Лесные пожары на территории Иркутской области в 2014 году наделали много шума - в конце июня на регион приходилась четверть всех пожаров в России. Площадь, пройденная огнём, по сравнению с 2013 годом увеличилась почти в 16 раз, а в 70% случаев пожары возникли из-за неосторожного обращения с огнём в лесу и на прилегающих к нему территориях.
Пожароопасный период в Приангарье в 2014 году наступил раньше обычного. Губернатор Сергей Ерощенко 18 апреля ввёл особый противопожарный режим. С 18 мая, после пожара в посёлке Дальний Нижнеилимского района, где огонь уничтожил 22 дома, в области был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Позже, в конце мая, он был снят из-за стабилизации остановки, но 24 июня был снова введён по причине роста возгораний в лесах.
Как сообщили корреспонденту «БайкалПост» в пресс-службе правительства Иркутской области, с начала пожароопасного сезона зарегистрировано 1,9 тысячи пожаров на площади 414,8 тысячи гектаров. В аналогичном периоде прошлого года было зарегистрировано 499 пожаров на площади 22,5 тысячи гектаров. Сейчас наиболее сложная остановка складывается в Катангском районе, где действуют пять лесных пожаров, в Усть-Кутском районе – шесть и Чунском районе – пять пожаров.
Как сообщили «БайкалПост» в агентстве лесного хозяйства Приангарья, 76,8% лесных пожаров возникают по вине местного населения, 5,3% - от сельхозпалов. По информации Совета Федерации, число пожаров растёт из-за нелегальных объектов переработки древесины, а также умышленные поджоги для снижения затрат на производство сельскохозяйственных работ. Иначе говоря, в 2014 году в большинстве случаев лесные пожары происходят не из-за природных аномалий, а из-за безответственности людей и отсутствия контроля со стороны местных властей.
Правительство РФ уже раскритиковало власти Иркутской области за подготовку к пожароопасному периоду и работу по тушению лесных пожаров. Заместитель председателя правительства РФ Александр Хлопонин заявил, что введение режима ЧС в регионе запоздало почти на месяц, из-за этого пожары распространяются на большие площади, а, значит, на их ликвидацию тратится больше сил и средств. Одной из причин роста лесных пожаров зампред назвал некачественную подготовку субъектов к пожароопасному сезону, в том числе нескоординированность действий властей при тушении лесных пожаров. Кроме того, в регионе почти не ведётся работа по привлечению к ответственности виновных в лесных пожарах.
Также Хлопонин затронул тему предоставления местными властями недостоверных данных по лесным пожарам. «Мы, не имея достоверных данных, не можем своевременно правильно перераспределить субсидии и выдать технику для ликвидации пожаров. Мы сейчас разбираемся, и на селекторном совещании, которое запланировано в середине июля, мы конкретно этот вопрос будем ставить», - добавил он.
Прокомментировать заявления Хлопонина в правительстве Иркутской области и в Агентстве лесного хозяйства корреспонденту ИА «БайкалПост» отказались.
На официальный запрос газеты «Байкальская Сибирь» губернатору Иркутской области о проблемах в работе Агентства лесного хозяйства и об оценке ситуации с тушением пожаров ответил временно замещающий должность руководителя Агентства Александр Кулахметов. Он не видит никаких проблем в деятельности агентства.
Тем не менее, 19 мая руководитель Рослесхоза Владимир Лебедев обратил особое внимание на неудовлетворительную работу Агентства лесного хозяйства Иркутской области. Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу было поручено подготовить представление на работу Агентства по подготовке региона к пожароопасному сезону.
К критикой на Агентство лесного хозяйства обрушился и эксперт Международного социально-экологического союза (МСоЭС) Алексей Григорьев. По его словам, качество информационных сообщений о лесопожарной обстановке оставляет желать лучшего: они написаны по образцу, но не содержательно. Кроме того, они мало соответствуют действительности: среднее расхождение по пройденной огнём площади составило 3,6 раза.
Как сообщало РИА «Irkutskmedia», руководители нескольких программ в Greenpeace Russia также считают, что в Иркутской области и по всей России ведомства не только подают сведения о заниженном количестве лесных пожаров, но и не хотят признавать масштабы существующих проблем.
«Традиционно Иркутская область, конечно, как регион, который часто горит, относительно готова к сезону в той или иной степени, многие усилия к этому прикладываются. Проблем несколько. И они для Иркутской области тоже довольно традиционны. Это искажение данных и неготовность признавать реальные масштабы проблемы вовремя. Причём это началось не в этом году. У нас была такая традиция в лесном хозяйстве, органах МЧС, видимо, из благополучия показывать более благоприятную картину, чем есть на самом деле. Особенно это касается лесных пожаров. Когда ситуация ещё может быть взята под контроль, прикладываются все усилия для того, чтобы не вводить режим ЧС, не показывать реальные площади лесных пожаров. Это приводит к тому, что сила и средства выделяются с опозданием. У нас занижают площадь лесных пожаров, в том числе по Иркутской области. Нет основания выделять достаточное финансирование, усиливать противопожарные службы, пока не признаются реальные масштабы проблемы. В этом году сначала органы лесного хозяйства и региональные власти заявляют, что ситуация под контролем, что всё замечательно, что площади очень маленькие, но в реальности мы видим, что площади пожаров такие, при которых требуется мобилизовать все силы. Когда признаются реальные масштабы проблемы, обычно с ними уже ничего нельзя сделать», – говорил руководитель противопожарной программы Greenpeace Russia Григорий Куксин.
Между тем, майские лесные пожары успели попасть в поле зрения NASA. Тогда пожары повлекли за собой образование кучевых и огненных облаков. Иркутская область стала первой территорией северного полушария за время действия пожароопасного периода 2014 года, где образовался этот вид облаков.
Безусловно, реальную ситуацию с пожарами скрывать недопустимо. Если в 2000-х годах это имело какой-то смысл, то теперь федерация имеет возможность получать достоверные сведения безо всякого участия регионов. Рисуя для самих себя фиктивные данные, власти субъектов только усугубляют проблемы, не имея возможности своевременно направлять в горячие точки дополнительные ресурсы и рассчитывать на помощь федерального центра. А при разборе полётов всё это выливается в крайне нелицеприятные выволочки, типа той, что устроил нашкодившим субъектам Хлопонин.