Ангарский городской суд по ходатайству СКР в рамках следствия по делу о массовых беспорядках в ИК-15 Ангарска отправил в следственный изолятор Руслана Лемова, который также проходит потерпевшим в деле о пытках в иркутском СИЗО-1. Об этом корреспонденту «ИрСити» сообщил правозащитник Петр Курьянов, информацию подтвердили в пресс-службе СУ СКР по Иркутской области.
Руслан Лемов отбывал в ИК-15 срок за покушение на убийство. В 2016 году его приговорили к семи годам заключения. По данным из базы Иркутского областного суда, Лемов после распития спиртного ударил знакомого в спину ножом, а затем в подъезде нанес еще несколько ножевых ранений. Однако, по данным судебно-медицинской экспертизы, раны были неглубокими, пострадавший сам ушел с места происшествия. Лемов явился в полицию с повинной.
В 2017 году мужчина подал апелляцию на приговор, в которой утверждал, что следователь сфабриковал дело против него, а также ссылался на нарушение уголовно-процессуальных норм в ходе следствия. Лемов заявлял, что не собирался убивать своего оппонента, а хотел только нанести травмы. Но суд оставил апелляционную жалобу без удовлетворения.
После массовых беспорядков в ИК-15 Руслан Лемов оказался в числе тех, кого перевели в СИЗО-1. Его поместили в камеру № 128, сообщал в мае 2023 года «МК-Байкал».
— Там уже были «разработчики» Махмудов и Голиков, которые сразу набросились на него, связали простынями. Отволокли его в угол между окном и кроватью — подальше от входной двери. Несколько часов его, связанного, мучили, требуя признаний в участии в массовых беспорядках в ангарской колонии, — отмечается в публикации.
Затем, по данным издания, во время вечерней проверки в камеру зашли сотрудники СИЗО-1, увидели лежавшего Лемова, но прошли дальше. После этого в отношении мужчины, пишет «МК-Байкал», были совершены сексуальные действия. Сейчас Куйбышевский районный суд рассматривает уголовное дело в отношении Владимира Махмудова и Дениса Голикова.
Из СИЗО-1 Руслан Лемов после отбытия наказания должен был выйти 9 октября. Однако он продолжает находиться в следственном изоляторе — такую меру пресечения ему выбрал Ангарский городской суд. По словам Петра Курьянова, ранее следствие не предъявляло Лемову вопросов по делу о бунте в ИК-15.
Правозащитник связывает это с активной позицией мужчины по делу о пытках, поскольку тот добивается в суде выделения материалов о привлечении к уголовной ответственности сотрудников СИЗО, которые два дня заходили в камеру и видели его связанного и избитого, но мер не принимали.
— Судья на избрании меры пресечения озвучивала протоколы допросов, в которых говорится, что якобы видели, как Лемов поджигал теплицу. Это основное, что принесло следствие в суд, указывая на его якобы причастность. Но Руслан категорически это отрицает, — рассказал Петр Курьянов.
Сам Лемов просил назначить ему домашний арест и наложить все возможные ограничения, но выпустить из СИЗО-1.
— Учитывая, что я уже практически отбыл срок большой, учитывая, что жизненные ценности я осознал, молодость свою прожил в тюрьме, так сказать, охота хотя бы на момент следственных действий помочь своему отцу, который нуждается очень в этом, — отметил Руслан Лемов в своем выступлении в суде (запись есть в распоряжении редакции «ИрСити». — Прим. ред.). — Я уверяю суд и следователей, что ни одного нарушения никакого не допущу и выполнять буду все требования, наложенные на меня судом, а также требования следователя. На следственное действие я никакого давления оказывать не буду и не собирался. Я, в принципе, и так знаю, что в инкриминируемых мне преступлениях я невиновен, и исходя только из этого мне нет никакого смысла давить на свидетелей и делать препятствия какие-то на следственные органы. Скрываться также — это глупо. Даже по данному приговору (имеется в виду дело о покушении на убийство. — Прим. ред.) я находился под подпиской и надлежащем поведении. Я являлся по первому звонку и по повестке.
Суд, однако, решил, что Лемов должен находиться в заключении под стражей. Сейчас он, по информации Петра Курьянова, находится в СИЗО Ангарска, куда его перевезли, поскольку ходатайство о мере пресечения рассматривали в Ангарском городском суде. В СИЗО-1 Иркутска мужчину должны вернуть 11 октября.
Напомним, бунт произошел в колонии строгого режима в Ангарске вечером 10 апреля. Как сообщили тогда в ГУФСИН, осужденные накануне напали на сотрудника штрафного изолятора. Затем стало известно, что на территории колонии подожгли несколько зданий. Общая площадь пожара составила 30 тысяч квадратных метров, сгорели восемь зданий, среди них — четыре производственных цеха, пожарная часть, учебный цех и подсобные помещения. При разборе завалов на территории промзоны колонии был найден повешенный заключенный.
К утру 11 апреля ГУФСИН заявило, что обстановка находится под контролем. СКР возбудил уголовное дело по статье 321 УК РФ (дезорганизация деятельности исправительного учреждения). После бунта около 300 заключенных перевели в следственный изолятор для проведения следственных действий. Часть людей, содержащихся в ИК-15, перевели в другие колонии, более 800 человек остались на месте.
Судебный процесс начался 14 июля 2023 года, мы вели его текстовую онлайн-трансляцию, так же, как и с заседания 22 августа, когда свою версию событий озвучила сторона обвинения. С 29 августа заседания проходят в условиях СИЗО-1, прессу и общественников пустили на них с 7 сентября. На заседании 7 сентября допросили двух осужденных, признанных по делу потерпевшими, затем 13 сентября рассмотрели несколько ходатайств от подсудимых, в том числе об отводе судебной коллегии и возвращении дела в прокуратуру, а также допросили представителя базы материально-технического снабжения ГУФСИН по Иркутской области, признанной по делу потерпевшей стороной. Мы подробно изучили криминальную биографию каждого из предполагаемых организаторов бунта.
О фактах пыток в СИЗО-1, куда перевезли часть из осужденных после бунта в ИК-15, стало известно в декабре 2020 года. Тогда шла речь об осужденном из Тувы Кежике Ондаре, которого из СИЗО № 1 доставили с травмами в больницу ИК-6. Руководство ГУФСИН заявило о конфликте в камере и начало служебные проверки, а СК возбудил уголовные дела. Во ФСИН заявили, что установили 40 человек, причастных к насилию над осужденными, 75 потерпевших и примерно 90 очевидцев. А Совет по правам человека при президенте заявил, что в учреждениях ГУФСИН выявлены многочисленные нарушения прав заключенных.
После этого глава государства Владимир Путин поручил Минюсту и Генпрокуратуре подготовить предложения о предотвращении пыток.
В январе 2021 года бывшего начальника СИЗО-1 Игоря Мокеева отстранили от должностей из-за проверки по фактам сексуального насилия над осужденными и незаконных действий. В январе 2022 года российская журналистка и политик Ксения Собчак выпустила 1,5-часовой фильм «Иркутский хоррор» о пытках в колониях в Иркутской области.
В феврале 2023-го получили сроки бывший начальник иркутской колонии № 6 Алексей Агапов и двое его подчиненных Антон Ерохин и Алексей Медников. В августе Иркутский областной суд провозгласил приговор в отношении пятерых бывших сотрудников СИЗО-1 — Максима Вольфа, Максима Данчинова, Алексея Мелентьева, Андрея Москвитина и Евгения Шадаева. Вольф ранее занимал пост начальника оперативного отдела СИЗО-1. Они признаны виновными по уголовному делу о превышении должностных полномочий по отношению к 29-летнему осужденному. Подсудимым назначено от 4 до 5 лет лишения свободы в колонии общего режима.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.