«Как такового кризиса в высшем образовании нет. Он есть в головах некоторых руководителей. У нас ничего не произошло», - с порога заявил председатель совета ректоров Иркутской области Андрей Хоменко журналистам во время круглого стола на тему «Высшая школа Приангарья: нестабильность вузов региона грозит оставить их без абитуриентов», который прошёл 14 июня. Бывший ректор Байкальского государственного университета, профессор Михаил Винокуров поддержал коллегу, сказав, что в регионе объективно всё нормально, а виновато в бедах вузов Министерство образования России во главе с Ливановым, затеявшее глупые реформы.
Первым вузом, который столкнулся с проблемами, стал Иркутский государственный аграрный университет (ИрГАУ). В 2015 году у университета возникли долги из-за строительных и ремонтных работ, которые провёл бывший ректор Геннадий Такаландзе. Вуз несколько месяцев не выплачивал зарплаты преподавателям и стипендии студентам, а в апреле корпуса и общежития ИрГАУ отключили от тепла и света за долг в 18 миллионов рублей. В марте Евразийский лингвистический институт Московского государственного лингвистического университета (ЕаЛИ МГЛУ) не прошёл аккредитацию по 13 направлениям из 20. Учёный совет МГЛУ 27 мая принял решение ликвидировать филиал, а 15 июня коллектив бывшего иняза проголосовал за присоединение к ИГУ. Ещё один вуз, Сибирская академия права, экономики и управления (САПЭУ), был лишён аккредитации по пяти направлениям 13 мая. В начале июня САПЭУ подписал договор о переводе студентов с Московским финансово-промышленным университетом «Синергия».
Хоменко отметил, что ситуация, которая сложилась в инязе – это результат ошибки, совершённой давно. По мнению председателя совета ректоров, руководство вуза и учредитель не взяли ответственность за происходящее, а теперь пытаются переложить её на преподавателей.
Не более полно прокомментировал Хоменко проблемы САПЭУ. По его словам, специальности, которые не получили аккредитацию от Рособрнадзора, есть в других вузах региона, поэтому «говорить о какой-то нестандартной ситуации, если частный институт не будет набирать абитуриентов, нельзя». При сократившемся количестве вариантов для выпускников 2016 года, по словам Хоменко, количество мест в вузах увеличено по сравнению с прошлым годом на тысячу – до 9,3 тысячи человек.
Вспомнили участники круглого стола и 90-е годы, когда высшая школа области переживала ещё более тяжёлые времена, но выжила. По мнению спикеров, чтобы выжить сейчас, нужно консолидироваться и перестать выставлять на суд общественности все проблемы. «Их нужно решить без всяких шоу», - пояснил председатель совета ректоров региона.
«У нас прекрасные педагогические коллективы во всех вузах. Есть, конечно, трудности, особенно в сельхозвузе, но к решению проблем подключился и губернатор, и законодательное собрание, и министерство сельского хозяйства. Там нужно решить хозяйственные вопросы. А в медицинском, например, проблем нет, в транспортном (Иркутский государственный университет путей и сообщения – ред.) всё в порядке, приём ведётся. Поэтому я не понимаю, почему эту волну подняли, её причину», - заявил Хоменко.
Спикеры упорно пиарили «местного производителя». По мнению Винокурова, преподавание в Москве, Санкт-Петербурге или Красноярске не лучше иркутского. Напротив, вузы Иркутска традиционно дают более качественное образование.
Его активно поддержали Андрей Хоменко и Ирина Синцова, председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного собрания Иркутской области, приводя в защиту иркутского высшего образования экономию, которую получит абитуриент, оставшись в регионе. По мнению Синцовой, жизнь в Приангарье дешевле, на транспорт тратиться почти не нужно, не то, что в столице. К тому же в Иркутской области легче реализоваться и трудоустроиться. Как заметил Хоменко, выпускники центральных вузов часто от безысходности идут в сферу обслуживания. После этих слов хотелось услышать статистику, сколько продавцов и официантов в Приангарье с дипломами о высшем образовании? Однако конкретные цифры никто из присутствующих озвучивать не стал. Выглядела эта часть встречи, как разговоры о жизни в какой-то параллельной вселенной.
Винокуров подчеркнул, что университеты заживут хорошо, когда уменьшится контроль государства.
«Дайте свободу вузам. Во что превратили преподавателей – они же только и занимаются бумажками. Люди работают не ради лекций, а ради бумажек. Государству нужно отстать от вузов», - уточнил экс-ректор БГУ.
Наверное, хорошо жить в мире, где нет никаких кризисов, есть стабильность и светлое будущее, а единственная проблема вузов - бумажная работа преподавателей. Однако реформы образования, проводимые Министерсвом, не дают расслабиться высшей школе. Иркутским вузам нужно либо стараться подстраиваться под изменения, искать свет в конце тоннеля, либо смириться и тихо погибать под бравурные выкрики «У нас ничего не произошло». Кризис в университетах Иркутска очевиден, если, конечно, не надевать на глаза шоры. И замалчивание проблем не поможет их решить.