Как-то раз губернатор Иркутской области Игорь Кобзев написал: «Приходится исправлять ошибки прошлых годов». И все облегчённо вздохнули – наконец-то у нас есть настоящий глава региона. Хотя ещё в декабре 2019-го он утверждал, что «страницу перевернули». Но это же такая тонкая политическая игра – изящно подпинывать предыдущее руководство области. Главное, чтобы повод для подпинывания был таким же изящным.
Колонка впервые была опубликована в разборе событий года, который вышел на «ИрСити» 31 декабря.
В Иркутской области подобных поводов – завались. Некоторые из них уже использованы и переданы для решения Москве. Но есть один, от которого уже даже глаза перестали дёргаться (следующая стадия – уход в полный дзен, когда вообще ничего не колышет) и на котором, судя по всему, федеральные плюшки закончились – теперь нужно постараться.
В своём первом послании о положении дел в регионе Игорь Иванович поручал выбрать инвестора для строительства нового аэропорта. Вместо этого выбрали консультанта из столицы, который должен проанализировать ситуацию с действующим авиаузлом и просчитать возможные варианты размещения его на новом месте.
Из новых мест, судя по техзаданию, рассматривали только старые. В смысле те, которые и так на слуху и которые уже раскритикованы в пух и прах. Решили особо не заморачиваться, потому что, как сказал Кобзев, лучших вариантов в радиусе 50 километров от Иркутска просто нет. А с хоть какой-то степенью проработки – вообще днём с огнём не сыщешь. Из трёх вариантов выбрали один - деревня Позднякова.
Славное местечко, но с несколькими заковырками – чтобы построить аэропорт, нужно куда-то деть дислоцирующиеся в этом районе военные части, сделать крутой проект и пройти все согласования, выбрать подрядчика на торгах, расчистить и выровнять площадку, построить дороги и пустить транспорт, а главное – на всю эту красоту получить много-премного денег: сам глава Росавиации Александр Нерадько оценивал расходы в 53 миллиарда рублей. Областной бюджет не потянет это в одиночку, даже если устанет пересчитывать миллиардные остатки на счёте.
Одна из важнейших строек в регионе должна начаться до 2030 года – такой срок ставит губернатор. А что для этого нужно?
Нужен инвестор.
И интересно, кто же им станет?
Нужны федеральные деньги и гарантии.
И интересно, во сколько всё это влетит самой области?
Нужны дипломатические таланты руководителя региона и политическая стабильность в области.
И интересно, пойдёт ли Игорь Иванович на второй срок, чтобы довести это дело до победного конца? Говорят, что, если пойдёт, то легко сможет переизбраться. А пока у него «контракт с жителями Иркутской области» только на 5 лет, 2 из которых - уже минули.
Нужно ли напоминать, что первое и второе зависят от третьего? И в этом смысле Игорь Иванович как будто бы прекрасен и успешен. Встречается с топ-менеджерами Минобороны (не ясно, правда, есть ли реальный выхлоп от этих встреч, потому что при первом приближении как будто нет). Отбивается от журналистов и комментаторов в соцсетях, предлагая им «не хандрить». Вступает в «Единую Россию» - как будто бы не по приказу партии, а по зову сердца - мол, иначе никто и слушать не станет какого-то губернатора какой-то области.
Сложно. Но чек-лист губернатора Приангарья нужно добивать. Указ президента - выполнять. Там же чёрненьким по беленькому написано: «реконструкция объектов действующего аэропорта», «строительство нового авиаузла», «увеличение пассажиропотока». Пока ни один из пунктов не выполнен. На реконструкцию, кажется, слегка подзабили, и аэропорт потихоньку ремонтируется за счёт собственных доходов. Рост пассажиропотока до 3 миллионов человек должен был произойти в 2020 году, но не произошёл – скажем спасибо коронавирусу.
Поэтому пока упираемся рогом в новый аэропорт, которого ещё на бумажке нет. Обещали до конца года найти-таки участок – но чё-то тишина. Обычно такая тишина, когда не получается, но вдруг сейчас не тот случай и «серый дом» просто боится сглазить?
Так что да, целый год с аэропортом что-то происходило, но так ничего качественно нового и не произошло. В новый год мы уходим с очередными сроками по выбору инвестора – третий квартал 2022-го. А ввод Игорь Кобзев обещает через 7 лет. Стоит ли говорить, что с планированием на Ленина, 1А есть некоторые проблемки?
Меньше конкретных планов и озвученных сроков.
Пусть новый аэропорт будет сюрпризом. Вот же удивимся. Или нет.