Современные, смелые, провокационные пьесы Василия Сигарева, Ивана Вырыпаева, Мартина Макдонаха на сцене иркутского театра… ещё полгода назад никто бы и не подумал, что такое возможно. А оно случилось. Вместе с возникновением нового молодёжного театрального центра «Новая драма», в котором побывали журналисты «ИрСити» в рамках проекта «Город изнутри».
Камерный театр расположился в подвале дома по улице Карла Маркса, 32: лестница вниз с исписанными словами благодарности стенами ведёт в чёрную небольшую комнату с проходящими по потолку теплосетями. Молодые артисты и режиссёры сами сделали там ремонт: организовали гримёрку, костюмерную и световую. Когда перед представлением в этом подвальчике включается свет, кажется, что небольшое пространство расширяется до размеров вселенной, и в нём, безграничном, остаются только зрители и магическое, завораживающее представление.
На входе в театр меня встретил автор проекта, режиссёр Вадим Карионов. В ещё не до конца отремонтированной гардеробной, говорит, когда-нибудь будет библиотека с книгами местных авторов, на стенах появятся картины молодых художников, а пока можно поговорить о сделанном за полгода, планах на будущее, мечтах о кондиционере и большой площадке, например, в здании бывшего кинотеатра «Пионер».
По словам Вадима, идея создания нового театра пришла к нему в январе после того, как поучаствовал в режиссёрской лаборатории одного из ведущих театральных критиков страны Павла Руднева – он приезжал в Иркутск.
«Я давно мечтал о театре, и ребята собрались. Мы приехали в это помещение, тут был какой-то склад. Нас спросили, что мы тут будем делать, мы сказали – театр. На место аренды претендовало четыре человека, это ведь центр города, но помещение отдали нам. В городе есть большие театры, а малых практически нет, современной драматургии тоже нет. Я имею ввиду постановки тех драматургов, которые пишут в наше время, таких как Вырыпаев, Павел Пряжко. Большие театры их не берут почему-то, а мы взяли. Они пишут хорошо и понятно для современных людей», - рассказывает Карионов.
За 4 месяца небольшому коллективу «Новой драмы» удалось сделать четыре постановки. Первая была поэтическая – артисты собрали молодых иркутских поэтов, отобрали их стихи, выстроили их в одно представление и показали зрителю под названием «City, вы и стихи», на слух получилось, как «сетевые стихи». После постановки организовали свободный микрофон – каждый автор мог прочитать свои произведения.
Потом решились сделать спектакль-триллер по произведению Мартина Макдонаха (постановщик фильмов «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» - ред.) «Человек-подушка» - отрывок из произведения уже был показан критику Рудневу и получил положительный отзыв.
«Это психологически сложный спектакль. Там Макдонах затрагивает тему искалеченного детства. Героями являются два брата – Катуриан и Михал, которые попали в полицейский участок на допрос по делу об исчезновении детей. Катуриан пишет страшилки, самая страшная из которых про человека-подушку, приходившего к детям и рассказывавшего об их страшном будущем. Человек-подушка помогал детям покончить с собой, чтобы освободиться от будущего. Михаэль – старший брат, он умственно отсталый. Я сделал из этого некий полицейский эксперимент, в ходе пьесы трагедия открывается у каждого персонажа», - говорит собеседник, предлагая почитать отзывы на этот спектакль прямо на стене, ведущей в подвал-театр.
Третья постановка – комедия по пьесе Сигарева (снял фильмы «Волчок», «Жить», «Страна Оз» -ред.) «Детектор лжи», которую в театре назвали «пионерской зорькой в одном действии». Это история о муже и жене, которые пригласили в дом экстрасенса для поиска запрятанных денег, а в итоге выведали друг у друга секреты, хранившиеся долгие годы.
«Зрители на этом спектакле – участники истории, все уходят в хорошем настроении. Сигарев, понятно, как может писать: есть жёсткие моменты, но я хохотал на репетициях, как сумасшедший, – слёзы градом текли. Ребята на площадке порой тоже не могут сдержаться, когда играть надо серьёзно», - добавил Карионов.
Особенно собеседник выделил четвёртый спектакль – «Июль» по пьесе Вырыпаева (фильмы «Кислород», «Танец Дели», «Эйфория»). С Вырыпаевым у театра сложились хорошие отношения, когда тот приезжал на родину, в Иркутск.
«Когда мы открывались, Иван Вырыпаев приехал в город, мы его позвали. Первые его слова в театре: «Это вообще шикардос, ребята». Он сказал, что дарит нам все свои пьесы, чтобы мы ставили их и не платили никаких авторских», - рассказал Карионов.
«Июль» получился мрачной постановкой о маньяке-каннибале, её в театре назвали «историей о человеке, утратившем бога». На площадке играет всего одна актриса. После представления зрители выходят в молчании. Собеседник рассказывает, что многих пьеса не отпускает ещё очень долго: сложно решить – приобретает в итоге главный герой бога или нет. Кстати, именно эту постановку «Новая драма» покажет в Москве, куда их пригласили на Форум независимых театров.
В конце октября зрители уже ждут новую постановку по пьесе Пряжко «Жизнь удалась» - Карионов рассказал, что всю нецензурную лексику из пьесы они срезали, а единственным реквизитом на сцене станет унитаз.
Потом хотят поставить «Иллюзии», «Махамаю», «Пьяные» Вырыпаева, новогоднюю сказку для детей, «Саша, вынеси мусор» Натальи Ворожбит.
По словам собеседника, «Новая драма» для актёров – это работа после работы, и, к тому же, неоплачиваемая – все собранные со спектаклей и курсов по актёрскому мастерству для взрослых и детей деньги идут на ремонт помещения. Но никто не жалуется, репетируют хоть до трёх ночи, делают ремонт, копят на кондиционер. Каждый уголок гардеробной, лестницы, самого театра дорог новодрамовцам – всё там облагорожено своими руками.
«Если к нам будет ходить больше людей, то мы сможем вторую площадку себе организовать – есть у нас на примете. Здесь бы осталась игровая, а там бы сделали учебную. Скажу по секрету, мы засматриваемся на соседнее здание, на «Пионер». Там такая шикарная площадка была, а оно стоит, и город ничего с ним не делает», - мечтательно говорит Карионов.
Новодрамовцы не собираются конкурировать с другими городскими театрами, но уже стали альтернативной площадкой, куда стремятся зрители – школьники, взрослые, писатели (Карионову присылают свои произведения драматурги из Иркутской области и других регионов), художники (в гардеробной копятся картины, которые по окончании ремонта планируется повесить на стены). Зрительный зал театра вмещает всего 40 человек, но и этого уже мало – порою спектакли проходят при таком аншлаге, что зрители готовы сидеть на полу у сцены, лишь бы посмотреть постановку.
Очевидно, что в городе сформировался новый культурный центр, который, совершенно точно, осовременил театральную жизнь Иркутска и, возможно, в будущем станет местом, где, как в литературных сообществах Серебряного века, вырастут новые для искусства имена.