Они начинали как небольшая группа единомышленников в социальной сети «ВКонтакте», которая постепенно выросла в официально зарегистрированное общество защиты животных «ЗооЗабота», объединяющее сегодня более десятка тысяч неравнодушных людей в Иркутске и Иркутской области.
Президент общества «ЗооЗабота» Анна Шломина рассказала ИА «БайкалПост» о том, зачем нужно стерилизовать бездомных животных, какие собаки чаще всего кусают иркутян и чего не хватает городским приютам.
У агрессии есть причины
- Чем была вызвана необходимость создания вашей организации?
- Прежде всего тем, что на улице много бездомных животных с безумно грустными глазами. Мы — пытавшиеся найти для них жильё - общались в интернете, группа постепенно росла. Одни стали говорить - «я могу брать на лечение», а другие - «мы можем ездить в приют и ухаживать». В приюте узнали, что есть необходимость в лекарствах, решили скинуться деньгами и помочь. Потом мы стали собираться в последнее воскресенье месяца на Русиновском рынке. Мы просили только лекарства и еду, люди приносили, волонтёры на машинах всю собранную помощь увозили в приют. Такую акцию мы провели более 200 раз.
Потом в соцсетях мы начали публиковать сообщения о сбитых на дорогах города собаках, информация шла от жителей Иркутска, кто-то ехал мимо, но после размещал пост о просьбе помочь. Если кто-то мог - ехал за этим животным, всё приходило с опытом. Сейчас мы точно знаем, что делать, если где-то машина сбила собаку или кошку. Пишем сообщение в интернете, волонтёры по возможности срываются на место и действуют по инструкции: грузят пострадавшее животное в машину, едут аккуратно, везут её сначала на рентген, потом к врачу. Все договорённости с ветеринарами у нас есть, но без рентгена ехать к ним нет смысла. Есть замечательный небольшой кабинет «Друг», мы работаем уже три года вместе. Нам разрешают привозить животных в любом состоянии. Врача зовут Евгения Лозовская – она отличный ветеринар. После осмотра врача или же операции животное нуждается в уходе, нам нужно найти передержку – место, где собака сможет находится во время лечения. Евгения иногда у себя оставляет пациентов, у неё давно всё переполнено, потому что животных-инвалидов очень много, в день в Иркутске сбивается по несколько собак.
- Но разве приюты для животных не должны заниматься тем, что делает ваше общество?
- В Иркутске, действительно, есть три больших приюта на 800 мест каждый, но там нет ветеринаров и нет мест именно под калек – сбитых животных. Там всегда всё переполнено. Поэтому все эти зверята, в буквальном смысле слова, распихиваются по городу – по передержкам, квартирам, по домам, всё везде битком.
- Можно ли назвать ситуацию с бездомными животными в Иркутске критической?
- Я бы так не сказала. Часто говорят, что собаки кидаются на людей, кусают. Да, иногда это происходит, но нужно понять - почему и исходить из первопричины – откуда взялась бездомная собака? Наверное потому, что мой или ваш сосед коробочку с котятами или щенятами подкинул в другой подъезд. Там их отопнули подальше, и так появились бездомные животные. Народ у нас зачастую невоспитанный, гуманности в нём нет, родители с детства учат детей, что бездомная собака – плохая, люди начинают воспринимать их, как грязь. Но животные изначально добры и тянутся к человеку. Честно, ни меня, ни моих волонтёров ни разу никто не кусал. Собака может кинуться на человека, если на неё нападают, или она защищает щенков, либо до этого её сильно обижали. Получается, мы сами воспитываем в зверях жестокость, не задумываясь о том, что порождаем опасность для себя в будущем.
Ещё говорят, что вроде как у нас много покусов в городе. Когда человека покусала собака, он бежит сломя голову в больницу. Все боятся бешенства, но его, кстати, не зарегистрировано в области уже много лет, годов с 80-х. Врач спрашивает: «Какая собака покусала?», а покусанный в ответ: «Соседская». А раз покусала собака соседей, вы должны по закону заявить об этом в органы внутренних дел, но мало кто хочет портить отношения с соседями, поэтому от заявлений отказываются, а в больнице записывают, что человека покусала бездомная собака. И процентовка списывания на бездомных собак огромная, никто не хочет заявлять на соседей. Поэтому с уверенностью могу сказать, что кусают людей в основном домашние животные, и назвать критической ситуацию я не могу.
Выброшенные на улицу живые вещи
- Много ли в Иркутске организаций, занимающихся отловом бездомных животных?
- В городе каждый год разыгрывается тендер на отлов собак. В 2014 году у нас три подрядчика, они поделили город на три части и делают свою работу. Администрация Иркутска заявила, что в этом году надо отловить 2,4 тысячи собак. И план этот практически выполнен, в каждом приюте сидит примерно по 800 собак. Но в городе их меньше не становится.
- В чём причина?
- Всё потому, что у людей нет осознания, что нужно стерилизовать животных. У нас даже есть такая акция льготная для пенсионеров и волонтёров, которые забирают зверей из приютов. Так, через «ЗооЗаботу» можно стерилизовать кошку за 500 рублей при том, что стоит эта операция в среднем по городу 2,5-2,8 тысячи рублей. Мы закупили лекарства, расходы взяли на себя, человек оплачивает только работу врача. Многие говорят, что такие операции против природы. Да, мы согласны, но нам жалко этих собак, которых давят, отлавливают, пинают. Давайте лучше стерилизовать, они не будут плодиться. Кроме того, кастрировать кота через нас будет стоить 300 рублей, в клинике - 1,5 тысячи. Стерилизовать маленькую собаку - 800 рублей, среднюю — где-то 1,5 тысячи, крупную — 2 тысячи, тогда как в обычной клинике это будет стоить 8-9 тысяч.
- Достаточно ли денег выделяют городские власти на содержание бездомных животных в приютах?
- В этом году город выделил на эти цели более 9 миллионов рублей и считает, что это много. Но если разделить данную сумму на 2,4 тысячи собак, которых надо отловить, то на их полугодовое содержание получится сумма в 4 025 рублей. В эти деньги должна войти прививка, дегельминтизация, операция по стерилизации-кастрации, сюда же кормёжка, уборка, транспортировка, ещё нужно учесть зарплаты, ГСМ. Поэтому денег недостаточно.
- Охотно ли иркутяне забирают животных из приютов?
- Да, и нет. В основном из приютов берут животных в частный сектор, маленькую болонку могут взять и в квартиру. Но люди всегда гоняются за породой. Спрашивают ротвейлеров, доберманов. К тому же всем нужен ещё маленький щеночек, чтобы был привит, воспитан, знал команды, не лаял, чтобы шерсть не сыпалась. В таких случаях обычно говорю - заведите себе тогда статуэтку собаки и поставьте на видное место.
- Но если всё же собаку не забрали, как долго она может находиться в приюте?
- По российскому законодательству все животные относятся к вещам. Если вещь теряется и её находит другой человек, то полгода он должен её хранить. Поэтому животные в приюте — это вещи, которые через полгода выпускаются обратно в среду обитания. Но опять же по закону они должны выпускаться стерилизованными, привитыми, социализированными. Такие животные не представляют опасности для людей. Стерилизуется минимум, прививаются ещё меньше, про социализацию и речи нет. В приюте животных успевают только кормить и чистить за ними.
Ненавистные догхантеры
- Где вы берёте деньги для функционирования общества «ЗооЗабота»?
- Деньгами скидываются сами волонтёры, также у нас стоят маленькие бело-розовые ящички в зоомагазинах. На эти пожертвования и живём. Все пожертвования изымаются по акту. Если что-то закупаем - берём чеки, и раз в год я собираю своих волонтёров для отчёта. Найти спонсоров вообще нереально.
- Раньше вы проводили акции по сбору медикаментов и корма на Русиновском рынке, какие акции проводите сейчас?
- Акций много. Вот лишь несколько из них. Есть, например, крутая акция, проводим которую совместно с «Торговым Комплексом» раз в год. Называется она «Новогодний подарок для Шарика». Мы стоим возле лестниц, всё украшено фотографиями животных, есть ёлочка, список того, что нужно в приюты. Мы не просим денег, просим корма, лекарства, всё, что могут передать для животных люди. Уже три раза она прошла, в этом году будет и четвёртая.
Ещё мне очень нравится акция, когда наш волонтёр ездит в детские дома со специально-адаптированными, социализированными собаками и занимается с детьми-даунами. Энимал-терапия широко применяется и у нас, и за границей для психологического здоровья детей, таким образом мы дарим незабываемые эмоции малышам от общения с животными, ведь не каждое из них можно потискать за уши или хвост. Нужно отметить, что обе собаки, участвующие в акции, были когда-то брошенными. Одну взяли из приюта, другая просидела привязанной к забору несколько суток, причём вторая - породы лабрадор.
В июне мы делали фото-сессию с такими собаками. Они хорошо обучены и не реагируют, если маленький ребёнок дёргает их за уши или хвост, ведут себя совершенно спокойно.
- Есть ли в Иркутске так называемые догхантеры — охотники на собак?
- У нас их не так много, как в Москве или Питере. В Иркутске нет такого сообщества, скорее это одиночки. Мы знаем, что есть люди, которые ездят на машинах и отстреливают животных ночью, либо отраву раскидывают, но поймать их не можем.
- Используете ли вы в работе своего общества опыт других регионов?
- Периодически мне приходится ездить по России, доводится общаться с защитниками животных в других городах и знаете, всё, что делаем мы, то делают и они. Разницы особой нет.
Иногда люди говорят нам, зачем, мол, вы этим занимаетесь — помогаете животным. Лично меня это уже затянуло, и у нас очень много волонтёров, которые влились в поток и уже выйти из него не могут. К тому же от животных мы получаем большую отдачу. Невозможно забыть их благодарные глаза, животные всегда смотрят на нас с большой любовью и абсолютно искренни к нам - людям. Человек может обидеть, предать, причинить любую боль, животное - никогда, этот факт проверен веками. Кто-то даже упрекает нас, что мы помогаем зверям, а не маленьким детям-сиротам, но обычно упрекают те, кто в своей жизни ни разу никому не помог, ни словом, ни делом.