Общество Всё о Байкале Туризм интервью «Люди говорят: "На что здесь смотреть?"». Глава Листвянки — о будущем главного туристического центра Байкала

«Люди говорят: "На что здесь смотреть?"». Глава Листвянки — о будущем главного туристического центра Байкала

Максим Максимов рассказал «ИрСити», как генплан поможет изменить облик поселка

Главная улица Листвянки — Горького

«Листвянка — зона чрезвычайного бедствия». Так назывался один из наших материалов о поселке, с которого для многих начинается знакомство с Байкалом. И поспорить с этим сложно. Толчея из машин, отсутствие нормальной набережной, разбитая дорога — это реальность, в которой существует сегодня Листвянка. Изменить ее призван генеральный план, который дума Листвянского муниципального образования (МО) утвердила в конце июля. О том, что тормозит развитие территории, и забрезжила ли надежда на перемены после принятия генплана, корреспондент «ИрСити» поговорил с главой Листвянского МО Максимом Максимовым.

Листвянское муниципальное образование — это не только собственно Листвянка. В его состав входят еще поселки Ангарские Хутора, Никола и Большие Коты. Но, конечно же, к Листвянке как к «иркутским воротам на Байкал» приковано всеобщее внимание. Чаще всего — в негативном ключе. Хотя туристы сюда едут валом: достаточно посетить поселок в выходные, чтобы в этом убедиться. Ругаются, злятся, стоят в пробках — но едут.

За один только выходной день здесь могут принять почти такое же количество гостей, сколько в Листвянке проживает постоянного населения. Естественно, с такой нагрузкой поселок не справляется. Для этого почти что нет инфраструктуры, а та, что есть, требует реформации.

При всём при этом Листвянское МО два года существовало даже без шанса на развитие. Нет генплана — нет никаких для этого рычагов. А случилось это потому, что в 2020 году Байкальская природоохранная прокуратура через суд добилась признания главного градостроительного документа, принятого в 2016 году, незаконным. Надзорное ведомство доказало, что документ не соответствует федеральным нормативам.

В новом генплане предусмотрено социальное, инфраструктурное и экономическое развитие территории. В соответствии с ним в Листвянке должны появиться новые соцобъекты и дома, причалы и набережная, а главное — шанс на новую жизнь.

— Максим Валерьевич, с какими сложностями пришлось столкнуться при разработке генерального плана Листвянского МО?

Муниципальный контракт на разработку генерального плана Листвянского МО был заключен в 2021 году. Подрядчиком стало новосибирское АО «Институт перспективных технологий», которое выполнило работы за 1 миллион рублей.

— К разработке генплана мы подошли очень серьезно. Еще до начала этапа проектирования провели подготовку: направили запросы в различные ведомства разных уровней и весь этот пакет документов затем передали разработчикам.

Глава Листвянского МО Максим Максимов

Сам процесс проектирования стоял на контроле у губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, еженедельно собиралась рабочая комиссия под председательством первого зампреда правительства региона Руслана Ситникова. На этих встречах присутствовали представители муниципалитетов, Службы архитектуры Иркутской области и других ведомств. Мы рассматривали самые проблемные и сложные вопросы, изыскивали пути их решения.

Нюанс в том, что территория Листвянского муниципального образования специфическая. На нее накладываются сразу несколько специальных режимов. С одной стороны, все поселки находятся в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, с другой — Прибайкальского национального парка.

С 1986 года (год образования Прибайкальского нацпарка. — Прим. ред.) поселок жил с де-юре установленной особой охраняемой природной территорией. Но на практике закрепленные в законе положения о ней никак не применялись.

«Кажется, в какой-то момент представители органов местного самоуправления даже и не знали об ее существовании»

В итоге у нас сложилась абсурдная ситуация: органы местного самоуправления выдавали земли и разрешения на строительство, а потом оказалось, что это вообще не их полномочия, это может делать только Минприроды.

В 2019 году в суд было направлено уголовное дело в отношении тогдашнего главы Листвянского МО Александра Шамсутдинова. По версии следствия, в 2017 году глава администрации незаконно выдавал разрешения на строительство индивидуальных жилых домов в поселке Листвянка в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Всего суд рассматривает 10 эпизодов превышения полномочий.

Потому помимо обычных процедур по генплану в этот раз нам потребовалось пройти процессы согласования с Минприроды, что у нас заняло очень много времени, сроки подзатянулись. К сожалению, так получилось, что в ходе согласования часть территории вышла за границы населенных пунктов.

В 2017 году президент России Владимир Путин поручил установить границы поселений, которые входят в границы особо охраняемых природных территорий, по фактической занятой территории. Это значит, что, если участок до сих пор не освоен, он изымается из границ поселения. У нас эти земли стали территорией Прибайкальского нацпарка.

— Какие территории оказались исключены из границ населенных пунктов?

­— Больше всего пострадала Листвянка. В пади Крестовой для дальнейшего развития поселка у нас был отведен земельный участок площадью 300 гектаров. Его оформлением занимался в своё время еще Иркутский район. Участок уходил в глубь пади почти на 10 с лишним километров. Он никак у нас не осваивался, потому выбыл за территорию населенного пункта.

Также была перспективная площадка в районе Николы, там по генплану 2016 года по распадкам предполагалось строительство индивидуальных жилых домов. Но она тоже не была освоена, поэтому Минприроды вычленило ее из территории населенного пункта.

Граница поселков Листвянка и Никола

Ангарские Хутора практически остались в границах, которые существуют, Большие Коты — тоже.

К концу проектирования по трем земельным участкам у нас с Минприроды вышел принципиальный спор. Ведомство хотело забрать территорию санатория «Байкал», большой земельный участок, принадлежавший одной из юрфирм, и дендропарк Байкальского музея СО РАН.

Поскольку к согласию мы не пришли, была создана предусмотренная Градостроительным кодексом согласительная комиссия, в которую вошли представители собственников участков, органов местного самоуправления и Минприроды. В рамках этой комиссии нам два участка удалось отстоять.

Байкальский музей СО РАН

А вот с дендропарком не получилось по одной простой причине: земельный участок не был оформлен. То есть он не имел границ, поставленных на кадастровый учет. Это была просто территория с координатами, которую в свое время Минимущества предоставило в пользование Байкальскому музею. Там даже непонятна точная площадь.

Минприроды заняло свою принципиальную позицию по нему. Поскольку генплан как документ был нужен нам очень сильно, а дальнейшее противостояние заняло бы еще огромное количество времени, мы решили оставить территорию дендропарка в границах нацпарка. Но коллеги из Минприроды нас заверили, что Байкальскому музею ничего не мешает заключить соглашение о пользовании территории, чтобы дендропарк функционировал в том же виде, что и сейчас.

— Тем более что дендропарк фактически и до этого исполнял функции сохранения природной среды…

­— О чём и речь. Байкальский музей проделал, на мой взгляд, колоссальную работу. Это единственное место в Листвянке, которое можно использовать как парковую зону. Здесь есть оформленные дорожки, беседки, смотровые площадки. И огромный плюс, что люди могут прийти бесплатно. Всё подписано, всё цивилизованно сделано. Надеюсь, что это так и останется, а мы будем помогать музею.

В целом в этот раз мы по букве закона прошли весь процесс согласования генплана. Всё прошло без каких-либо нарушений, о чём высказался и прокурор района на заседании думы. И вот случилось это знаковое событие, 20 июля мы приняли наш генеральный план.

— Отличается ли принципиально новый генеральный план Листвянского МО от версии 2016 года?

­— Я считаю, что новый генплан достаточно отличается от предыдущего. Во-первых, по территории освоения муниципального образования. В старом документе она была значительно больше.

А во-вторых, мы применили другой подход к зонированию территории Листвянки. Площадки, расположенные по распадкам — улицы Гудина, Чапаева, — отвели исключительно под жилую зону. Это узкие пространства, там исторически застройка очень плотная. Даже гостевые дома здесь дают большую нагрузку на жителей.

Я сам на себе это ощущаю: если рядом есть какая-то даже небольшая гостиница, то это всё равно суета, шум, музыка. Особенно для пожилого населения это большая проблема.

Один из жилых домов на первой линии Листвянки

Законодательно урегулировать уровень шума, привести в соответствие количество посетителей — это нереально. Потому мы решили, что для развития туристической инфраструктуры будет предусмотрена первая береговая линия ­— улица Горького, что логично, именно тут самое большое скопление народа.

Эту территорию мы отвели в зону смешанной общественно-деловой застройки. Она предусматривает симбиоз и жилых домов, и коммерческих объектов.

На береговой линии Листвянки почти не осталось жилых домов, в основном они сдаются туристам

Хотя в принципе по улице Горького осталось не так много проживающих. Дома здесь в основном сдают, продают, предоставляют в аренду земельные участки. Частные подворья, которые остались, как правило, находятся на стадии реализации.

Одну треть пади Крестовой тоже отвели под коммерческое развитие. А всё, что вглубь — под жилую зону. Там мы планируем предоставлять участки под индивидуальное жилищное строительство людям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Под эти цели отведено около 4 гектаров. Еще около 3 гектаров — на улице Чапаева, примерно столько же — на улице Гудина. Но нужно понимать, что это сложные для освоения участки, там нужно провести много подготовительной работы. В Крестовке, например, в основном болотистая местность, участки нужно отсыпать.

— Там, где семьи, там и социальные объекты?

­ — Да, в пади Крестовой запланирован целый социальный кластер. В первую очередь нам очень сильно нужен детский сад на 200 мест. Во-первых, те дошкольные учреждения, которые у нас находятся на первой линии на улице Горького, уже старые, сами здания не выдерживают никакой критики. Во-вторых, всё-таки рядом с региональной дорогой строительство дошкольных учреждений — это не совсем правильно с точки зрения безопасности.

Второй очередью строительства у нас запланирована школа, она должна быть построена до 2041 года. Это объект регионального значения, мы обязаны были его включить в генеральный план: помимо того, что документ учитывает пожелания местных жителей и органов местного самоуправления, он должен отражать объекты, включенные в схему территориального планирования. Школа для начальных классов в Крестовке как раз в ней и предусмотрена.

Действующая школа Листвянки

Хотя действующая школа на Горького справляется с существующим потоком и даже, можно сказать, пустует по сравнению с учреждениями в Маркова или Хомутово. Здание тут хорошее и большое, оно будет сохранено, стоит в плане на капремонт и реконструкцию, нужно территорию благоустроить. С районом шел разговор и о возможности построить плоскостное спортивное сооружение, стадион небольшой, чтобы школьники могли и физкультурой заниматься.

Даже если у нас население будет прирастать, на что мы очень надеемся, наша школа эти объемы выдержит. Но учреждение в Крестовке нам тоже будет полезно. Листвянка вытянута, и есть проблемы с шаговой доступностью соцобъектов. Далековато, например, везти с Техучастка ребятишек в школу в центре Листвянки. Падь Крестовая, опять же, большая, там много людей проживает.

Падь Крестовая

Также запланирована поликлиника, которая будет работать без выходных и принимать в том числе туристов. Действующее медучреждение находится в плачевном состоянии, и, к сожалению, финансирование на ее капремонт не предусмотрено. Мы несколько раз обращались в Минздрав, чтобы рассмотрели вопрос о реконструкции поликлиники, но пока министерство нам никаких радужных перспектив не нарисовало. У нас на 2022 год на нее заложено 2 миллиона рублей, но это смешная сумма.

Нам все говорят, что у нас очень мало жителей, 2,1 тысячи человек. Да, по сравнению с Ушаковкой, Дзержинском это мало. Но это же только местное население.

«А что делать, когда к нам только за одну субботу по 2 тысячи людей приезжает?»

Им же тоже нужна медицинская помощь. Там же и дети, и пожилые, иностранные гости, а у нас на территории муниципалитета практически нет медика в выходные.

Разговаривали и о станции скорой помощи, чтобы хотя бы одна машина дежурила на территории Листвянки. Потому что доехать скорой до Листвянки, когда пробки растягиваются чуть ли не до Большой Речки, довольно проблематично.

Объекты, отмеченные на генплане Листвянского МО

Предусмотрено и строительство пожарного депо. Тоже крайне необходимое, на мой взгляд, учреждение, с учетом того, что у нас тут одно деревянное зодчество и много проживающих туристов.

Проблемой при разработке генерального плана стало найти свободные участки под это всё. Вся земля в Листвянке уже роздана и, как правило, в собственность. При этом много участков, которые не освоены, заброшены, зарастают, захламляются.

Мы, к сожалению, были вынуждены пойти даже на такой шаг, чтобы разместить, например, детский сад на уже предоставленных земельных участках. Потому что ну просто места нет. С собственником, безусловно, мы будем вести переговоры, есть процедуры выкупа таких участков. Изъятие — это крайний случай.

— Вы несколько раз упомянули проблемы с оттоком населения из Листвянки. Как считаете, с чем это связано?

— В первую очередь это обусловлено большими проблемами с жильем. Земельные участки — это хорошо, построить частный дом ­– это прекрасно. Но не каждый это может потянуть. Мы же все понимаем, что это огромные затраты.

Социального жилья в Листвянке практически нет. У нас стоят многоквартирные дома, бараки, построенные еще в советские годы, где живет масса семей. С того же периода не ведется и строительство жилья, которые можно предусмотреть для социального найма.

Генеральным планом мы планируем это поменять. Нам в обязательном порядке нужно расселить ветхое и аварийное жильё, которого у нас предостаточно: четыре барака на улицах Октябрьской и Горького, в каждом по 12–15 семей. Причем там многодетные семьи, пожилые люди.

Или вот мы говорим о строительстве школы. Но построить школу — это одно дело. Туда же надо еще привлечь педагогов. У нас это большая проблема, идет отток учителей. Мы не можем пригласить сюда молодых специалистов, потому что негде предоставить им жильё. Снять в Листвянке его практически невозможно. Тут уровень цен на уровне цен в центре города. Преподавателю с зарплатой в 25–30 тысяч арендовать жильё за 15 тысяч просто нереально. Да его фактически и нет, всё сдают отдыхающим.

Население Листвянки убывает последние несколько лет

Потому мы запланировали три многоквартирных дома на три-четыре подъезда. С учетом нашей сейсмики дома могут быть максимум в четыре этажа. Но наш муниципальный бюджет не позволяет их строить за собственные деньги, потому нам нужно обязательно входить в программу по расселению ветхого и аварийного жилья.

Поэтому принятие генерального плана, постановка границ населенного пункта на кадастровый учет очень важны — эти документы нужны для вхождения в любую программу, связанную со строительством тех или иных объектов.

— Генплан принят, теперь очередь за изменениями правил землепользования и застройки и других градостроительных документов. С какими объектами в первую очередь, на Ваш взгляд, необходимо начинать работать после того, как все эти бумаги будут утверждены?

— На мой взгляд, с дорогой и берегоукреплением. Мы все понимаем, что Листвянка — это туристический поселок, и вектор его будущего развития связан именно с этим. У нас, наверное, 80% населения Листвянки задействовано в туристической инфраструктуре. Это и гостиницы, и различного рода прокаты катеров, снегоходов, обслуживание туристов, плюс рынок, сувениры, рыба.

Официальный рынок в Листвянке

По-другому здесь уже, наверное, в Листвянке не может быть, тем более что производства никакого нельзя развивать в принципе, поскольку это Центральная экологическая зона. Да и гости по-другому Листвянку уже не воспринимают. То есть сказать о том, что всё, поселок закрыт и здесь будет жить только местное население — это абсурдно.

Развитие туризма повлияет и на демографию. Потому что если люди увидят, что здесь возможно зарабатывать, то, естественно, молодежь будет оставаться. Сейчас же туризм хаотичный.

«Я бы даже сказал, что в Листвянке он уже идет на спад. Потому что сколько уже негативных отзывов. Люди говорят: "На что здесь смотреть?"»

К тому же многие предприниматели отмечают, что этот год, хотя и постпандемийный, без ограничений, сильно просел в плане притока туристов. Это, конечно, можно связать и с общей экономической ситуацией, но всё равно: людям не на что смотреть, нет цивилизованной инфраструктуры.

А это в первую очередь дорога, подъезд к поселку. Листвянка — это познавательный, однодневный туризм. Потому все наши усилия надо нацелить сейчас на создание нормальной проезжей и пешеходной зоны.

Берегоукрепление важно еще и в плане безопасности. Мы можем настроить кучу прекрасных социальных объектов, но в один момент наша дорога просто обвалится. Ее подмывает каждый год, ситуация критическая, и критическая уже давно. А у нас по этой дороге помимо туристов и граждан ездит школьный автобус, который возит детей со всей Листвянки.

Состояние и проезжей, и пешеходной зоны оставляет желать лучшего

Потому мы с Минтрансом и правительством Иркутской области уже работаем плотно по этому вопросу. Большая проблема в том, что берегоукрепление, строительство дороги и набережной находятся в ведении разных ведомств.

Вопрос берегоукрепления — это полномочия Росводресурсов, их суд обязал это сделать. Строительство дороги — Минтранс. Плюс в дорогу планируем уложить все линейные объекты — водоотведение, водоснабжение, электроэнергия, а это уже МинЖКХ. И связать воедино весь комплекс — это очень сложно.

Дорога — одна из болевых точек Листвянки

Сейчас главная проблема — найти то ведомство, которое будет всё это синхронизировать, чтобы был один красивый объект: хорошая дорога, качественные сети и красивая набережная.

— А есть ли перспективы, что эти работы начнутся в ближайшее время?

— Я очень надеюсь, что уже в следующем году начнется проектирование берегоукрепления. Байкал — объект всемирного наследия ЮНЕСКО, там придется тоже проходить массу согласований, сложную экологическую экспертизу.

Хотя в 2018 году Иркутский район выступал заказчиком проекта берегоукрепления, он был готов, успешно прошел все этапы, был уже фактически на стадии реализации. А потом оказалось, что заказчиком должно выступать федеральное ведомство. Теперь этот проект у меня лежит в коробке, пылится.

— У вас наверняка есть представление, какой должна быть идеальная набережная Листвянки. Поделитесь?

— Конечно, есть! Сейчас ребята с архитектурного факультета ИРНИТУ на Листвянке защищают дипломные работы. Будто если ты отрисовал Листвянку, уже архитектор с большой буквы. Но у них есть хорошие проекты.

Я не думаю, что надо расширять проезжую часть. Но точно нужны парковки. Мы все видим, какая проблема происходит в конце Листвянки. На мой взгляд, нужно на протяжении всего участка от Николы до колеса обозрения делать какие-то небольшие парковки хотя бы на 20 машин. Так в принципе территорию можно разгрузить.

Максим Максимов: «Пешеходную зону в Листвянке нужно значительно расширять»

А вот пешеходную часть надо делать широкой, выносить ее, не побоюсь сказать, на 10–15 метров в сторону Байкала. По-другому здесь ничего не получится. Она должна быть такой, чтобы по ней можно было не только гулять, но и проехать на электросамокате, и с коляской пройти. Обязательно нужны обзорные площадки, точки притяжения. В принципе, в России уже есть такие места как пример. И в Зеленогорске Калининградской области, и в Красноярском крае есть красивые набережные. Даже в Иркутске новые набережные — вот что-то в таком духе нужно делать.

Вид на Байкал в Листвянке располагает к созерцанию и творчеству, несмотря на разбитую набережную

В любом случае это должна быть такая территория, по которой можно свободно пройти, полюбоваться озером Байкал, спуститься спокойно к нему. Пляжные территории сложно специально отсыпать, потому что уровень Байкала колеблется, но какие-то площадки, где можно постоять у воды, где-то сесть, подышать воздухом, нужны. Конечно, надо обустраивать и игровые зоны для детей.

Даже сейчас туристы приезжают в Листвянку, чтобы просто посидеть на берегу Байкала

Протяженность набережной может быть 7,5 километра, от 62 километра и до колеса обозрения, но сейчас всё сгруппировано в конце Листвянки, возле рынка. Народ едет, стоит в этих безумных пробках, ругается, костерит власти. Эти бедные туристы хватают на рынке рыбу, поедят на бережку быстро и встают в затор на 40 минут.

По мысли Максима Максимова, набережная должна начинаться гораздо раньше, чем сейчас

А новая набережная позволит растянуть турпоток. Если будет несколько «лобных» мест, то люди будут останавливаться там, где им захочется, где будет интересно, и всё само собой, я думаю, рассосется.

— Туристы в Листвянке еще любят на теплоходах покататься, а причала приличного нет…

— Генеральным планом предусмотрена реконструкция и существующего причала, и строительство причала для маломерных судов, и даже порта для больших. И на Иркутском водохранилище, и на Байкале сейчас развивается яхтенный спорт. У яхт большая осадка, им нужны большие глубины, чтобы судоводитель мог причалить. Потому нужны серьезные сооружения.

Катера и теплоходы — одно из любимых развлечений туристов в Листвянке

Уже есть большие корабли, планируется строительство подобных. Потому, по-хорошему, мы должны создать в Листвянке марину, куда будут заходить и красивые яхты, и катера.

То, что происходит сейчас — это беспредел, по-другому и не скажешь. Суда стоят сейчас как попало, потому что не имеют возможности причалить в другое место. Всё это надо упорядочивать и, конечно, смещать в сторону существующих причальных сооружений.

Да и вообще нужно создавать условия, чтобы люди могли нормально заниматься бизнесом, коммерческой деятельностью.

— В генеральном плане есть один объект, который вызывает изумление и споры. Это мост из Николы в Порт Байкал. Как вы лично относитесь к подобной идее?

— Этот мост как раз из разряда предусмотренных в схеме территориального планирования объектов. Мы были обязаны его отобразить в генплане. Но идея хорошая на самом деле.

На том берегу — Порт Байкал

Дело в том, что Владимир Фиалков, бывший директор Байкальского музея СО РАН, а сейчас ведущий научный сотрудник учреждения, со своей командой разрабатывал концепцию развития Листвянки. Вот они и предлагали сделать кольцевую дорогу по Мельничному тракту, который выходит в Порт Байкал, но сейчас доступен только для подготовленных машин.

Если сделать ее хорошую, завести мост, представляете, какая будет красота? Это будет «золотое кольцо» Иркутской области.

— Но Вы же понимаете, что это проект сейчас из области сказки?

— Надо надеяться на лучшее. Сейчас правительство РФ, президент и губернатор Иркутской области обращают внимание на развитие внутреннего туризма. Как его развивать без Байкала? Это невозможно.

Потому, дай бог, найдется хорошее финансирование, инвесторы, которым нет смысла вкладываться в строительство зарубежных гостиниц — и они будут вкладываться в развитие таких прекрасных объектов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Чувствовала себя поэтессой на морях». Иркутянка второй год ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Никто не спрашивает мать: „Как вы?“». Иркутянка рассказала, через что прошла, когда ее сын решился на самое страшное
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления