Ещё в феврале иркутяне если и говорили про коронавирус, то только шутя. Сейчас уже не до шуток: в России зафиксировано 93 случая заболевания новой инфекцией. Зараза уже дошла и до Сибири – в Кемерово у двоих человек болезнь официально подтвердили, у ещё одного жителя Новокузнецка – подозрение.
«Ситуация стабильная»
16 марта временно исполняющий обязанности губернатора Приангарья Игорь Кобзев провёл совещание оперативного штаба. Началось оно с цифр. Кобзев сообщил, что в Иркутской области 216 человек находятся под наблюдением врачей, все они не так давно посещали страны, где сложилась неблагополучная ситуация с коронавирусом.
Он отдельно подчеркнул, что все находящиеся под наблюдением люди здоровы, врачи наблюдают их на дому. Случаев коронавирусной инфекции на сегодняшней день в Иркутске и области нет. «Ситуация стабильная, наша задача её такой сохранить», – сообщил врио.
После этого он огласил три задачи, которые стоят перед властями в части сохранения той самой стабильности. Во-первых, нужно срочно найти учреждение, где можно сделать обсерватор для здоровых людей, попавших под карантин. Во-вторых, надо провести финансирование профилактических мероприятий и закупить тепловизоры для больниц Приангарья. В-третьих, следует подумать о дополнительных мерах для профилактики инфекции.
И.о. министра здравоохранения Иркутской области Наталья Ледяева сообщила, что минздрав организовал «горячую линию», на неё уже обратились 18 человек. Медики выписали уже более 400 постановлений об изоляции людей, приехавших из стран, где есть коронавирус.
С января было проведено более 1,5 тысячи исследований на коронавирусную инфекцию. Пробы отбирались у пассажиров, прибывших из китайских Пекина, Харбина и Хайнаня, а также у членов экипажей самолётов. 14 граждан Китая проходили обследование в инфекционном отделении Осинской районной больницы, поскольку они приехали из тех мест, где были очаги заражения коронавирусом. Ещё 21 человек был госпитализирован из-за респираторных заболеваний.
Ледяева рассказала, что больницы Приангарья полностью обеспечены медицинскими масками и респираторами, противочумными костюмами и защитными комбинезонами, дезинфицирующими средствами и латексными перчатками.
«На сегодняшний день в аптеках в достаточном количестве имеются противовирусные и антибактериальные препараты. Единственная проблема, характерная не только для нашего субъекта, – [недостаточное] наличие средств индивидуальной защиты. Заказали маски, они где-то на подступе, но как только они поступают в продажу, они скупаются за несколько часов», – посетовала она.
Позже она добавила, что Иркутская область не может производить свои маски — всё-таки это медсредство, на его производство нужна лицензия. Однако на совещаниях федеральных Минздрава и Росздравнадзора обнадёжили: изготовители индивидуальных средств защиты наращивают темпы, скоро дефицит исчезнет.
Где будет карантин
Довольно долго участники оперштаба обсуждали вопрос размещения карантинного пункта – обсерватора – для здоровых людей, которые приехали из «опасных» стран и регионов. Игорь Кобзев ещё в самом начале совещания назвал реабилитационный центр «Шелеховский». Глава регионального минсоцразвития, опеки и попечительства Владимир Родионов в этот момент сильно напрягся.
«У нас на текущий год заключены все контракты, люди проходят реабилитацию и оздоровление – ежемесячно 150 человек. Сегодня реабилитационный центр полностью загружен, в случае создания там обсерватора мы будем вынуждены расторгнуть контракты, создав определённое напряжение у людей и нарушив работоспособность учреждения», – пояснил Родионов.
В центре проходят реабилитацию люди, пострадавшие на производстве, ветераны труда, инвалиды (как трудоспособные, так и с ментальными отклонениями – с сопровождающими), люди старшего возраста. Кроме того, путёвки в профилакторий распространяются и за деньги. На сегодня они все выкуплены.
По словам Родионова, министерство предлагало разместить обсерватор на территории реабилитационного центра в Олхе, который сейчас пустует, но его забраковало региональное управление Роспотребнадзора. Зампред правительства Приангарья Валентина Вобликова рассказала, что это произошло из-за того, что в комнатах медучреждения нет туалетов, а их наличие предписано нормативами.
– Олхинский центр идеально подходит [для организации обсерватора]. 5 километров от Большого Луга, 18 километров – от Шелехова, каменные здания, хорошая столовая, медицинские помещения, – настаивал Родионов.
– По размещению Олхинский реабилитационный центр подходит. Но сами помещения никаким рекомендациям не соответствуют. Обсерватор – по сути инфекционное отделение. Мы будем подвергать население, которое будет помещено туда на обсервацию, опасности, – ответил руководитель регионального управления Роспотребнадзора Дмитрий Савиных.
И.о. председателя правительства Руслан Болотов, казалось, встал на сторону Родионова. Он напомнил, что у Шелеховского реабилитационного центра есть непосредственные контрактные обязательства перед людьми.
Кобзев спросил, сколько нужно времени и средств, чтобы привести Олхинский центр в соответствие с требованиями Роспотребнадзора. Родионов попросил дать конкретные рекомендации. Также он предложил установить биотуалеты.
– О биотуалетах речь вообще идти не может… – бросил Савиных.
– Да не, я услышал, там закрытое помещение должно быть, – ответил Кобзев. – Решение принимаем следующее: у вас пока контракты, всех предупреждаем. В случае ухудшения обстановки понимаем, что мы несём риски, будем возмещать [затраты на расторжение контрактов]. Основное здание рассматриваем в Шелехове, Олхинский реабилитационный центр готовим как второе.
В случае, если потенциальных заражённых будет менее 40 человек, для их размещения используют только пятый этаж реабилитационного центра в Шелехове, для этого там заклеят систему вентиляции.
В конце обсуждения к разговору подключилась Ледяева. Она сказала, что никаких проблем с доставкой людей не возникнет. Дескать, если 14 китайцев смогли довести до Осы и там их проконтролировать, то и с Шелеховом проблем не будет.
– Мы всё-таки надеемся, что нас минует эта участь [обнаружение случаев заболевания коронавирусом в Иркутске], но обсерватор должен быть, – сказала Ледяева, но её перебил Кобзев.
– Я, как человек военный, всегда надеюсь на худшее. Худший вариант я рассматриваю как основной, – ответил он.
«Это наша рекомендация»
Ещё один вопрос, который обсуждался на заседании оперштаба, был связан с проведением массовых мероприятий. На совещании утром 16 марта Кобзев рекомендовал отменить поездки за пределы региона, в том числе и за границу, и ограничить проведение массовых мероприятий – более тысячи человек.
Вечером врио губернатора продолжил эту тему. Он попросил правительство составить перечень мероприятий, которые можно будет не отменять. Речь зашла о спортивных соревнованиях, праздниках, религиозных событиях. К ним есть несколько требований. Во-первых, они должны быть «местными», то есть с участниками только из Иркутской области. Во-вторых, этих самых участников должно быть не более 500.
Под удар попали практически все спортивные межрегиональные соревнования. Министр спорта Илья Резник спросил у Кобзева, как быть с фестивалем «Байкал-Данс», который должен пройти 21-22 марта. Какого-то конкретного ответа он не получил, но Дмитрий Савиных порекомендовал мероприятие всё-таки перенести.
У исполняющего обязанности министра культуры Приангарья Руслана Дячука возникли вопросы по поводу возможной отмены театральных представлений. По его словам, очень часто зрителей собирается более 500 человек. И что же в таком случае делать: проводить спектакли, переносить или отменять?
Глава минздрава Наталья Ледяева предложила закупить для учреждений культуры рециркуляторы – аппараты для обеззараживания воздуха в закрытых помещениях. Дескать, они и не дорогие (стоят в районе 12 тысяч рублей), и пользу будут приносить в любом случае.
Ещё один вопрос возник со стороны правоохранителей. Врио начальника управления организации охраны общественного порядка ГУ МВД России по Иркутской области Светлана Попова рассказала Кобзеву, что сейчас в Иркутской области «обострились общественно-политические мероприятия». В качестве примера она привела Усть-Илимск, где поступил запрос на проведение митинга с заявленным числом участников в 1 тысячу человек.
«Мы определили 500 человек [максимально допустимое число участников для массовых мероприятий]? Определили. Всё. Мы рекомендуем всем заинтересованным политическим организациям перенести все значимые для них общественные мероприятия на более поздний срок», – ответил Кобзев. Он также подчеркнул, что власти руководствуются исключительно вопросами безопасности жизни и здоровья людей.
В конце он поручил правительству Иркутской области составить проект закона об ограничительных мерах для борьбы с распространением коронавируса и внести его на рассмотрение в законодательное собрание, чтобы депутаты тоже смогли принять участие и высказать своё мнение. «Это должно быть совместное решение», – несколько раз в разных вариациях повторил Кобзев.