Хотите испытать свою машину в офф-роуд, при этом не съезжая с асфальтированной трассы? У вас есть такая возможность! Она реальнее, чем вы можете представить! Садитесь за руль и отправляйтесь на Голоустненский тракт. Когда будете подъезжать к 50-му километру — будьте готовы получить незабываемые эмоции. Почему? Я вам сейчас расскажу.
За этот год по Голоустненскому тракту я ездила три раза: зимой — в поисках льда, дважды летом — чтобы сходить в походы. Большое Голоустное сейчас стало второй Листвянкой, туда едет огромное число туристов, при этом дорога в некоторых местах такая, что лучше бы оставалась гравийка, ей-богу.
Проблемы вообще-то начинаются после Худякова, то есть достаточно недалеко после выезда за пределы города. Просто в полной мере это великолепие испытываешь на себе, когда возвращаешься в Иркутск — именно на этой полосе какое-то запредельное количество ям в асфальте. Все они заботливо обозначены дорожными знаками. Которые перекрывают полосу целиком, потому хочешь не хочешь — выезжаешь на встречку.
Но самый драйв — на участке между 50-м и 54-м километрами. Там просто приходится сбрасывать скорость до минимума, иногда в принципе останавливаться. И это не из-за ям, нет. Дорога испещрена какими-то рытвинами, будто под колесами не асфальт, а глина, которая после дождя превращается в месиво. Объезжать это дело приходится змейкой, чтобы не остаться без колес и не убить подвеску.
— Тот случай, когда гравийная дорога лучше, чем асфальтированная, — так прокомментировал мой юный пассажир в этот раз.
Про состояние участка мы писали еще в июне. У меня тогда случился увлекательный опыт езды по этой дороге ночью — ну так получилось, что мы вышли с маршрута поздно. Мало того что освещения нет, так еще и дорога убита настолько, что отловить очередную рытвину не удается. Я тогда только и радовалась тому, что ночью по тракту особенно никто не ездит.
За эти пару месяцев никто ничего не сделал. Никакого даже мало-мальского ремонта. Поставили дорожные знаки, и всё. Езжайте себе по изрытой дороге.
А между тем иногда по встречной полосе приходится ехать несколько метров подряд, потому что по своей делать это практически невозможно. И я сейчас возмущаюсь, не потому что комфорта нет или скорость низкая. Или из-за своей любимой темы про разговоры о развитии туризма (в Большом Голоустном, напомним, собираются создать туристический кластер к 2026 году) и нулевых действий в этом направлении.
Здесь ставки выше. Это просто-напросто опасно. Не ровен час случится какое-нибудь страшное ДТП с жертвами — наверное, тогда кто-нибудь зашевелится. Но очень бы этого не хотелось. Очень.
Отметим, кстати, что полная реконструкция дороги завершилась только два года назад. участок, который сейчас разваливается, ремонтировала компания «СПМК-7», принадлежащая семье депутатов разного уровня Красноштановых. Эта же компания не смогла построить школу на Багратиона. Работы по участку завершились в 2018 году, за них заплатили почти 1,4 миллиарда рублей.
В карточке контракта есть отметки о назначении штрафов и неустоек. Так, в 2018-м фирме начислили 6,8 миллиона рублей, а в 2021-м — 20,5 миллиона за «ненадлежащее исполнение обязательств». В июне 2023-го на этот отрезок тракта обратил внимание губернатор Игорь Кобзев. Подрядчику выписали предписание, а Дорожная служба Иркутской области подремонтировала некоторые проблемные места. В июле 2024 года министр транспорта Максим Лобанов уточнял, что была продлена гарантия на этот участок: к тому моменту работы по ликвидации дефектов якобы были выполнены, но оставались вопросы к «ровности покрытия».
Честно говоря, «ликвидации дефектов» совсем не видно. Сделайте уже что-нибудь, а? Пока никто не разбился.
Ездите по Голоустненскому тракту?