В Москве на ВДНХ с начала ноября работает большая международная выставка-форум «Россия». На ней представлены все российские регионы, министерства и крупные корпорации. Но нас интересует стенд Иркутской области. Создатели уверяют, что им удалось рассказать о достижениях региона. Но так ли это на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаем вместе с редакцией «ИрСити» прогуляться по экспозиции
Выставка открылась 4 ноября. На стенде Иркутской области присутствовали губернатор Игорь Кобзев, министры и депутаты заксобрания региона. Были не только пламенные речи, но и танцы: высокая делегация встала в круг и исполнила бурятский ёхор.
Выставку можно посетить до 12 апреля 2024 года. Экскурсию по стенду Иркутской области проведут волонтеры.
В нашем видео можно посмотреть, как это происходит и что рассказывают гостям. Есть забавные вещи. Например, что байкальская чайка — это эндемик. Хотя наши чайки особенно ничем не отличаются от тех, что живут на Дальнем Востоке, — такие же болтливые и наглые. Или МС-21, который создается в Иркутске «назло всем санкциям».
А теперь посмотрим на стенд Иркутской области чуть более пристально.
Регион представлен на выставке под слоганом «Иркутская область — золотое звено России». Эта же надпись выложена золотистыми буквами на одной из стен экспозиции. Поэтому первая ассоциация, которая приходит на ум, когда видишь эти слова, — конечно же, золото. Приангарье действительно богато золотом, здесь, например, находится крупнейшее в России золоторудное месторождение — Сухой Лог. Но быстрым взглядом сложно найти упоминания о природных ресурсах региона: это «спрятано» в информационных панелях и транслируется на больших экранах, которые окружают экспозицию.
Зато заметен символ, который есть и на стенде, и на футболках волонтеров, — это шишка, одна чешуйка которой выделяется либо в виде слитка золота, либо в виде голубой рыбки. Почему именно шишка была выбрана символом Иркутской области — сразу не понять. Вероятно, из-за хвойной тайги.
А вот с образом Байкала загадки нет — он считывается мгновенно. Причем для его создания не требуется чего-то сверхъестественного — достаточно показать воду или лед. Странно, что на стенде нет нерпы — главного символа Байкала (и к тому же настоящего эндемика).
Из всего этого следует, что власти Иркутской области (которые не могли не участвовать в создании стенда) в первую очередь презентуют Байкал, а не свой регион. А из явных достижений визуально выделяется лишь МС-21.
Центром стенда является кольцо, вокруг него — панели-экраны, на которые транслируется информация о регионе. С внутренней стороны кольцо представляет собой еще один большой экран, на котором можно увидеть байкальские красоты летом и зимой.
А еще посетители могут надеть VR-очки и погрузиться на дно великого озера, пролететь над ним или посетить достопримечательности Иркутска.
Стенд насыщен деталями, в которых очевиден главный герой экспозиции — Байкал. Например, перед кольцом стоит копия скульптуры Даши Намдакова «Отец Байкал». Оригинал установили в 2018 году на острове Ольхон в районе поселка Узуры.
Еще одна деталь — на полу вокруг стенда разложены довольно славные маленькие пуфики, которые очень сильно напоминают байкальские камешки.
Из «кроны» скульптуры «Отец Байкал» вверх взмывают чайки, которые как будто устремляются в кольцо и вылетают из него уже самолетами МС-21. Такой задел на будущее, потому что первые серийные машины перевозчики увидят только в 2024 году, сейчас судно еще проходит испытания.
Это очень красивый символ, даже местами романтичный. Наверное, один из самых понятных и при этом необычных во всей экспозиции.
Также рядом с кольцом можно найти уменьшенную копию башни Илимского острога. Это главная достопримечательность архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Башня является уникальным в своем роде памятником деревянного оборонного зодчества, построена в XVII веке, а в середине XX века вывезена из зоны затопления Усть-Илимского водохранилища. По-видимому, авторы концепции хотели таким образом рассказать о традициях создания культурного наследия и его сохранения.
Для представления «Тальцов» этого маловато, учитывая, что, с одной стороны, в последнее время активно расширяется экспозиция самого музея, а с другой — в скором будущем здесь планируют создать всесезонный курорт с гостиницами, кемпингами, яхтенной мариной и экопарком.
При этом традиции сохранения деревянного зодчества не ограничиваются одними только «Тальцами». Для Иркутской области это то, чем регион отличается от других субъектов России, — в Иркутске находится самое большое количество исторических деревянных домов. И этим можно привлекать туристов, даже задерживать их на несколько дней (чего так сильно хотят городские власти).
Но в визуальном оформлении стенда эта особенность практически никак не отражена: есть копия башни, деревянная башня-крышечка и «обшивка» кольца. При этом сильно не хватает иркутского кружева, которое порой так сильно похоже на завитки байкальских волн.
Еще одна деталь, которую оценили все, даже депутаты Госдумы, — это нефритовые сапоги. Хотя считается, что большинство нефритовых месторождений расположено в Бурятии. Возможно, что это образец того, как искусно умеют работать иркутские камнерезы. Но опять же для полной картины не хватает нескольких экспонатов. Хотя бы той же нерпы.
Что подготовили на День Иркутской области?
В эту пятницу, 17 ноября, на выставке «Россия» состоится День Иркутской области. Культурная программа настолько насыщенная, что можно порваться на части. Заслуженная артистка РСФСР Наталья Варлей проведет «Гайдай-диктант», посвященный комедиям Леонида Гайдая. А еще иркутские кинематографисты представят фильм о глубоководной экспедиции «Миры на Байкале. 15 лет спустя».
В Доме российской кухни иркутские шеф-повара будут готовить «Ужин на Байкале», они подадут гостям деликатесы из изюбра, косули, а еще сагудай и пазл из байкальской рыбы.
Творческие коллективы представят песни и напевы бурятской, русской, казачьей культуры. Пройдет модный показ «Этноподиум». А еще состоится батл симфонических оркестров Иркутской и Омской областей.
Главное событие культурной программы — реконструкция старинного свадебного обряда русского и бурятского народов, участниками которой станет молодая пара из Ангарска Марк Прасолов и Елена Тумурова.
А еще в этот день разыграют туристическую путевку на Байкал.
Полная программа опубликована на сайте правительства Приангарья.
Что говорят создатели стенда Иркутской области?
Концепция стенда Иркутской области обсуждалась на общественных слушаниях с участием экспертов в области архитектуры и дизайна. В сентябре был утвержден проект дизайнера Валерия Хорохордина, и после этого началось воплощение идеи в реальность. Руководителем проектного офиса стала член региональной Общественной палаты, председатель совета Фонда «Наследие иркутских меценатов» Марина Кондрашова.
— После утверждения концепции в совместной работе с ведомствами правительства Иркутской области моя команда приступила к реализации арт-vision-проекта, наполнению его смыслами, сопровождению мероприятий. Сначала обсуждали, макетировали, прорисовали, а непосредственно к воплощению приступили во второй половине октября. Если говорить о стенде, то на его создание у нас было не так много времени, и в последнюю неделю перед открытием я находилась там почти круглые сутки. Для видеоконтента было проработано и выбрано самое эффектное наполнение, которое привлекает большое количество зрителей к нашему стенду, рассказывая в том числе о большом потенциале нашего региона. Украшением нашего контента стал образ красавицы Ангары, которая стала верным созвучием со стендом Красноярского края, героем которого является богатырь Енисей, — рассказала журналисту «ИрСити» Марина Кондрашова.
По ее словам, после утверждения на общественных слушаниях концепции «Золотое звено России» многие ждали, что в визуализации брендирования появятся звенья цепи или кольца, но в итоге одним из главных символов проекта стала шишка, одно из «звеньев» которой сделали золотым.
По словам Кондрашовой, шишка ассоциируется с природным богатством Иркутской области, а также с культурой региона, в том числе и кулинарной. Она заметила, что бренд в итоге получился позитивным, соединяющим разные поколения, и он легко воспринимается и земляками, и представителями других регионов России.
— Шишка есть и на футболках команды региона. В наш брендинг мы ввели немного иронии — на футболках кроме самой шишки также размещена надпись: «Шишка здесь я!» — для посетителей стенда и гостей это ориентир, к кому можно обратиться за помощью или вопросом, а для представителей региона — не только подчеркивает их «важность», но и возлагает ответственность! Интересно, что после открытия выставки очень многие гости стенда Иркутской области, представители общественности и политики, подходили и говорили, что тоже хотят такие футболки. Это значит, что люди приняли эту историю, бренд стал «народным». И нам важна такая обратная связь, — пояснила Марина Александровна.
Стенд довольно просторный, а в его центре — большое кольцо, перед которым стоит скульптура Даши Намдакова «Отец Байкал» — уменьшенная версия известной скульптуры, размещенной на Ольхоне. Кольцо по заложенным в концепции смыслам является временным порталом, в который влетают байкальские чайки, а вылетают современные самолеты МС-21. У подножия кольца выставлен макет башни Илимского острога, располагающейся в музее «Тальцы», символичная башня венчает и сам портал, внешняя сторона которого отделана деревом, что демонстрирует ресурсное богатство региона, а также историю деревянного зодчества.
Вся экспозиция решает главную задачу, по словам Марины Кондрашовой, — продемонстрировать достижения региона и его потенциал в различных отраслях — экономике, образовании, туризме, промышленности, культуре. Для этого создатели стенда предусмотрели tuch-панели, с помощью которых посетители могут получить информацию об Иркутской области. Есть несколько интересных находок — это, например, словарь диалектов или отдельная панель для детей, которые могут поиграть с нерпой или известным героем Сибирячком. Большое внимание посетителей привлекают VR-очки, позволяющие окунуться в виртуальное путешествие по Иркутской области.
Нефритовые сапоги, которые стали отдельной фишкой стенда, по словам Марины Кондрашовой, пользуются большой популярностью у зрителей для фотографирования в зоне ледяной пещеры.
— Визуальный ряд реализован в нескольких направлениях — особое внимание посетителей привлекает 3D-экран, дающий эффект погружения в природу региона. Через образ красавицы Ангары оживает древняя легенда о ее любви с могучим Енисеем и строгом отце Байкале. В Сети появлялась информация, что наша Ангара создана с помощью нейросети, но это не так. Образ Ангары отрисован «вручную», конечно, при этом использовались программы, фильтры, но это авторская работа нашей творческой команды, — поделилась Марина Кондрашова.