Иркутская область 9 сентября выбирала новых депутатов заксобрания региона. На участки, по данным на 18.00 (позже информации нет), пришло около 22,5% избирателей, то есть чуть более 400 тысяч избирателей из 1,8 миллиона. Несмотря на низкую явку, Иркутская область по итогам единого дня голосования окончательно стала «красной» - КПРФ опередила «Единую Россию». Смотрим на основные числа дня голосования и то, что они означают.
Явка на выборах в Иркутской области в 2018 году ничем не отличалась от предыдущей кампании в заксобрание (тогда к 18.00 она составляла 21,4%) или от первого тура губернаторских выборов в 2015 году (24,7%). По сравнению со вторым туром губернаторских выборов в 2018 году она ниже на 10%. Как показывает практика, итоговая явка к 20.00 обычно отличается примерно на 3-5%.
Максимальную сознательность проявили избиратели в Усть-Ордынском Бурятском округе, там на участки пришло 41,55%. На втором месте 14-й округ – 33,17% избирателей дошли урн для голосования. Это Усолье-Сибирское и часть Усольского района. Третье – у 15-го округа (28,18%), в который входят города Свирск и Черемхово, Черемховский и часть Усольского районов. Минимальная явка – 14,92% - в девятом округе, к которому относится Братск.
Иркутск не отличился высокой явкой. Во всех четырёх округах она была меньше 20%, и только в третьем чуть перевалила за этот рубеж – 20,2%. При этом в первом и втором явка меньше, чем в 2013 году, а вот в третьем, четвёртом и пятом, где была высокая конкуренция, она была выше на 3-5% на протяжении всего дня.
По мнению политолога, координатора движения в защиту прав избирателей «Голос» Алексея Петрова, низкая явка на региональных выборах в заксобрание связана с непониманием того, что такое областной парламент.
«Явка всегда на выборах в законодательное собрание невысокая. Здесь несколько факторов — от отличной осенней погоды (массовая копка картошки и дачи) до непонимания, а что это – заксобрание. В принципе это отношение к институту представительной власти в целом, он малозначим в жизни общества, увы, но это так. Граждане понимают, чем занимается власть исполнительная, и слабо представляет, чем занимается представительная», — пояснил Петров.
Глава регионального отделения «Справедливой России» Лариса Егорова назвала явку мизерной и отметила, что расстроена тем, что усилия СР, ЛДПР и КПРФ не привели к увеличению активности избирателей. Второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рульков тактично подчеркнул, что явка «желала быть лучше», а руководитель реготделения «Гражданской платформы» Владимир Матиенко охарактеризовал её как смешную: по его мнению, люди не ходят на выборы, потому что разочаровались в нынешней власти. А вот секретаря отделения «Единой России» в регионе Сергея Брилку данные по активности избирателей порадовали.
Политолог Сергей Шмидт заметил, что увеличение явки на 1% по сравнению с 2013 годом можно считать статистической погрешностью. По его мнению, протестная повестка не смогла вытянуть выборы на уровень 2015-го. Он считает, что причины такого поведения в том, что для большинства граждан выборы в заксобрание ничего не значат, а тема с повышением пенсионного возраста переоценена.
«Может, кто-то из избирателей почувствовал, что его водят за нос, будто от его голоса на выборах в заксобрание будет зависеть судьба пенсионной реформы», — подчеркнул Шмидт.
КПРФ стала очевидным лидером почти сразу после начала подсчёта голосов. Около 11 часов ночи она набирала больше 31%, к 3 утра это число выросло до 33% - почти в 2 раза выше, чем партия получила на предыдущих выборах.
Процент «Единой России» упал с 11 вечера до 3 утра с 28 до 27%. Это примерно в 1,5 раза меньше, чем было на выборах в 2013 году.
ЛДПР и «Справедливая Россия», по данным на 5 утра, набирают больше, чем 5 лет назад. Более того, во втором созыве СР не была представлена вообще, а сейчас твёрдо претендует минимум на один. Высокий процент у «Гражданской платформы» - 4,84% и у КПСС – 4,69% Это на грани прохождения в областной парламент. В очевидных аутсайдерах оказалась только партия «Родина» - у неё меньше 1,5%.
Политические эксперты ещё в августе – перед началом агитационного периода – прогнозировали пятифракционный парламент, до которого ГП не дотянула меньше 0,5%.
В одномандатных округах КПРФ отобрала у ЕР девять мандатов и один – у ЛДПР. Очень большой разрыв между первым и вторым местом в трёх округах – четвёртом, шестом и восьмом. Так, экс-депутат Госдумы Антон Романов набрал почти в 2 раза больше голосов, чем его ближайший соперник – вице-спикер думы Иркутска Александр Ханхалаев. Аналогично – главврач Ангарской горбольницы №1 Иван Крывовязый опередил главу местного «Водоканала» Александра Алексеева, а гендиректор «АгроБайкала» Александр Белов - директора по экологии ИркАЗа Алексея Тенигина.
Минимальный отрыв был в пятом округе, где зампред правительства Виктор Кондрашов обогнал депутата заксобрания Андрея Лабыгина, в девятом – топ-менеджер аэропорта Иркутска Андрей Андреев обошёл представителя ЛДПР Георгия Любенкова – и в седьмом (предприниматель Евгений Сарсенбаев выиграл выборы у депутата местной думы Сергея Шаркова).
Кандидат от «Гражданской платформы» Александр Битаров ожидаемо победил в округе №2. Кроме этого, ГП смогла переиграть оппонентов в 11-м и 16-м округах.
Сенсацией можно назвать поражение сенатора Виталия Шубы в 10-м округе от депутата думы Братска Светланы Петрук, которая была выдвинута «Справедливой Россией». В августе Шубу называли одним из лидеров кампании. Проигрыш не позволит ему переизбраться на ещё один срок в Совет Федерации.
На руку иркутским коммунистам сыграла федеральная повестка – в основном пенсионная реформа, вываленная на голову россиянам сразу после президентских выборов. Плюс узнаваемость бренда: если ты идёшь на участок голосовать за кого угодно, но не за «Единую Россию», то лучше за того, кого ты хотя быть чуть знаешь. СР, ЛДПР и «Гражданская платформа» в периоды между выборами вообще никак не работают с потенциальными избирателями – в регионе и на уровне Федерации.
Сама ЕР особо выиграть и не старалась. У партии не было явного лидера. Сергей Сокол всю избирательную кампанию тихонько ездил по районам, выставляя отчёты в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация), Сергей Брилка каждый день рассылал поздравления пачками. Кандидаты-одномандатники старались как можно меньше связывать себя с партией и её символикой: если размещали на предвыборной агитации логотип ЕР, то маленький-премаленький. Такое ощущение, что единороссы решили сыграть в «прокатило», опомнившись лишь в последнюю неделю, когда на голову КПРФ и первого секретаря обкома, губернатора Приангарья Сергея Левченко полились потоки компромата с охотой на медведя и скользкими числами бюджета.
Победа КПРФ означает, что главным политическим противникам придётся договариваться и находить себе союзников, иначе областной парламент превратится в клубок змей. У коммунистов соратниками выступает «Гражданская платформа», у ЕР – ЛДПР. Кого выберет «Справедливая Россия», больше будет зависеть от личных отношений, чем от политических взглядов. Не исключено, что областной парламент на какое-то время станет даже местом для дискуссий, чего с ним не было последние 5 лет.