В середине ноября правкомиссия во главе с вице-премьером Александром Новаком решила ввести в Иркутской области сезонный запрет майнинга. Предполагалось, что ограничения начнут действовать с 1 декабря. Рассказываем, что происходит сейчас.
В BitRiver, которая владеет крупнейшими дата-центрами в Иркутской области, не смогли прокомментировать порталу «ИрСити» введенный запрет. «Мы ожидаем официального постановления, пока его не опубликовали. И далее сможем прокомментировать», — подчеркнули в компании.
Два источника, близких к правительству Иркутской области, также подтвердили, что регион ожидает опубликования постановления правительства РФ по итогам заседания правкомиссии, на котором рассматривались возможные ограничения.
Напомним, что законы, которые легализовали майнинг в России, были подписаны в августе 2024 года. В этом документе было несколько важных положений. Во-первых, заниматься майнингом могут только включенные в специальный реестр российские юрлица и ИП. Во-вторых, физлица по-прежнему смогут майнить, если не будут превышать установленные лимиты энергопотребления. А в-третьих, у правительства будет возможность вводить ограничение на майнинг в отдельных регионах и территориях.
После этого губернатор Иркутской области Игорь Кобзев направил письмо Михаилу Мишустину, в котором попросил «определить случаи и порядок установления запрета на осуществление майнинга цифровой валюты». Эту новость промышленные майнеры восприняли прохладно, заметив, что, возможно, глава региона чуточку поторопился, и предупредив о росте «серой» зоны.
В середине ноября состоялось совещание правкомиссии, на котором рассматривали возможность запрета. Кобзев предлагал ввести полный запрет майнинга юридическими и физическими лицам с 1 декабря 2024-го до 1 декабря 2029 года. Но решение было принято несколько иное — запретить майнинг для юрлиц на всей территории Иркутской области в осенне-зимний период вплоть до 2031 года. Как сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы, в первый год запрет может быть введен уже 1 декабря и действовать до 15 марта 2025-го. А далее — ежегодно в период пиковых нагрузок, с 15 ноября по 15 марта.
Аналитик финансовой группы «Финам» Гордей Смирнов предполагал, что такие меры могут больно ударить по промышленному майнингу, а Иркутской области сконцентрировано до 50% легальных криптодобытчиков России.
Как рассказывал журналисту «ИрСити» криптоинвестор Юрий Дромашко, вряд ли крупные компании пойдут на трехмесячный простой, и регион может потерять целую отрасль. По его мнению, из-за запрета майнеры могут перебраться в другой регион или вообще другую страну, где таких ограничений нет.
Владелец крупного криптодобытчика «Сибмайн», бывший мэр Волгограда Евгений Ищенко называл запрет майнинга на всей территории Иркутской области «неоправданной и неразумной мерой», так как дефицит электроэнергии отмечается в южных районах, на севере региона, например, в Братске или Усть-Илимске, его нет. Ищенко подчеркивал, что сейчас промышленные майнеры, работающие в Приангарье, ждут, что меры все-таки скорректируют и ограничения оставят только на юге области.
Полный разбор последствий майнинга читайте в нашем материале.