитываться.
Второе — и это мой посыл — я считаю, что стратегически мы должны себе сегодня сказать: всё аварийное жилье должно интенсивным образом заместиться новым, но не по принципу, что на месте старых домов мы построим новые, а так, что на месте аварийного жилья появится новая жилая среда уже с теми принципами и подходами, которые мы туда вкладываем.
Сейчас законом определено несколько критериев определения аварийности жилья — нарушение конструктивной надежности, сниженная энергоэффективность, недостаточность квадратных метров, отсутствие центрального отопления и так далее. Но такого критерия, как дефицит сейсмостойкости, нет, хотя сегодня невозможно себе представить, что мы разрешаем строительство таких домов, с таким конструктивом, как дома 335-й серии.
Для меня как для архитектора, как для градостроителя возможность раскрыть потенциал реновации этих территорий — это очень здорово. В конечном итоге это сильно обогатит экономику, потому что строительная отрасль всё равно дает толчок для всех. Рассчитываю, что если в стратегии это предложение появится, то у нас получится инструмент перекомпоновки плотности застройки в пределах города. При внесении изменений в генеральный план это будет первое, на что мы обратим внимание, потому что генплан децентрализацию в себе никак не отразит. Для этого нужны более детальные проекты.
В рамках стратегии доводов и предпосылок к тому, что границы города будут изменены, приведено на сегодняшнем этапе не было. С градостроительной точки зрения предпосылок к тому, чтобы город стал больше в своих границах, тоже нет.
При этом я сторонник того, что сначала нам нужно довести существующие городские территории до совершенства, а потом куда-то передавать свой опыт. Когда мы в абсолют возведем благоустройство в городе, то тогда мы, наверное, задумаемся и будем справедливы в вопросе расширения границ. Сегодня нам похвастать нечем.
Стратегически, я считаю, нужно сосредоточиться на улучшении качества среды, которая есть сегодня. Может быть, стратегия определит критерий, по которому мы сможем оценить, достигли ли мы какой-то планки, после которой надо расширяться, или нет. Сегодня говорить о границах в рамках стратегии, базируясь на градостроительных предпосылках, не приходится.
Если есть какие-то законодательные предпосылки, государственные программы, поручения и так далее, какая-то модель, в рамках которой это надо сделать, — хорошо, но в рамках стратсессии это сегодня не обсуждалось.
Нужно ли Иркутску расширять границы?