Следователи задержали руководителя фракции КПРФ в Законодательном собрании Иркутской области Андрея Левченко утром 28 сентября, а в ночь на 29-е предъявили ему обвинение в мошенничестве на 185 миллионов рублей при ремонте лифтового оборудования в нескольких городах Приангарья. Обком КПРФ и его первый секретарь Сергей Левченко уже заявили о политической мотивировке дела. По мнению ряда политологов, это логичное заявление в преддверии больших федеральных выборов, которые пройдут в 2021 году.
Андрей Левченко задержан по подозрению в мошенничестве при ремонте лифтов, который проводила ангарская компания «Звезда», связанная с парламентарием. Ранее по этому делу в качестве фигуранта привлекли директора фирмы Олега Хамуляка. Портал «ИрСити» собрал хронологию событий, связанных с ремонтом лифтов.
28 сентября, кроме задержания, также прошли обыски в доме экс-главы Приангарья Сергея Левченко. Как написал отец задержанного в соцсетях, изъяли «ряд документов, связанных с правительством, Усолье-Сибирским, территорией опережающего социально-экономического развития», а также соглашение с Республикой Беларусь.
Бывший руководитель области сообщил, что, по его сведениям, срок давности по уголовному делу, по которому привлечён Андрей Левченко, истёк 20 августа. При этом, по словам Сергея Левченко, он сам не имеет никакого отношения к «Звезде», а его сын никогда не был сотрудником или учредителем фирмы.
«Конечно, причины или поводы — чисто политические. Почему в срочном порядке 26 сентября нужно было собирать следователей, принимать решения в безотлагательном порядке проводить эти обыски и задержание Андрея? Я думаю, что причина одна: потому что я сам в пятницу прочитал в центральной прессе, в ряде крупных изданий о том, что скоро будет принято решение передать мне полномочия депутата Государственной думы», — написал в своём Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) экс-губернатор.
Кроме того, 29 сентября во время пресс-конференции Левченко рассказал, что министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области ещё в декабре 2019-го порекомендовало региональному Фонду капитального ремонта провести независимый аудит, связанный с работой «Звезды». Экс-глава Приангарья напомнил, что минЖКХ провело собственную проверку и выяснило, что разница в стоимости выполненных работ по капремонту лифтов составила всего 990 тысяч рублей, ни о каких многомиллионных убытках речи не шло.
«Сравнение показало, что незначительное расхождение ценовых параметров, скорее всего, продиктовано особенностями рынка и разницей в наборе работ и комплектаций лифтов, а средняя стоимость по разным регионам России находится в пределах рыночной нормы», — говорилось в сообщении областного правительства 6 декабря.
По мнению московского политолога, основателя коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгения Минченко, сложившаяся ситуация станет поводом для «битвы интерпретаций» в зависимости от политических позиций участников дискуссии.
«Власть будет говорить, что участие в оппозиционной партии не является индульгенцией от уголовного преследования при нарушении закона. Коммунисты, естественно, будут «качать» тему, что это политическое преследование, и что на самом деле мишенью является Сергей Георгиевич, а не Андрей Сергеевич. [...] Я думаю, что подобного рода «битва интерпретаций» неизбежна», — рассказал он.
Он также отметил, что мало кто сможет доподлинно сказать, есть в расследовании этого дела политическая подоплёка или нет, и что с уголовным делом нужно тщательно разбираться. Кроме того, он назвал «странным» тот факт, что меру пресечения Андрею Левченко изберут в Москве, а не в Иркутской области.
При этом, по его словам, задержание сына вряд ли сможет помешать Сергею Левченко получить мандат умершего депутата Госдумы от КПРФ Вахи Агаева и выдвинуть свою кандидатуру на грядущие выборы в федеральный парламент либо по одномандатному округу, либо по партийному списку.
«Создаст ли ему это [задержание Андрея Левченко] имиджевые проблемы? Это вопрос интерпретации. Для кого-то это будет доказательством коррумпированности администрации Левченко как губернатора, для кого-то будет делать его символом борьбы и несправедливого преследования борца», — отметил собеседник.
Политолог и политтехнолог Константин Калачёв также затруднился дать свою оценку уголовному делу, пояснив, что не знает его детали. «Мне трудно его оценивать, потому что я не знаю, грубо говоря, «шито оно белыми нитками» или имеет под собой реальную основу», — подчеркнул политолог.
Он выразил солидарную с Минченко позицию, что защитники действий правоохранительных органов и сторонники коммунистов будут придерживаться диаметрально противоположных точек зрений, говоря о политической мотивированности этого уголовного дела.
И Минченко, и Калачёв отметили, что Левченко-старший мог покинуть пост губернатора Иркутской области в декабре 2019-го, опасаясь за судьбы своих близких родственников, в отношении которых могли быть предприняты действия со стороны правоохранительных органов. И если это было так на самом деле, то, по мнению политологов, «жертва» получилась напрасной.
«Удивительная ситуация: уходи, не уходи — результат получится тот же самый. Вопрос — а стоило ли уходить тогда? Я думаю, когда Левченко покинул свой пост, речь шла о том, что он и его семья смогут жить дальше, не опасаясь каких-либо преследований. Но наверняка на это кто-нибудь скажет: «А ты не воруй». Но я свечку не держал, не знаю», — рассказал Калачёв.
По его словам, задержание Левченко-младшего может ослабить позиции его отца и обкома КПРФ в целом в преддверии выборов в Государственную думу. Он также отметил, что на прошедших выборах главы Приангарья существовало два штаба, продвигавших кандидата от КПРФ: один был организован Михаилом Щаповым, другой — Левченко и обкомом.
«Понятно, что у Левченко есть свои амбиции на продолжение политической карьеры, и политика КПРФ в области во многом зависит от его [Сергея Левченко] активной или пассивной позиции. Можно считать, что это [задержание сына экс-губернатора] — возможность убрать Левченко из политики и изменить расклад на следующих федеральных выборах», — пояснил эксперт.
В свою очередь Евгений Минченко, говоря об опосредованном участии Левченко-старшего в губернаторской кампании 2020 года, выразил мнение, что это было обусловлено его «политическим эгоизмом» и, в конце концов, ослабило позиции семьи бывшего руководителя области.
А вот политолог и бывший преподаватель Высшей школы экономики Александр Кынев назвал «очевидной» политическую мотивировку уголовного дела, к которому был привлечён Левченко-младший.
«С точки зрения пиара, это большая-большая глупость, которая ничем хорошим не кончится. Наоборот, это будет лишний повод для усиления оппозиционного имиджа КПРФ и консолидации протестного электората в регионе. Никакого укрепления власти господина [Игоря] Кобзева (губернатора Иркутской области — ред.) и его администрации не случится. Будет ровно наоборот. За год до федеральных выборов устраивать такие дела против оппозиции — это не от большого ума», — прокомментировал случившееся Кынев.
Говоря о том, может ли задержание Андрея Левченко быть инструментом давления на его отца, Кынев заявил, что «авторы этого события могут думать что угодно, но результат получится прямо противоположный».
Юрист, ректор Байкальского государственного университета Виктор Игнатенко считает, что в основе задержания Левченко-младшего лежит только уголовно-правовая основа, но от того, что задержан политический деятель, действия силовиков могут вызвать «политические последствия».
«Мошенничество на 185 миллионов — это довольно приличная сумма. Частенько у нас [в уголовных делах] фигурируют политики, поэтому всегда будет присутствовать версия о наличии политической подоплёки. Но я думаю, что в основе лежат неправомерные действия», — пояснил Игнатенко.
Иной точки зрения придерживается иркутский политолог Алексей Петров, по мнению которого, в задержании Левченко-младшего больше политики, чем экономики или чего-нибудь другого.
«Я всегда говорю: если человек в чём-то виноват, то почему его не арестовывают сразу? Если сразу не арестовывают, то, соответственно, политики в этом больше, чем экономики. Представьте себе, мы с вами сейчас что-нибудь украдём. Нас сразу же задержат, арестуют и посадят, и даже фамилии не спросят. […] Надо было разбираться сразу, а не ждать подходящего времени, чтобы посадить кого-то на крючок», — поделился мнением Петров и отметил, что в этой ситуации возникает много вопросов к следственным органам.
Он не исключает, что задержание сына могло быть элементом политического давления на главу обкома КПРФ, при этом он затруднился сказать, была ли «приурочена» операция силовиков к появлению информации о возможной передаче мандата умершего Вахи Агаева Левченко-старшему.
Петров также отметил, что у Сергея Левченко даже несмотря на уголовное преследование сына остаются самые высокие шансы на избрание в Государственную думу в 2021 году. «Он будет первым номером в списке, и коммунисты в любом случае наберут нужное количество голосов, чтобы прошёл хотя бы один человек», — пояснил политолог.
Часть экспертов отметила, что задержание Андрея Левченко было специально запланировано на период после выборов губернатора Иркутской области. По мнению Евгения Минченко, это было сделано, чтобы не создавать коммунистам образ жертвы на фоне «неудачного» подбора времени для ареста экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, избиравшегося от ЛДПР. Константин Калачёв отметил, что перед новым главой Приангарья Игорем Кобзевым теперь будет стоять задача «понравиться» жителям области, потому что некоторая их часть воспримет арест Андрея Левченко резко негативно.
А вот заслуженный юрист России Сергей Шишкин не согласился с тем, что задержание перенесли на период после выборов специально. По его сведениям, по делу «Звезды» и связи с ним Андрея Левченко работали не только местные правоохранители, но и московские. Он также отметил, что над Левченко-младшим так или иначе «нависает тень бывшего губернатора», поэтому задержание состоялось тогда, когда следователи и оперативники собрали достаточную доказательную базу. По его мнению, задержанием одного сына экс-губернатора дело не ограничится.
«Смог ли он [Андрей Левченко] так «очаровать» Фонд капитального ремонта без соответствующих сигналов, поданных главой региона? Для меня это вопрос открытый. Финансовая и хозяйственная «результативность», мне кажется, как-то проявляет роль экс-губернатора. Мы должны посмотреть, на каком уровне в отношении семьи Левченко протечёт «уголовно-процессуальная репрессия», остановится ли она на уровне Андрея Левченко или опустится до уровня Сергея и Натальи Левченко или их ближайшего окружения», — рассказал он.
Шишкин считает, что перспектива Сергея Левченко попасть в Госдуму зависит от того, позволит ли администрация президента КПРФ передать мандат умершего Вахи Агаева экс-главе Приангарья. По его словам, отношения между компартией и АП значительно испортились после бойкота коммунистами поправок в Конституцию.
«Всякого рода манипуляции с мандатами на незначительный срок должны рассматриваться в контексте будущих выборов в Государственную думу. С моей точки зрения, КПРФ не будет «нарываться» в общении с администрацией президента, и если там скажут: «Не нужно передавать мандат Сергею Георгиевичу», то, наверное, Геннадий Зюганов не проигнорирует эту точку зрения», — пояснил Шишкин.
В минувший понедельник Следственный комитет опубликовал видео с обыска в доме Сергея Левченко в посёлке Новая Разводная. По словам самого Левченко, некоторые Telegram-каналы, которые политик связал с PR-агентством «ИМА-Консалтинг» и Игорем Кобзевым, опубликовали информацию о проведении обыска задолго до самого обыска.
«Один из Telegram-каналов, который был связан с «ИМА-Консалтинг» и сопровождал врио губернатора перед выборами, опубликовал сообщение об обыске в моём недостроенном доме в Новой Разводной в 11.17, ещё один канал — в 12.55. Сам же обыск у меня состоялся после 13 часов. Кроме того, был ещё один обыск в съёмной квартире на улице Бурлова», — рассказал Левченко на пресс-конференции 29 сентября.
На видео СКР были замазаны лица всех участников процесса, кроме самого Левченко. Было это сделано случайно или намеренно — неизвестно. Мнение политологов по этому поводу разделились. Алексей Петров допустил, что это может быть элемент политического давления, а Евгений Минченко сказал, что, возможно, лицо Левченко не стали замазывать, потому что обыск проводился у него дома.
«Не могу это комментировать, не я замазывал. Честно говоря, я уже бросил подсчитывать все виды давления, которые происходят. Я в такой ситуации нахожусь уже 30 лет. […] Я всё это проходил и знаю. Если подсчитывать все такие варианты, их наберётся десятки тысяч», — сказал об этом Левченко.
Утром 29 сентября в Басманный суд поступило ходатайство об аресте Андрея Левченко. Следствие попросило суд заключить сына экс-губернатора Приангарья под стражу до 20 ноября.