Первый зампред правительства РФ Денис Мантуров предложил, как можно решить проблему с импортзамещением систем и авионики для отечественных самолетов. По его предположению, можно делать самолёты короче. Об этом чиновник рассказал в интервью «Ведомостям». Судя по словам Манутрова, это может коснуться и МС-21.
Мантуров напомнил изданию, что проект по созданию МС-21, который должен составить конкуренцию среднемагистральным Boeing и Airbus, «с 2014 года преследуют санкции». По его словам, сначала Америка отказалась поставлять композиты для крыла, а в 2022-м целый пул зарубежных поставщиков перестал работать с Объединенной авиастроительной корпорацией (в нее входит Иркутский авиазавод, который производит МС-21). В итоге пришлось замещать 36 систем самолета.
Зампред правительства подчеркнул, что не знает ни одну страну в мире, которая бы самостоятельно выпускала всю эту номенклатуру. Он поделился вариантами решения проблем, связанных с импортозамещением агрегатов.
— В процессе реализации планов по созданию российских аналогов систем и авионики наших самолетов требуется и адаптация под них самой конструкции. Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолета. Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолет с учетом получившихся весовых характеристик, сохранив исходные параметры по дальности полета при загрузке 140–150 человек, — подчеркнул Мантуров.
Также он считает, что «подушкой безопасности» должен стать Ту-214, так как к концу 2026 году планируется организовать выпуск около 20 этих лайнеров в год.
МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.
Первые МС-21 авиакомпаниям планировалось поставить в 2024 году, но в мае стало известно, что срок перенесен. Это связно с санкциями западных стран, которые ввели после начала спецоперации. Весной 2024 в Ростехе заявили, что пока не сформирован финальный облик лайнера, кроме того, из-за замещения деталей изменились весовые характеристики МС-21. А по мнению экспертов, отрасль авиастроения пока пересмотрела приоритеты в сторону боевой авиации.
Первый МС-21 планирует получить «Аэрофлот» в сентябре 2025 года. В число других эксплуатантов нашего лайнера войдут также дальневосточная «Аврора» (хотя изначально говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты), иркутская «ИрАэро» и белорусская «Белавиа». Отметим, что в Белоруссии планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21.
А совсем недавно журналистам показали цех № 277, в котором собирают среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. Также редакция «ИрСити» узнала у экспертов, каковы перспективы серийного производства иркутской ласточки.