Одно из самых ярких впечатлений на гостей Иркутска производит центр города – люди искренне удивляются тому, что на одном пятачке могут разместиться сгоревший или прогнивший дом, несколькоэтажная офисная «коробка» и необыкновенной красоты старинное здание. Этакая получается совсем не сладкая городская изюминка. 27 января депутаты областного центра опять обратились к вопросу о заброшенных домах, железобетонных-застеклённых высотках и их роли в формировании «лица» Иркутска.
Началось всё с того, что исполняющий обязанности начальника управления архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике мэрии Сергей Александров предложил проект регламента об установлении особого режима застройки в центре Иркутска для сохранения старого и индивидуального облика города.
По его словам, скрупулёзно разрабатываемые на протяжении 4 лет правила землепользования и застройки, которые планируется принять уже в этом году, помогут оградить Иркутск от некачественных и портящих внешний вид улиц сооружений. Мэрия сможет контролировать установку ограждений, выбор материала строительства, ремонта или реставрации, возможность размещения рекламы, высотность здания. Кроме того, новые правила помогут городской администрации в борьбе с точечной застройкой.
Новые правила будут, а разруха останется?
Спикер гордумы Ирина Ежова поинтересовалась у докладчика, смогут ли новые регламенты как-то повлиять на сокращение в центре Иркутска заброшенных пустырей и развалившихся домов: «Меня навскидку интересуют три участка, которые я считаю, уродуют облик города: сгоревшая часть гостиницы «Сибирь», угол улиц Лапина и Дзержинского и чаеразвесочная фабрика. Есть ли у администрации города ресурс, чтобы каким-то образом понудить собственников или отказаться от этих земельных участков, или задействовать эти пустыри. Я не думаю, что город не имеет права вмешаться, если это историческая его часть. Эти пустыри сейчас зарастают травой и портят нам настроение».
Неутешительный ответ дал заместитель мэра – председатель комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска Иван Готовский: «Градостроительная документация вступает в силу, когда у нас застройщик приходит и начинает что-то строить. Она регулирует строительный процесс прежде всего, если пустырь стоит и ничего не строится, то и правила землепользования и застройки не действуют. У гостиницы «Сибирь» ещё собственника найти надо, она трижды перепродавалась, а про участок фабрики – там инвестор хочет построить 9-этажное здание, а мы ограничили застройку 6-7 этажами, такое недопонимание. Что касается пустырей и свалок, градостроители в этом отношении эффективного воздействия не имеют».
Депутат Юрий Коренев критически высказался о том, что несмотря на разработки правил и регламентов, город остаётся неопрятным, а в границах исторического Иркутска появляются бизнес-центры и гостиницы.
«Почему нельзя приостановить выделение всех разрешений на строительство до выработки регламента? Эти дома, как грибы растут, а мы что-то жуём и жуём… Обсуждаем какие-то особые правила, регламенты, Сергей Леонидович (Юдин – депутат гордумы – ред.) уже тысячу раз говорил – когда утверждали границы центральной исторической части, вырезали половину улицы Чкалова, где построили Арбитражный суд, гостиницу, перинатальный центр. Мы сейчас обсуждаем не особые правила землепользования, а вектор особых правил землепользования и застройки. У нас вообще есть центр города, мы охраняем его как-то или мы его «векторим» просто? Я не пойму», - возмутился депутат.
В дискуссию вновь вступил Готовский, сообщив, что установление границ исторического центра не исключает на этой же территории нового строительства. Другое дело, что существует проблема точечной застройки – с ней властям бороться тяжело ввиду различных юридических лазеек, которыми пользуются бизнесмены.
Коренев не отступил с предложением прекратить выдачу разрешений на строительство до вступления в силу нового регламента: «Руководители, несите ответственность за свои дела, если возникают железобетонные конструкции в центре, которые искажают нам город. Какой там центр – там уже железобетонный микрорайон. Примите ответственное решение, приостановите проекты до утверждения особого порядка, на вас лежит ответственность и не надо прикрываться никакими документами».
Коренева поддержал Алексей Колмаков: «Юрий Диомидович, хочу вас поддержать в этих вещах. Я, честно говоря, руки опустил по этому поводу. Прошлый созыв, как показало время, ничего не смог изменить. За всеми этими красивыми регламентами на фоне 2-этажных и 3-этажных зданий возникают 8-этажные стеклянные офисы. Я не архитектор, но у меня режет глаз. Посмотрите на все открытки, где мы позиционируем город Иркутск. На 90%, если там не старый ангарский мост и не Байкал, то там комплекс наших исторических зданий на улице Энгельса. Никто там не фотографирует эти современные гостиницы – это не образ Иркутска. Мы никого не удивим «мариоттами». Может быть, в этом политическом сезоне мы соберём волю в кулак и какие-нибудь решения примем?»
Впрочем, без обид
С пустырей и свалок дискутирующих понесло на примеры организации городского пространства в Европе и США. Докладчик Александров, цитируя доктора архитектуры Андрея Бокова, рассказал, что в Европе регламентируется каждый кусочек земли – правила существуют уже более ста лет и потому там всё так красиво. Колмаков привёл в пример Калининград, где в историческом квартале немецкой застройки все современные дома строятся по аналогии со старыми, так, что сложно отличить современный дом от старинного.
По замечанию Ежовой, не стоит сравнивать выстроенную из камня Европу и Калининград с деревянным Иркутском: «Мы должны понимать, что люди, которые строили в Иркутске из дерева не предполагали, что они строят памятники. Кто хочет получить впечатления – пожалуйста, пройдите по улице Некрасова - земляные полы, крысы, покосившиеся лестницы, которые мы с вами никогда не восстановим. Это снаружи облик старого Иркутска, но внутри невозможно. Мы должны понять, что часть нашего историко-культурного наследия – это ветхие строения, подобие которых мы можем только создать, мы их уже не сохраним».
Председатель гордумы предложила вывести обсуждение концепции застройки исторического центра города на более широкий уровень – пригласить горожан, архитекторов, устроить серию круглых столов. А регламент... он тоже нужен, вот только проблема оказалась гораздо шире и уже не помещается в рамки каких-либо документов.