Байкальский регион в силу своего геополитического расположения напрямую зависит от взаимоотношений России с Китаем. Наличие такого мощного стратегического партнёра во времена напряжённых взаимоотношений с Европейским союзом — это, казалось бы, гарантия усиления внимания федерального центра к субъектам этого макрорегиона, а подписание «газового» контракта — это, как минимум, старт новой эпохи не только во взаимоотношениях с восточным соседом, но и развития трёх прибайкальских регионов — Иркутской области, Республики Бурятии и Забайкальского края. К сожалению, ключевая фраза в вышесказанном - «казалось бы».
Газовая блокада
21 мая «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали контракт на поставку российского трубопроводного газа с Ковыктинского (Иркутская область) и Чаяндинского (Республика Якутия) месторождений в Китай сроком на 30 лет. Контракт предполагает поставку 38 миллиардов кубометров газа в год. Общая цена соглашения составит 400 миллиардов долларов. При этом «Газпром» не раскрывает стоимость одной тысячи кубометров газа для КНР. По мнению многих аналитиков, в том числе и аналитик «ВТБ Капитала» Екатерина Родина, это связано с тем, что она оказалась ниже той, которая установлена для стран ЕС, как минимум, на 20-30 долларов, и составила около 350 долларов за тысячу кубометров. Если учесть, что на старте Россия просила 400 долларов, то снижение достаточно серьёзное. Помимо этого в пылу переговоров Россия отказалась взимать с добытого для КНР газа налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Управляющий активами Concern General Invest Владислав Метнёв твёрдо уверен, что «газовый» контракт едва ли станет рентабельным для страны, а скептики-оппозиционеры, вроде Бориса Немцова, называют его и вовсе убыточным.
Что бы ни говорили во власти, подписание контракта после 10-летних переговоров случилось в основном благодаря обострившимся отношениям России с ЕС и США из-за разногласий по ситуации в Украине, нежели из-за острой нехватки газа в Китае. Ни для кого не секрет, что бюджет РФ почти на 50% формируется из нефтегазовых доходов, основная часть которых прибывает из европейских стран. Такая зависимость от Запада была несколько неудобна при сегодняшней достаточно жёсткой позиции Владимира Путина по украинскому кризису и при бесконечном потоке санкций в ответ на неё. Естественно, получение нового альтернативного потребителя газа на Востоке позволило бы спокойнее смотреть в будущее и продолжать гнуть свою линию. Кроме того, как это бывает в большой политике, лояльность больших её игроков стоит денег, а в нашем случае практически нерентабельных поставок газа.
Как и планировалось в течении 10-летних переговоров, российский «Газпром» и китайский CNPC решили перегонять ресурсы через газопровод «Сила Сибири». Проект его не первый день размещён на сайте отечественной госкорпорации. Как и восемь лет назад с нефтью, маршрут трубы на карте страны обогнул Байкал, а вместе с ним два региона, находящихся за ним. Чем в итоге закончилась та нефтяная блокада для Забайкалья, знают все, кто хоть иногда заезжает на АЗС в Чите, а в последнее время и в Бурятии. Чем закончится газовая для всего Байкальского региона, в том числе Иркутской области, можно пока только предполагать.
Приангарье: газ есть, а газа нет
Облако счастья окутало Иркутскую область после заключения самого масштабного соглашения между Россией и Китаем за всю историю их сотрудничества. Наконец, Ковыктинское газоконденсатное месторождение нашло своего главного покупателя в лице восточного соседа. Пусть этот проект и будет слегка нерентабельным, да и НДПИ обнулили как для федерального, так и для местного бюджета, тем не менее, месторождение с запасами в почти 1,5 триллиона кубометров газа начнёт осваиваться, открывая новые рабочие места и направляя другие налоги в местные бюджеты. Естественно, региональные власти вместе с этим грезят и о газификации всего региона, которая после подписания «газового» контракта оказалась как никогда близко.
Так уж случилось, что в Приангарье достаточно углеводородов — есть и нефть, и газ, поэтому все трубопроводы для их транспортировки на Дальний Восток и в Китай неминуемо заворачивают туда. Так было с нефтепроводом «Восточная Сибирь — Тихий океан», так, по-видимому, случится и с газопроводом «Сила Сибири», вот только проскочит он по северу региона. Точнее на севере — с Ковыктинского месторождения — он начнётся и протянется на более чем 4 тысячи километров в сторону Владивостока, ответвившись по пути в КНР. Проблемы Иркутской области по газификации при этом масштабном проекте решать пока не планируется. На карте России Иркутск обозначен жёлтым пунктиром в маршруте другого газопровода. Но судя по стоимости «Силы Сибири» - 55 миллиардов долларов, из которых 25 КНР может предоставить авансом, а может и нет — денег на превращение пунктиров в реальные трубы до полного запуска «Силы Сибири», намеченного на 2021 год, вряд ли стоит ждать. При этом стоит отдать должное упёртости властей Приангарья, продолжающих гнуть свою линию.
«В 2013 году правительство области подписало декларацию о намерении инвестиций в строительство объектов газоснабжения южных районов области, которая подразумевает два варианта прокладки газопровода. Первый проходит по маршруту Ковыкта — Жигалово — Саянск — Ангарск — Иркутск с попутным строительством газохимического завода на площадке Саянского химического завода и завода по сжижению газа мощностью 500 тысяч тонн в год. Объём потребления газа составит 2,65 миллиарда кубометров в год. Стоимость этого проекта превышает 227 миллиардов рублей. Второй вариант подразумевает строительство газопровода напрямую на участке Жигалово — Ачинск — Ангарск — Иркутск также с расположением газохимического комплекса и завода по сжижению газа в Ангарске. Выбор окончательного варианта будет в первую очередь зависеть от объёма потребления газа в южных районах области, Республики Бурятии и Забайкальского края», - заявил 23 замминистра жилищной политики и энергетики Иркутской области Андрей Тостов 23 мая на совещании по вопросам газификации Байкальского региона в Чите.
Газ с запахом убыточности
Столь амбициозные требования Иркутской области, наверное, имеют право на существование. Всё же в регионе есть более 10 нефтегазовых и газоконденсатных месторождений с суммарными запасами газа в 4,3 триллиона кубометров и газового конденсата в 176,2 миллиона тонн. К тому же, большая часть газа для Китая будет отпускаться именно с их территории через трубу, расположенную совсем недалеко от Иркутска. Вот только, кто за эту роскошь заплатит? «Газпром» пока не очень к этому готов, о чём зампредседателя правления компании Валерий Голубев говорил в конце марта на встрече с губернатором Сергеем Ерощенко.
По информации газеты «КоммерсантЪ», тогда Голубев предположил, что в области не будет единой системы поставки газа, как в европейских регионах страны - в связи с большой удалённостью населённых пунктов друг от друга и низкой плотностью населения: «Скорее всего, будут развиваться локальные центры газодобычи. В силу отдалённости возможна, не дожидаясь строительства распределительных сетей, экономная газификация путём поставок сжиженного газа. И этот путь сегодня абсолютно оправданный».
После этого высказывания Голубева никто больше и не вспомнил про трубу, зато тут же вырисовалась схема транспортировки сжиженного газа. Сам зампред правления «Газпрома» пообещал помочь с сжижением, Росавтодор — попробовать протянуть федеральную трассу «Вилюй» вблизи месторождений, а представители регправительства — выделить деньги из бюджета на строительство моста между посёлками Жигалово и Казачинское.
Несмотря на это, 23 мая на совещании в Чите замминистра энергетики Иркутской области продолжил анонсировать авантюру, под которой «Газпром» так и не подписался. При этом он тут же отмечал, что на данный момент в газифицированном Братске областному бюджету приходится оплачивать субсидиями почти половину от стоимости газа для населения, да и выгоды переводить угольные ТЭЦ на новый вид топлива нет. Более того, в конце 2013 года первая блочно-модульная котельная, с пафосом открытая в Братске, прикрывалась на полгода из-за требования поставщиков платить за топливо рыночную цену. Сейчас, она, конечно, работает, но убыточностью от неё, как и от первого газифицированного в области города, по-прежнему веет по всему региону и в особенности в здании правительства.
Правительство Иркутской области может сколько угодно рисовать на картах всевозможные схемы прокладки трубопровода, просчитывая экономическую обоснованность проекта и объявляя его многомиллиардную стоимость, но он всё равно будет невыгодным для ОАО «Газпром», нацеленного, как и любое акционерное общество, на извлечение прибыли. Газификация Байкальского региона — это проект социальный и пока в нём не будет заинтересованности президента и правительства страны, толку от заявлений Ерощенко и компании будет мало. К сожалению, приоритеты сегодняшней России, что бы ни говорили, направлены в другую сторону, а «газовый» контракт с КНР это лишь подтверждает.