Дороги и транспорт Может, уже не ждать? Амбициозный проект реконструкции Лермонтовской развязки 3 года не может пройти экспертизу

Может, уже не ждать? Амбициозный проект реконструкции Лермонтовской развязки 3 года не может пройти экспертизу

Чиновники и депутаты в 2021-м предполагали, что в этом году в Свердловском округе уже может начаться гигантская стройка

Проект реконструкции Лермонтовской развязки в Иркутске не может пройти экспертизу

Проектирование проблемной Лермонтовской развязки, на которой дважды в день стоят все, кто хочет приехать или уехать из Свердловского округа, началось в конце 2020 года. Предполагалось, что мэрия Иркутска получит готовый документ вместе с экспертизами к концу 2021-го, а стройка начнется в течение пары лет. Сейчас май 2024-го, и у Лермонтовской развязки по-прежнему нет готового проекта, а начало работ даже не предвидится. Рассказываем всё, что известно об одном из самых амбициозных проектов городской администрации.

Как начиналась работа

Работу над проектом реконструкции Лермонтовской развязки начали в 2020 году. Контракт на 15,7 миллиона рублей был заключен с компанией «Мост». Фирма была зарегистрирована в Иркутске с 2014 года и принадлежала Олегу и Анастасии Дюртеевым. За время, пока идет проектирование транспортного узла, она сменила и собственника, и прописку: сейчас «Мост» принадлежит иркутянину Павлу Улитину, который, по данным «Контур.Фокус», больше не связан с другими компаниями, и перерегистрировалась в Москве. За последние два года ее выручка сократилась со 122 до 95 миллионов рублей, чистая прибыль — с 1,2 до 1 миллиона. В разделе «Проекты» на сайте компании Лермонтовская развязка не упоминается.

Проект развязки должны были сделать в соответствии с прогнозом транспортных потоков, через год и через 10 лет, то есть в 2030–2031 годах. Реконструкцию Лермонтовской развязки планировалось провести в 2022–2024-м, следовало из документов на сайте госзакупок, а ее стоимость оценивалась в 1,5 миллиарда рублей.

Какой должна быть развязка

Лермонтовская развязка в направлении Первомайского и Университетского сейчас

Уже в феврале 2021 года мэрия Иркутска представила схему реконструкции развязки. Ее решили сделать по типу «клевера»: если смотреть сверху, она была бы похожа на листочки этого растения. Предполагалось, что потоки транспорта с моста и на мост разделят по двум разным дорогам, обе они будут трехполосные (по одной полосе хотят отдать под общественный транспорт). Важный момент — все заправки в этом районе в проекте остаются на своих местах.

В направлении Первомайского машины должны поехать по улице Академической, там, где дорога существует сейчас. Для строительства трехполосной трассы в обратном направлении нужно будет сделать еще один путепровод — в пресс-релизе мэрии его назвали тоннелем. Проектировщики в 2021 году отмечали, что проезжая часть как в сторону моста, так и в сторону Первомайского будет поднята примерно на три метра.

Из микрорайона Союз будет предусмотрено два выезда — со стороны улицы Юрия Тена в сторону Академгородка и на новую дорогу в сторону Академического моста, в этом же направлении автомобилисты смогут развернуться и попасть на Лермонтова в сторону остановки «Институт МВД».

Съезд с Академического моста в сторону Первомайского сейчас

Для того, чтобы автомобилисты не стояли на круговом съезде с Лермонтова, предусмотрена дополнительная полоса в 200 метров под новым путепроводом, на которой водители смогут набрать скорость и встроиться в поток.

Мост от института МВД в Госуниверситету планировали расширить до трех полос в обе стороны, но без создания на нем «выделенок». В 2021 году чиновники из комитета городского обустройства считали, что вопрос с выделенными полосами можно будет решить, когда реконструируют перекресток Улан-Баторской и Лермонтова.

На развязке планируется создать велопешеходные дорожки для связи Академгородка со Студгородком, маршрутов с Академического моста через мост на улице Лермонтова к остановкам «Институт МВД» и «Госуниверситет», а также в Университетский и Первомайский. Ширина дорожек составит три метра, на них будет нанесена разметка под велосипедную полосу. Проект предполагает создание двух наземных регулируемых пешеходных переходов на выезде от Союза и у Ледового дворца. Светофоры будут работать «по кнопке».

Остальные пешеходные переходы уберут под проезжую часть. Предполагается, что там не будет ступенек, только пологий спуск (проектировщики также использовали слово «тоннели»). Их сместят так, что от Ледового дворца иркутяне будут выходить прямо к подземному переходу на Академической. Переход этой части развязки, считают в проектной организации, будет занимать примерно семь минут. Действующий надземный переход решили снести.

Надземный переход, который планируется снести

Стоимость ремонта

В 2021 году стоимость реконструкции Лермонтовской развязки оценили в три миллиарда рублей, без учета перекладки сетей. В комитете городского обустройства мэрии сообщали, что реализовать проект хотят к 2025 году. Через 1,5 года — в ноябре 2022-го — стоимость реконструкции возросла до 4,5 миллиарда рублей.

Как рассказывал в феврале 2022-го Роман Орноев, который тогда руководил комитетом городского обустройства, строительство развязки разбили на четыре года. В первый год запланирована перекладка коммуникаций вдоль дороги по направлению движения от улицы Вампилова к Академическому мосту, на второй год — со стороны железных путей.

В третий год предполагается перекладка коммуникаций на свободной территории вдоль улицы Лермонтова, обустройство насыпи и строительство полосы движения от микрорайона Союз к Академическому мосту, в частности, нового путепровода. В последний год планируется реконструкция существующего путепровода на улице Лермонтова.

По словам нынешнего руководителя комитета городского обустройства Сергея Черткова, город будет подавать заявку на софинансирование в том случае, если проект получит положительное заключение. Вероятно, что 65% на себя возьмут бюджеты Иркутской области и РФ, оставшиеся 35% — город, однако точные параметры софинансирования пока не уточнялись.

Что с проектом сейчас

Сроки проектирования Лермонтовской развязки сдвигались уже четыре раза (на август 2022-го, на конец 2022-го, на июль 2023-го и далее — на неизвестно какой срок). Проект не может пройти госэкспертизу: проблемой стали заправки. По мнению эксперта региональной организации «Экспертиза в строительстве Иркутской области», АЗС нужно выносить за территорию развязки.

По данным 2ГИС, в зоне проектирования Лермонтовской развязки находятся пять АЗС: две из них принадлежат компании БРК, по одной — «Газпромнефти», «Крайснефти» и «Омни».

Эксперт при вынесении отрицательного решения ссылается на свод правил, регламентирующий нормы проектирования автомобильных дорог общего пользования, рассказывали в сентябре 2023 года представители «Моста». В частности, в нем указано, что автомобильные заправки должны находиться на расстоянии не менее километра от мостовых переходов (в случае с Лермонтовской развязкой это путепровод через железную дорогу).

Главный инженер «Моста» Роман Елшин замечал, что, если эксперт будет настаивать на своем решении, нужно будет изменять документацию по территориальному планированию и проект планировки развязки. После этого понадобится менять назначение земельных участков, где находятся АЗС, и вести работу с их собственниками по предоставлению новых участков. В какой срок можно провести такую работу, ни чиновники мэрии, ни проектировщики не уточняли.

Последний раз вопрос строительства Лермонтовской развязки чиновники комментировали в январе 2024 года. Тогда мэр Иркутска Руслан Болотов на итоговой пресс-конференции заявил, что компромисс с экспертизой может быть найден в течение 3–4 месяцев.

В пресс-службе мэрии Иркутска на момент публикации материала не ответили, было ли получено положительное заключение госэкспертизы, а также на вопросы о том, что делается для того, чтобы его получить.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Мурашки бегут по коже». Иркутянка побывала в Камбодже и рассказала, почему ее стоит посетить хотя бы раз в жизни
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
«Чувствовала себя поэтессой на морях». Иркутянка второй год ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления