Очереди на остановку общественного транспорта образовались в иркутском микрорайоне Радужном к маршруткам № 83, которые едут до Центрального рынка, утром 4 октября. Маршрут обслуживает компания «Слава», которая также возит людей из микрорайона Берёзового, где на этой неделе тоже выстраивались очереди на транспорт, но именно утром 4 октября проблема решилась. Глава компании «Слава», депутат думы Иркутска Ростислав Белых, говорит, что это не связанные события.
Напомним, километровые очереди образовывались на этой неделе на остановках в микрорайоне Берёзовом. Прокуратура Иркутского района начала проверку транспортной доступности в микрорайоне. Ранним утром 4 октября журналист «ИрСити» выехал в Берёзовый и заметил, что очередей уже нет. Жители Берёзового рассказали, что на их маршруты, на время проверок, вывели дополнительные автобусы.
Ростислав Белых сказал журналисту «ИрСити», что автобусы с 83-го маршрута на 454-й и 455-й не перераспределяли.
— Ничего не перераспределяли. У нас есть автобусы, которые работают на Радужном и есть автобусы, которые работают на Березовом. Очереди на остановках появляются везде, по всему Иркутску, тут дело не конкретно в «Славе» и не в перевозчиках вообще. В час-пик стоит весь город, — сказал Ростислав Белых.
Он добавил, что каждый маршрут в городе обслуживает ровно столько автобусов, сколько положено по транспортным картам и расчетам. Движение транспорта, и не только общественного, осложняют пробки и дорожные ремонты.
— Это пропускная способность дорог ограничена. Если даже мы поставим в два раза больше автобусов на какой-то маршрут, мы только коллапс усилим. Нужно бороться с пробками, тогда и с общественным транспортом проблем не будет, — отметил перевозчик.
В то же время Ростислав Белых признал, что в сфере перевозок тоже есть проблемы — нехватка кадров.
— Не хватает механиков, не хватает водителей. Кто-то на СВО уехал, кто-то выбирает работу на вахтах. Причин у транспортной проблемы много. Дело далеко не в одних перевозчиках, — подытожил Ростислав Белых.
Отметим, что Ростислав Белых входит в число людей, которые могут повлиять на решения о работе общественного транспорта в Иркутске, — он депутат городской думы, и с 2019-го до 2024 года был заместителем председателя комиссии по вопросам транспорта, связи и окружающей среды. В этом году он переизбрался в думу Иркутска и занял аналогичный пост в комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике, а также вошел в комиссию по собственности и экономической политике.
По данным сервиса «Контур.Фокус», компания «Слава» в 2023 году заработала 36 миллионов рублей, уйдя при этом в убыток без малого на 7 миллионов. Кроме того, компания возит людей из Иркутска до Мельничной Пади, Мегета и Шелехова (в последнем случае «Слава» делит пассажиров с компанией экс-главы Шелехова Сергея Липина «Народный маршрут»).
Работа общественного транспорта в Иркутске вызывает множество нареканий. Среди основных проблем — несоблюдение графика, несоответствие типа подвижного состава пассажиропотоку (большое количество маршруток и нехватка автобусов) и прочие жалобы на перевозчиков.
Кроме того, иркутяне довольно часто жалуются на неудовлетворительное состояние подвижного состава (как автобусов, так и муниципального электротранспорта — трамваев и троллейбусов). Эти вопросы власти решают, но постепенно. Прошлым летом город получил обновленный трамвайный вагон, который теперь курсирует по маршруту № 3. Недавно начал работать еще один. При этом общественники называют такое обновление подвижного состава «позорищем».
Все эти проблемы сопровождаются регулярным повышением цен на проезд в частном общественном транспорте. Летом и в начале осени 2024 года на ряде маршрутов она достигает 40–45 рублей (годом ранее стоимость была на уровне 30–35 рублей). Кроме того, впервые за два года изменились тарифы в муниципальном транспорте (с 25 до 30 рублей). Мэрия объяснила это ростом цен на горючее и запчасти, а также большой разницей между фактической стоимостью проезда и его себестоимостью.
Доктор технических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта Иркутского национального исследовательского технического университета Александр Михайлов даже выделил три основные причины, которые делают поездки в автобусах, троллейбусах и трамваях Иркутска такими неудобными.
Кстати, этим летом мы запустили онлайн тест-драйв общественного транспорта и проверяли, как добираются люди из Ново-Ленино, с Синюшиной горы и Юбилейного.
Месяц назад администрация Иркутска запустила онлайн-опрос о качестве работы общественного транспорта в Иркутске. Пройти его можно по ссылке.
Сбором откликов занимается московский Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, который летом 2024 года выиграл контракт на исследование в рамках разработки комплексной программы развития городского общественного транспорта. Кроме опроса, институту нужно будет составить карту пассажиропотока с предполагаемыми изменения маршрутной сети в Иркутске. Результаты работы должны быть получены в мае 2025 года.