На минувшей неделе жителей Иркутска потрясла трагедия на улице Седова, где троллейбус насмерть сбил 18-летнего юношу. Городские власти задумали «впихнуть невпихуемое», установив на острове Конном парк развлечений с американскими горками. А бывший губернатор Иркутской области Борис Говорин предложил построить мост на остров Ольхон. Об этом - в очередном разборе недели от редакции «ИрСити».
В обзоре событий недели журналисты «ИрСити» не пытаются определять ключевые информационные поводы прошедших семи дней, а пишут о том, что их больше всего задело.
Зоя Кузнецова: Уехать из Иркутска?
Уже неделю думаю об этом почти всерьёз. Не потому что мне мало возможностей, а потому что не очень хочется жить в городе квадратных стеклянных коробок, закатанных в асфальт скверов и грохочущих американских горок. Потому что у нас любят впихивать невпихуемое, сравнивать с землёй красивые здания и вырубать деревья. По-другому городская среда в Иркутске в последние годы не делается.
Например, суворовское училище, которое строят вместо корпусов ИВВАИУ. На этой фотографии вы видите груду кирпичей на месте здания бывшего клуба авиационного училища и экскаваторы на фоне главного корпуса. По идее корпус должен остаться, потому что его как будто защищает бумажка о статусе памятника архитектуры. Но в Иркутске это не точно.
Вот так клуб выглядел до сноса. Несколько лет назад здание сильно горело. Внутри – перекрученные и обожённые металлические балки, рухнувшие перекрытия и погнутые перила.
Его можно было восстановить, потому что восстановить можно всё, но для этого нужно время и деньги. В нашем случае именно в таком порядке. Суворовское строит Минобороны, которое намерено вложить в него 6 миллиардов (это стоимость строительства нового ледового дворца), так что, кажется, с деньгами вопрос не стоял. А вот время…
К 1 сентября 2021 года такое здание точно не восстановишь, а очень надо, потому что так обещал в своих предвыборных речах генерал и губернатор Игорь Кобзев. А если так надо генералу и губернатору, значит можно уничтожить, принести в жертву, построить коробку (может быть, даже «под старину») и торжественно перерезать красную ленту точно в срок.
Например, создание парка развлечений на острове Конный за 300 миллионов рублей. Пока, конечно, как будто рано переживать по этому поводу – во-первых, место, по информации мэрии, выбрано ещё не железно, обещают рассмотреть другие площадки (но кого я сейчас утешаю, а?), во-вторых, непонятно, как конкретно разместят там все эти новые блестящие аттракционы – американские горки, каток с искусственным льдом и башню свободного падения.
Вот это фотография Конного с высоты колеса обозрения. Как вы думаете, на месте чего тут могут появиться аттракционы? На месте деревьев.
Зачем Иркутску парк аттракционов в самом центре, в исторической части? У нас очень широкий город, в нём много места, почему его нужно поставить на этом маленьком пятачке? Почему нельзя остановиться на создании на Конном набережной и парковой зоны с игровыми и спортивными площадками? Почему туда нужно обязательно впихнуть грохочущее чудовище? У меня нет ответов на эти вопросы, а у вас?
Например, строительство школы на территории ИВВАИУ. Её собираются поставить на месте старых казарм училища. Здание до осени входило в состав памятника архитектуры, а потом перестало. Вероятно, потому что не пригодилось Минобороны для суворовского училища (опять же сроки, невозможно всё успеть до 1 сентября), а у мэрии нет денег (и желания) на то, чтобы его восстановить и приспособить под нужды города.
Казармы ужасно жалко. Даже сейчас, несмотря на своё плачевное состояние, это очень красивое здание – надёжное, с характером, с историей, а ему осталось жить года два, пока будут вносить изменения в разные градостроительные документы, разрабатывать проектно-сметную документацию на школу и проходить экспертизы. Потом – экскаваторы, груда кирпича и типовая коробка серо-бежевой плиткой и вставками оранжевого и зелёного цветов. Тоска.
Екатерина Трофимова: Если бы был пешеходный переход
Нас с малых лет учат, что дорогу нужно переходить только по пешеходному переходу, обязательно смотря по сторонам, иначе может случиться трагедия. Так произошло с 18-летним парнем, которого насмерть сбил троллейбус на улице Седова в Иркутске. Казалось бы, виноват сам, почему не пошёл по пешеходному переходу? А может, потому что его там просто нет?
Утром 27 января троллейбус сбил 18-летнего парня, который перебегал дорогу на Седова. От полученных травм он скончался на месте. Водитель троллейбуса рассказал, что он пытался затормозить, когда увидел толпу на проезжей части. СК начал доследственную проверку по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», во время которой будет дана оценка в отношении должностных лиц МУП «ИркутскГорТранс», на балансе которого находится транспорт.
Троллейбусную остановку «Музыкальный театр» перенесли чуть ниже по улице Седова осенью 2018 года из-за ремонта дорог. Раньше она была на перекрёстке возле входа в Иерусалимский парк. На этом участке пересекаются четыре улицы: Советская, 25-го Октября, Кожова и Парковая. На каждой был пешеходный переход. После переноса остановки «зебру» на улице 25-го Октября
На следующий день после трагедии я приехала на остановку «Музыкальный театр», чтобы посмотреть, как безопасно переходить дорогу в этом месте. От остановки до ближайших пешеходных переходов 364 метра вверх по улице и 284 метра вниз по улице. Самый ближайший способ пересечь улицу – виадук. Я прошлась до каждого и засекла время.
Быстрее всего, разумеется, перейти дорогу по надземному переходу – 3 минуты. Но для этого нужно подняться и спуститься, а большинство пешеходов просто ленятся это делать. К тому же, он не оборудован пандусами. Инвалидам, пенсионерам и мамочкам с колясками подняться на него практически нереально. Пандусы есть только от площадки у входа в театр. Чтобы ими воспользоваться, нужно пройти под мостом и подняться с другой стороны театра. Но со стороны 130-го квартала пандусов для спуска также нет. Мэрия обещала, что его оборудуют, но, видимо, руки до этого не дошли.
Пока я переходила дорогу по мосту, увидела троих людей, перебегающих улицу. В это время к остановке подъехал троллейбус, и я решила понаблюдать, куда пойдут вышедшие пассажиры. На трёхминутном видео я «поймала» пять нарушителей правил дорожного движения. Женщина, которая на видео перебежала дорогу последняя, могла за то время, пока пропускала машины, спокойно перейти улицу по мосту.
Никто из пассажиров не пошёл до пешеходных переходов. Если честно, я бы тоже не пошла. «Зебры» расположены так далеко и неудобно, что тащиться до них, а потом обратно совсем нет желания, но и рисковать жизнью тоже не хочется.
Хорошее решение проблемы предложили активисты движения «Городские проекты в Иркутске». По их мнению, требуется установить на этом участке безопасный скоростной режим. Для его соблюдения нужно сузить полосы движения до нормативных: 3,75 метра для выделенной полосы автобусов и 3,25 метра для движения автомобилей.
В итоге получится около 1,5 – 2 метров лишнего пространства, которое нужно отдать под разделительную полосу. Она также будет служить островком безопасности для пешеходного перехода, который нужно оборудовать возле остановки. Поскольку переход здесь через две полосы в одном направлении, его обязательно нужно делать регулируемым.
Мэрия Иркутска под постом группе «ДТП38RUS» в соцсети «ВКонтакте» прокомментировала происшествие с молодым парнем: «Специалисты администрации в курсе случившейся трагедии, сегодня на место происшествия выезжала комиссия в составе сотрудников ГИБДД и специалистов комитета городского обустройства. Было проведено обследование проезжей части и прилегающей территории. Предлагается обустроить здесь нерегулируемый пешеходный переход либо установить разделительный барьер. В ближайшее время будет принято оптимальное решение».
Вопрос «Почему это нельзя было сделать сразу, как перенесли остановку?» - остаётся открытым. Возможно, если бы был пешеходный переход, то смерти молодого парня удалось бы избежать.
Ксения Власова: Ну зачем нам мост на Ольхон?
На сессии заксобрания Борис Говорин, который был губернатором Иркутской области с 1997-го по 2005 год, предложил построить мост на крупнейший байкальский остров Ольхон.
Бывший глава региона довольно мягко раскритиковал работу существующей паромной переправы «Сахюрта – Ольхон», заметив, что перед ней и на материке, и на острове ежегодно образуются многокилометровые пробки, возникают «стычки», что мешает воспринимать красоты Байкала. Обслуживает переправу компания другого экс-губернатора Сергея Ерощенко – «Восточно-Сибирское речное пароходство». В 2017 году в проливе Ольхонские ворота стал курсировать третий паром, в результате чего турпоток за один сезон вырос в 2,5 раза, кроме того, в последние годы из бюджета выделялись деньги на реконструкцию причальных сооружений.
«Я думаю, что мы можем поставить перед руководством страны вопрос о строительстве мостового перехода и соединить остров Ольхон с материком», — заявил на сессии ЗС Борис Говорин. По его словам, Россия вполне может потянуть такую стройку, потому что ранее уже реализовала проекты и помасштабнее - на Дальнем Востоке и в Крыму.
Борис Говорин считает, что с помощью моста можно было бы убить сразу двух зайцев: развить туризм и организовать сбор и вывоз мусора.
Директор Иркутского филиала СО РАН Игорь Бычков согласился, что мост помог бы сделать жизнь на острове более комфортной, например, провести необходимые системы водоотведения и канализования. Но, как заметил учёный, нужно всегда помнить, что речь идёт об озере Байкал. «Чисто технологически мост можно построить, у меня сомнений нет, но нужно ли, какой, насколько это повлияет — это нужно изучать. Байкал — уникальный, и с ним надо обращаться очень аккуратно», - заметил Бычков.
По мнению замдиректора по науке Лимнологического института Вадима Анненкова, если такой проект получит жизнь, то в него вложат огромные суммы, которые вообще-то можно было направить на науку. А глава Института земной коры Дмитрий Гладкочуб и вовсе предположил, что, может, и хорошо, что на Байкале не хватает инфраструктуры. «Иначе бы про экологию вспоминали в последний момент», - заметил учёный.
Построить мост само по себе дело нехитрое (хотя на Академический мост в Иркутске, возведение которого инициировал как раз Говорин, когда он был ещё мэром областного центра, потребовалось более 10 лет). Но построить мост на Байкале – это задачка «со звёздочкой».
В России действует постановление «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории». Это довольно внушительный список. И хотя его постоянно дополняют, а ранее утверждённые формулировки всё больше размывают, нужно ещё суметь доказать целесообразность проекта. Более того, в Ольхонском районе до сих пор не разрешены вопросы с землёй, отчего периодически вспыхивают скандалы с выселением людей, проживших на берегу озера не один, и не два десятка лет.
Даже со строительством и реконструкцией дорог здесь возникают проблемы. Например, в 2019 году суд посадил на 3 года экс-мэра Ольхонского района Сергея Копылова. Было доказано, что он превысил должностные полномочия, выдав разрешение на добычу гравия, необходимого для трассы Баяндай – Еланцы – Хужир. Ущерб составил 24 миллиона рублей.
Кроме того, до сих пор не построена дорога на острове Ольхон, а ведь реализовать проект властям региона поручил президент России Владимир Путин ещё в 2017 году. Стоимость работ оценили в 2 миллиарда рублей, их планировалось начать в 2019-м, но из-за проблем с Прибайкальским нацпарком старт проекта перенесли на год.
Потом договор с подрядчиком – «СтройДорХолдинг» - и вовсе расторгли. «Подрядчик, который заключил контракт, испугался, отказался и ушёл», — заявил губернатор Игорь Кобзев в сентябре 2020-го. А в декабре по объекту прошли новые торги, которые выиграло дорожно-эксплуатационное предприятие «Байкал-138». Эта компания связана с Ерощенко.
Кстати, сам Сергей Владимирович тоже хотел построить мост. В 2014 году он продвигал проект иркутской агломерации «Байкальский луч», который включал авиационный центр Air City на базе действующего иркутского аэропорта, пересадочный узел в районе железнодорожной станции Иркутск-Сортировочный, автомобильный обход областного центра и… мост из Листвянки в Порт Байкал. Но эти планы не сбылись.
Как объясняло тогда министерство экономразвития, участок, на котором бы строился мостовой переход, предполагалось включить в особую экономическую зону «Ворота Байкала». Сегодня в ОЭЗ входит только город Байкальск.
Интересно, что в конце 2020 года губернатор Игорь Кобзев высказал идею о расширении границ ОЭЗ за счёт включения туда сразу трёх точек притяжения на Байкале: Листвянки (застройка которой вызывает тихий ужас), Большого Голоустного (которое изначально входило в зону, но затем было исключено из-за особенностей местности) и тот самый остров Ольхон.
Три года назад Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Сергей Зенков предложил ограничить въезд на остров. Уже тогда, по подсчётам ведомства, антропогенная нагрузка на уникальную ольхонскую природу в полтора раз превышала допустимую. Странно же думать, что с тех пор всё изменилось к лучшему. Поэтому зачем нам этот мост?
Вообще речь Бориса Александровича на сессии ЗС была неожиданной, мотивы политика непонятны (хотя, думается, перед выборами в Госдуму подобных спичей станет только больше), а идеи глобальны. Он предложил инвентаризировать все турбазы, сделать зонирование на Ольхоне, чтобы обеспечить высокий уровень отдыха как для VIP-контингента, так и для массового туриста, восстановить Маломорский рыбный завод.
И тут уж как на всё это дело посмотреть. Либо мост на Ольхон – это самый пик полёта мысли бывшего губернатора, который вдруг получил возможность вот так ярко вернуться в политическую повестку, либо – это некий собирательный образ всех фантастических идей, которые хотелось бы реализовать на Байкале, но мечтать вообще-то не вредно. Тем Байкал и прекрасен, что он диктует правила игры. Пока что.