Политика Проигранное Приангарье

Проигранное Приангарье

Выборы депутатов Госдумы РФ в контексте партийной борьбы стали вопросом сохранения так называемого красного пояса.

Выборы депутатов Госдумы РФ в контексте партийной борьбы стали вопросом сохранения так называемого красного пояса. КПРФ пустило в бой своего «паровоза» — губернатора Иркутской области Сергея Левченко, который обещал не использовать административный ресурс, но всё-таки прибег к нему, а «Единая Россия» - президента и Николая Николаева, подчёркивая свою близость к первому и отправляя в турне по всем муниципалитетам второго. Итогом стало поражение коммунистов, которые хоть и набрали в Приангарье на 14% больше, чем в общем по России, но для региона с губернатором - членом КПРФ показали результат ниже ожидаемого.

Выставление бойцов и разминка

Избирательная кампания «Единой России» началась весной, во время подготовки к партийным праймериз. Открытый публичный отбор кандидатов в партийный список позволил партии прорекламировать себя задолго до официального старта избирательной кампании. С итогами праймериз партия, естественно, поступила по своему усмотрению, ещё раз напомнив, что итоги предварительного голосования носят не обязательный, а рекомендательный характер.

В первую тройку партийного списка в итоге вошли секретарь регионального отделения партии Сергей Брилка, руководитель Центра ОНФ по мониторингу исполнения указов президента Николай Николаев и вице-спикер думы Иркутска Александр Ханхалаев. В итоговом списке ЕР, представленном в Центризбирком, Брилки не оказалось, Николаев занял второе место, а Ханхалаев – пятое. Это произошло после объединения списков трёх Байкальский регионов – Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. Возглавил его народный артист СССР Иосиф Кобзон, ранее со второго по шестой созыв избиравшийся по Забайкалью. Сам Брилка объяснил своё отсутствие в итоговом списке ЕР желанием выполнить всё наказы избирателей, которые были даны во время избирательной кампании депутатов законодательного собрания региона в 2013 году.

Региональный список КПРФ ожидаемо возглавил губернатор Иркутской области Сергей Левченко, второе место занял «варяг», 74-летний управляющий делами ЦК КПРФ Алексей Пономарёв, а дальше знакомые на региональном уровне лица – депутат заксобрания Ольга Носенко, представитель молодёжной организации Андрей Ахмадулин и секретарь ленинского райкома Иркутска Сергей Банько.

Выдвижение Пономарёва огорчило политических экспертов в Иркутской области. Политолог, координатор движения «Голос» Алексей Петров отметил, что это выбило козырь из рук КПРФ. Политолог Юрий Пронин, который, впрочем, не увидел в этом ничего из ряда вон выходящего, отметил, что КПРФ последовало за ЕР, которая также выдвинула не жителей Иркутской области во главе партийного списка.

Пономарёв, кстати, ни разу за избирательную кампанию не посетил Иркутскую область, вся тяжесть ведения борьбы тут свалилась на Левченко, которого поддерживали только баннеры с Ольгой Носенко и слоганом «Жить, а не выживать». Именно против Левченко были направлен и весь чёрный пиар конкурентов КПРФ: против губернатора выходили несколько газет с говорящими названиями типа «Разочарование», Левченко постоянно приходилось отбиваться от вопросов о своей отставке и отъезде в Госдуму после выборов (в этих слухах губернатор, кстати, обвинил команду приезжих политтехнологов). Отдельно стоит отметить бунт мэров (большинство из которых представители «Единой России») перед заседанием регионального совета в августе, которое в итоге не состоялось вовсе.

Нельзя не вспомнить и тот факт, что Левченко, обещавший уйти в предвыборный отпуск с началом агитационной кампании, решил этого не делать, прикрывшись неотложными делами в области. Перед днём голосования губернатор, судя по релизам пресс-службы областного правительства, устроил турне по муниципалитетам Иркутской области, во время которых направо и налево раздавал обещания достроить школы, больницы и детские сады. В конце концов житель Иркутского района подал жалобу в избирком на агитационный ролик КПРФ, в котором губернатор призывает голосовать за коммунистов.

Остальные парламентские партии в борьбу между КПРФ и ЕР не ввязывались, выстраивая свою кампанию. «Справедливая Россия» завалила Иркутск жёлто-чёрными агитационными материалами со слоганом «Приангарье – не кормушка», а приезд главы партии Сергея Миронова в июле прошёл почти незамеченным. ЛДПР активной избирательной кампании в регионе не вела, ограничившись лаконичными баннерами с названием партии.

Из непарламентских партий можно выделить, пожалуй, только «Партию Роста», которой в пиаре помог даже её глава, уполномоченный по защите прав предпринимателей России Борис Титов, приехавший в Приангарье в начале августа и посетивший бастовавших во Втором Иркутске торговцев рынка «Авиатор».

Политические эксперты на исходе агитационного периода отмечали унылый характер этой избирательной кампании не только в Приангарье, но и по всей России. Так, по мнению политолога Сергея Ильина, в 2016 году партии не придумали ничего нового, используя те же технологии, что в 90-е и начале 2000-х. Московский политтехнолог Мария Минчева связала такую ограниченности с кризисом и ограниченными финансовыми ресурсами партий.

Бой и итоговый счёт

День голосования в Иркутской области прошёл спокойно. КПРФ и «Единая Россия» по очереди заявили о выявленных наблюдателями нарушениям, которые, кстати, ни председатель облизбиркома Эдуард Девицкий, ни Алексей Петров не назвали существенными и массовыми. По мнению Петрова, те нарушения, которые были зарегистрированы в день голосования, на итоговые протоколы комиссий вряд ли повлияли.

К утру 19 сентября ЕР получила в Иркутской области 38,2%, КПРФ - чуть больше 25%, ЛДПР - около 18%, а «Справедлива Россия» едва преодолела 5-процентный барьер. Приангарье по итогам дня голосования отметилось одной из самых низких явок по стране - на участки пришли 33,27% избирателей.

Как отметил председатель Общественной палаты Иркутска, заслуженный юрист России Сергей Шишкин, в этом году во время избирательной кампании не было того накала страстей, какой был в 2015 году на губернаторских выборах, предвыборная гонка не привела к выбросу политического адреналина.

«Я во всяком случае на заметил, чтобы организованно противостояла по партийной линии КПРФ и «Единая Россия». Мне кажется, что даже какая-то перенасыщенная ресурсом и более агрессивная кампания получилась у «Справедливой России». Что в общем никак социальными основаниями не вяжется в Иркутской области. Но тем не менее я заметил, что они перепрыгнули себе через голову, чего не скажешь о двух лидирующих политических силах. Плюс, конечно, дисперсия получилась из-за того, что впервые за многие годы мы имели четырех элементную нарезку одномандатных округов», - прокомментировал эксперт явку.

По мнению Петрова, выборы в Госдуму в Иркутской области оказались более конкурентными, чем в целом по стране. Об этом говорит результат партии власти, набравшей меньше, чем в среднем по России, и КПРФ.

«Во-первых, у нас почти на 10% меньше набирает «Единая Россия», чем в целом по стране. Во-вторых, на те же 10% больше набирает КПРФ. Это подчёркивает то, что у нас выборы более конкурентные, чем в целом по стране. И избиратели могут выкидывать фортеля, чтобы не входить во всероссийские тренды», — отметил политолог.

Петров обращает внимание на то, что для Иркутская область не поддерживает и федеральный тренд, указывающий на возможности ЛДПР стать второй партией в стране. У партии в Приангарье нет сильных политиков, а общество больше знает федеральных, чем местных персон, резюмировал Петров, добавив, что при этом у СР стала в регионе единственной партией, реально улучшившей своей результат.

Политолог Сергей Шмидт, назвал результат дня голосования в Иркутской области провальным для коммунистов, отметив, что по его сведениям, КПРФ готовилась примерно к равному результату с партией власти.

«С точки зрения КПРФ эти выборы не просто проиграны, с учётом грандиозного успеха на губернаторских выборах в прошлом году, с учётом того, что губернатор-коммунист, можно сказать, что это если не разгромное, то достаточно обидное поражение. Но парадокс заключается в том, что «Единая Россия» тоже рассчитывала, это тоже мне известно из инсайдерских источников, на больший результат. По крайней мере, её бы больше обрадовало, если бы результат был больше 40%. Поэтому, несмотря на её победу, я думаю, определённое чувство неудовлетворенности в региональном штабе «Единой России» будет присутствовать», - считает эксперт.

По мнению Шмидта, говорить о неравных возможностях для КПРФ и ЕР в Иркутской области не имеет смысла из-за партийной принадлежности губернатора. Более того, по мнению историка, главная ошибка коммунистов как раз и была именно в привязке к фигуре Левченко: «Надо было искать своих собственных ярких спикеров, публичных лиц, которые бы продвигали партию для избирателя. Этого не произошло».

«Сейчас «Единая Россия» объявит всё своей убедительной победой, коммунисты тоже постараются сохранить хорошую мину при плохой игре, но в целой определённое неудовлетворение есть в обеих партий. Что касается остальных, то ЛДПР, по сути не ведя никакой серьёзной избирательной кампании, выехала на своём лидере, получив свои законные проценты. Кампанию «Справедливой России», на мой взгляд, было бы справедливо похвалить, это была довольно убедительная для избирателя кампания, возможно, они могли рассчитывать на больший процент в области», - резюмировал эксперт.

По оценкам партий

Секретарь регионального отделения ЕР Сергей Брилка, комментируя ИА «БайкалПост» предварительные итоги голосования, отметил, что результат партию обнадёживает: «Всего хочется больше, но всё зависит от избирателей. Результат в 38% есть, тут можно говорить об удовлетворенности, неудовлеворенности, но этот результат выше результата 2011 года, это нас обнадёживает».

Первый секретарь горкома КПРФ в Иркутске Ольга Носенко отметила, что пока не видела итоговых результатов по городу, однако, по её мнению, они должны быть примерно равны с результатом ЕР: «Для Иркутска результат у нас предсказуемый, как мы рассчитывали».

Что касается результатов по области, Носенко отметила, что на выборах в 2011 году, результат КПРФ составил 27%: «После триумфальной победы губернатора, результат должен был быть лучше, конечно. Я первый секретарь горкома КПРФ, по Иркутску у нас, по-моему, лучше, чем по области. Я ещё результатов не видела, чтобы анализировать».

По мнению Носенко, примерно 15% у КПРФ отняли партии-спойлеры, в которым она отнесла «Коммунистов России», «Справедливую Россию», «Российскую партию пенсионеров за справедливость», «Патриотов России».

Получить комментарий второго секретаря обкома КПРФ Евгения Рулькова, на момент публикации материала не удалось, также как и комментарий руководителя регионального отделения СР Ларисы Егоровой.

В реготделении ЛДПР результатом на выборах довольны. Как отметил глава партии в регионе Олег Кузнецов, то, что ЛДПР в Приангарье набрала больше, чем в среднем по стране, говорит о поддержке со стороны избирателей.

***

Что показал день голосования в Иркутской области? Во-первых, что запрос на протест в Иркутской области не удовлетворён. Это демонстрирует, как результаты КПРФ и СР, так и результат «Единой России». Во-вторых, что у КПРФ слишком короткая скамейка запасных (о чём перед стартом кампании говорили эксперты) - губернатор Сергей Левченко единолично вытянуть партию, как бы ни старался, не смог. В-третьих, что партиям нужно работать не только над собственным имиджем, но и над увеличением интереса избирателей к выборам в целом, объясняя, зачем ходить на избирательные участки.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Никто не спрашивает мать: „Как вы?“». Иркутянка рассказала, через что прошла, когда ее сын решился на самое страшное
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления