Ноябрь 2015 года стал одним из самых неспокойных месяцев на федеральных трассах России едва ли не за всю их историю. И дело не в обильно выпадающих осадках, а в очередной государственной инициативе, от которой дальнобойщики вышли бастовать на трассы. Теперь собственникам большегрузов весом свыше 12 тонн помимо транспортного налога и акциза на топливо придётся рассчитываться ещё и за причинение вреда асфальтовому покрытию федеральных дорог с помощью нашумевшей системы «Платон». Как нововведение коснётся Иркутской области, кто от него пострадает больше, и почему наши дальнобойщики не перекрывают трассы, в интервью порталу «ИрСити» рассказал директор по автотранспорту иркутской фирмы «Никалид» Сергей Забава.
«Область нас игнорирует»
- Дальнобойщики по всей стране бастуют уже не первую неделю, иркутяне же ограничились лишь одной акцией в самом начале протестов. Почему?
- Мы надеемся, что власти уже услышали наши требования, хотелось бы дальше цивилизовано решать проблему. Это подтверждают их уступки – уже снижены размер сбора до 1 марта 2016 года (до 1,53 рубля за километр, с марта - 3,06 рубля - авт.) и размеры штрафов. Теперь для индивидуальных предпринимателей за проезд по федералке без оплаты сбора нужно заплатить 40 тысяч рублей и до 50 тысяч рублей за повторное нарушение. Первоначально речь шла о 450 тысячах и миллионе.
- Откуда, вообще, появилась идея провести акцию протеста в Иркутской области?
- Это была общероссийская акция, новосибирцы нас попросили поддержать её. Первоначально они планировали провести протесты только у себя, иркутяне присоединились в последний момент.
- ГИБДД не мешало проводить акцию?
- Инспекторы смотрели только за тем, чтобы мы не перекрывали дорогу. К нам никто не подходил, никто ничего не запрещал, хотя в Улан-Удэ, к примеру, оштрафовали четверых человек по 10 тысяч рублей, в Новосибирске были подобные случаи. У нас ничего такого не было, мы были достаточно корректны – не перекрывали дорогу, стояли на обочине, рядом с нами стояли сотрудники ДПС и, как я понимаю, сотрудники ФСБ. Зато не было никого от правительства Иркутской области, никто не вышел к нам, не узнал наших требований. Для правительства области, видимо, грузовой транспорт вообще никакого интереса не представляет. Оно больше озабочено делами пассажирских перевозок, а грузовые для них сейчас неинтересны.
«Ждите роста цен на продукты»
- Власти стоило бы проявить интерес к проблеме? Этот налог скажется на области?
- Конечно, все перевозчики плату за дороги будут перекладывать на грузоотправителей и грузополучателей, на клиентов. Естественно, мы же не можем на себя эти расходы брать, у нас их и так достаточно.
- О каких суммах речь?
- Вот смотрите, наши первые оплаты (достаёт папку с документами). Маршрут до Усть-Кута обошёлся нам в дополнительные 2 904 рубля, до Усть-Илимска, часть пути до которого - не федеральная трасса – 961 рубль.
- Что было в этих машинах? Продукты?
- Сборные грузы, в том числе мелкооптовые товары народного потребления, продукты.
- Если говорить более конкретно, на сколько подорожают услуги перевозчиков?
- Перевозки при сборе в 1,53 рубля за километр проезда подорожают ориентировочно на 5%, а при сборе в 3,06 рубля, который вступит в силу с мая 2016 года – примерно на 10%.
- Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов в обращении к премьеру Дмитрию Медведеву заявил, что цены на продукты в магазинах вырастут соразмерно ценам на перевозки, это так? Заказчик перевозок переложит новые затраты на потребителей?
- Ну, если говорить про килограмм колбасы, то подорожание будет не таким существенным. К примеру, по дороге до Усть-Кута она подорожает рубля на 3, что в принципе будет не так заметно. Но если это будет мука, которая стоит 20 рублей за килограмм, то здесь повышение на эти же 3 рубля будет более существенным.
«Пострадают самые мелкие»
- Вообще, на ведении бизнеса, как это отразится? Кто больше пострадает – мелкие или крупные предприниматели?
- Чем больше бизнес, тем ему легче пережить подобное. Крупные компании могут выделить отдельного человека, который будет заниматься этой работой. Для мелкого бизнеса это лишний документооборот. Мы должны либо оформлять маршрутные карты, либо отслеживать, как с нас будут сниматься деньги по бортовым устройствам, заносить деньги на лицевой счёт. А если ты предприниматель, и сам же водитель фуры, и у тебя на маршруте заканчиваются деньги на счёте, тогда ты автоматически попадаешь на штраф, так как связаться с «Платоном» в пути сложно.
Плату же надо вносить до того, как с тобой рассчитаются. Солярку надо купить до того, как с тобой рассчитаются. Также транспортный налог. А нам за перевозку, бывает, платят и через 60 дней.
- У вашей компании, как у одного из самых крупных перевозчиков в регионе, наверное, есть оборотные средства на всё это. А у мелких предпринимателей как?
- Мы уже кредит взяли, проценты платим. У мелких ситуация ещё сложнее.
«Платон» - лишняя надстройка»
- Что вы думаете о компании сына Ротенберга, которая взимает сбор? (олигарх, друг президента Владимира Путина Аркадий Ротенберг - авт.)
- Она совершенно лишняя. Уже существует система, по которой мы платим за содержание дорог, она введена в акцизы на дизельное топливо. Вместо новой системы с «Платоном» и коммерческой надстройкой можно было ввести дополнительный 1 рубль акциза на литр, этого бы хватило для сбора обозначенных 50 миллиардов рублей, которые будет собирать «Платон». При этом представитель федерального центра на днях и вовсе озвучил цифру в 10 копеек акциза на литр топлива, которой бы хватило, чтобы покрыть эти затраты. С «Платоном» же около 20% от собранных средств будет идти на содержание новой структуры, то есть не пойдёт на дороги. Вероятно, эта структура и прибыль будет иметь. Для чего она вообще? Всех удивляет именно это.
- Вы говорите про акцизы, но ваши коллеги вспоминают правительству РФ и транспортный налог, мол, в нём тоже были заложены затраты на дороги.
- Когда акцизы вводили на топливо, нам обещали, что отменят транспортный налог. Раньше топливо стоило 18-20 рублей. Когда ввели акцизы, сказали, что эти деньги пойдут на дороги, а транспортный налог уберётся. Не убрался, его ещё и повысили сейчас. Теперь вводится плата на возмещение ущерба. То есть, это не называют платой за проезд или за дороги – это плата на возмещение ущерба дорогам. Теперь транспортный налог – это налог на имущество, и он к дорогам отношения не имеет. Игра слов.
К тому же солярка постоянно дорожает. Сейчас, с переходом на зимний вид топлива, подорожала на 10% или почти на 4 рубля. Раньше эта разница – между летним и зимним топливом – была 10-20 копеек, теперь вот 4 рубля. И никто никого не извещал, просто вчера дизель стоил 34,6 рубля, сегодня - 38,2 рубля. С чем это связано, никто не объясняет.
«У «Платона» свои федералки»
- Есть какие-то трудности с «Платоном»?
- С самим бортовым устройством нет, другое дело – собственно система «Платон». Мы не видим, как она списывает деньги. Мы не можем понять, с какой машины, за какой отрезок трассы.
- Деньги просто уходят и всё?
- Да, мы положили их на лицевой счёт, а как они списываются, не видим. Счёт просто тает. Бортовое устройство через систему GPS/Глонасс связано с «Платоном» - проехал по федеральной трассе, деньги списались. При этом мы не можем проверить, правильно ли нам всё посчитали, те ли дороги зафиксированы в системе. В Иркутске есть примеры, когда к федеральным трассам причислены не те участки дорог. К примеру, на эстакаде в районе парковки «Метро» должна заканчиваться федеральная трасса, там идёт граница, а объездная Ново-Ленино уже не относится к федералке, но система «Платон» нам её считает.
- Много таких участков?
- Я по Иркутску выявил пока только этот участок. Обратился в Упрдор «Южный Байкал», они говорят, что у них по координатам заканчивается трасса на 1867-м километре, стоит столбик, а потом начинается на Синюшиной горе. В «Платоне», видимо, другие координаты. В Упрдоре сказали, что у них координаты никто не брал, мол, «Платон» отдельно от них существует. Поэтому все и просили тестирование системы до запуска, эти нюансы должны были сначала отладиться.
- Сильно пострадаете из-за оплаты проезда по таким вот участкам?
- Мы, скорее, можем больше пострадать из-за непомерных штрафов. Мы же знаем, что объездная - не федеральная трасса, поедем по ней не заплативши, а они с нас штраф возьмут. Потом по судам бегать?
- Сколько стоит одно устройство?
- Бесплатно выдаётся, с нас достаточно будет платы. Оно цепляется к прикуривателю, включается, замигало и пошло списывать деньги, как оказался на федералке, или на дороге, которую «Платон» считает федералкой. Правильно снимаются деньги, или нет, ещё раз отмечу, нам неизвестно. Нет никакой отчётности.
- Если с вас, например, возьмут за объездную, а вы захотите оспорить сбор?
- А как? Нам никто никакой бумаги не предоставляет. Электронно мы тоже ничего не видим.
- У вас вообще какие-то документы на руках есть, что вы платите этот сбор?
- Нет, этого никто не даёт. Есть только договор на выдачу этих устройств, то что мы их получили. А то, что деньги будут взиматься не указано нигде. Нас отправляют к постановлению правительства РФ, мол, вы это платите как налог. Но только налог мы платим в государство, и мы знаем за что его платим, а здесь – в коммерческую структуру, да ещё и непонятно за что.
- Какая-то служба техподдержки есть? Вы к кому-то обращались уже по поводу несоответствия трасс?
- Телефонная связь только с Москвой. Я им по электронной почте отправил вопрос, почему берётся плата за объездную, ответа не было, хотя они обещают отвечать за три дня. Попробовал сделать маршрут с Батарейной до города. Я знаю, что там на маршруте 2 километра федеральной дороги, у них попадает 15.
- А если бортовое устройство не поставить?
- То рамки, которые установлены на трассах, устанавливают владельца машины и штрафуют.
У нас в Иркутске, если по-честному, грузовой транспорт вообще ездить не может. На Иркутном мосту висит знак «17 тонн полной массы», на Новом ангарском – «20 тонн».
- Сколько в среднем весит фура?
- 32-35 тонн, максимальная масса – 40 тонн. То есть, практически везде движение запрещено. Можно встать в любом месте и все грузовые машины штрафовать.
- Возвращаясь к злополучному сбору. Значит, пока Иркутск ждёт вестей из Москвы и не будет ничего предпринимать?
- Мы пока не будем бастовать, но уже предпринимаем другие меры. Сейчас иркутские перевозчики на базе «Сибмапа» Игоря Парфёнова объединяются в некоммерческое товарищество, чтобы обратиться в наше заксобрание с просьбой дойти с проблемой до Москвы. Такое решение было принято на первом собрании в прошлую среду.