Тема реновации панельных домов 335-й серии в Иркутской области время от времени всплывает в информационном пространстве. Эти хрущёвки называют опасными и заявляют о необходимости их ремонта или расселения. В Иркутске эту проблему власти не считают важной, хотя её периодически «качают». Попытаемся разобраться, что такое «335-я серия» и почему к ней приковано столько внимания.
Серия 1-335 была одной из первых типовых серий домов в Советском Союзе. Одним из её разработчиков в 1956 году стал архитектор Ленинградского отделения предприятия «Госстройпроект» Борис Баныкин.
Дома 335-й серии — это строения с неполным каркасом. В монолитных домах перекрытия опираются на четыре или две колонны; в домах 335-й серии одна сторона перекрытия лежит на колонне, а другая — на панели. Их строительство было сродни сбору конструктора: проекты предполагали использование единых технологических решений, реализуемых домостроительными комбинатами.
В своей книге «Проектирование и строительство крупнопанельных домов» Борис Баныкин отмечал, что проект 335-й серии модернизировался под различные условия, в которых строились дома. Отдельно разрабатывалась модель этой серии для сейсмоопасных участков, к которым относится, например, Иркутская область. Первая 335-я «панелька», которая должна была учитывать эти особенности, была построена в Ангарске в 1959 году.
«При возведении этого дома впервые были использованы однослойные газозолобетонные стеновые панели, размером на комнату, изготовленные из золы-уноса Ангарской ТЭЦ методом электропрогрева, разработанного на местном заводе крупноразмерных шлакоблоков», — писал Баныкин.
Основное преимущество этого проекта — быстрота строительства (трёхэтажный дом в Ангарске на улице Восточной, 23 был возведён за 36 рабочих дней). Кроме того, Баныкин отмечал низкую стоимость возведения (115 рублей за 1 квадратный метр — на 50 рублей ниже других типовых проектов того времени; этого удалось достичь за счёт применения однослойных панелей) и небольшие трудозатраты (0,55 человеко-дня на 1 кубический метр здания).
Всё в том же 1959 году в Ангарске началось поточное строительство жилых домов серии 1-335. К концу года было смонтировано и сдано в эксплуатацию шесть многоквартирных домов общей площадью 8 тысяч «квадратов». Эти дома были уже не 12-квартирными, как пилотное строение на Восточной, а пятиэтажными и рассчитанными на 48 квартир. Опыт строительства таких домов был признан успешным, и уже в следующем году проект стали использовать для возведения детских садов.
«Простота конструктивного решения домов этой серии при высокой степени заводской готовности изделий и наличии дешёвого и надёжного материала для изготовления панелей наружных стен позволила строителям резко сократить сроки возведения жилых домов, повысить качество и снизить стоимость жилой площади», — заключил Баныкин.
Квартиры в этих домах могли быть однокомнатные (до 31 «квадрата» с жилой зоной в 18 квадратных метров), двухкомнатные (с общей площадью до 45 квадратных метров и жилой зоной до 35 «квадратов») и трёхкомнатные (общая площадь — 58 квадратных метров, жилая — до 48 «квадратов»), при этом в разновидностях типовых проектов цифры могли немного отличаться. Кухни везде были примерно одинаковые, площадью около 6 квадратных метров.
Среди достоинств домов 335-й серии можно назвать наличие балконов (которые чаще всего становились «кладовками»), среди недостатков — низкую теплоизоляцию внешних стен и тонкие межкомнатные перегородки. Главная же их проблема связана с конструктивными особенностями здания — у них ограничен запас прочности из-за неполного каркаса.
Основное предназначение этих домов было связано с решением «квартирного вопроса» для жителей Советского Союза, которых государство хотело обеспечить собственными квадратными метрами. Изначально предполагалось, что хрущёвки станут временным вариантом для переселения людей из ветхого жилья, впоследствии эти дома должны были смениться другими. Но как известно, нет ничего более постоянного, чем что-то временное.
В 1970-1980-е годы в Иркутской области было сдано 4,5 миллиона квадратных метров жилья в домах 335-й серии. На Иркутск приходится более 1 миллиона квадратов — это 262 многоквартирных дома. Их можно увидеть, проехав по улице Байкальской (большинство панельных домов в районе Лисихи и Байкальского микрорайона относятся к 335-й серии) или заглянув в Ново-Ленино на улицы Баумана или Севастопольскую.
По данным правительства Иркутской области, в регионе аварийными считаются всего пять домов этой серии: по одному — в Ангарске (тот самый первый «335-й дом» на улице Восточной, 23) и посёлке Хомутово, и ещё три — в Усолье-Сибирском.
Первый дом, построенный по этому проекту в Ангарске, признан аварийным в 2019 году. Планировалось, что его расселением займётся финансово-строительная компания «Новый город», но летом 2019-го случилось наводнение в Тулуне, из-за чего вопрос хрущёвок отошёл даже не на второй план.
Мэр Ангарска Сергей Петров рассказал, что в бюджете Приангарья на 2020 год предусмотрено 40 миллионов рублей, которые потратят на расселение панельного дома и обследование, результаты которого адаптируют на другие дома 335-й серии в городе. «До конца года этого здания не будет», — уверенно заявил Петров и отметил, что все механизмы расселения уже проработаны, и дело теперь осталось только за реализацией.
В Иркутске до недавнего времени вопрос хрущёвок не считался чем-то таким, что нужно было решать «ещё вчера». Председатель совета директоров «Нового города» Александр Битаров за это в октябре 2019 года раскритиковал главу комитета городского обустройства мэрии Иркутска Александра Кима. По мнению Битарова, тот отрицал наличие проблемы домов 335-й серии в городе. Замглавы комитета мэрии по градполитике Анна Андрюхина тогда заявила, что проблему в целом признают, но в первую очередь думают о расселении ветхих деревянных домов.
Депутаты гордумы обсуждали перспективы реновации в Иркутске на слушаниях в январе 2020-го. Выступавший на них экс-глава Госжилнадзора Иркутской области Денис Воронов отмечал, что большинство панельных домов 335-й серии в городе уже давно отслужили своё — при нормативном сроке эксплуатации в 20-25 лет некоторые из них стоят уже почти полвека..
В 2007 году в Иркутске была принята муниципальная целевая программа «Реконструкция, модернизация и восстановление крупнопанельных жилых домов первых массовых серий на 2008-2012 годы». В ней был утверждён перечень из 262 панельных домов, которым полагался ремонт. За всё время действия программы были отреставрированы стеновые панели лишь у 17 домов. На январских слушаниях Воронов заявил, что мэрии нужно «воскрешать» целевую программу и всеми силами стараться выходить с этой проблемой на федеральный уровень.
А вот бывший мэр Иркутска Дмитрий Бердников тему реновации не поддерживал и открыто говорил, что её «вталкивают, потому что кому-то надо поддержать максимально эффективно свой бизнес». Он не называл, кто конкретно «вталкивает» эту тему, но можно предположить, что он имел в виду «Новый город» и Битарова.
По мнению главы совета директоров стройкомпании, Иркутская область с учётом её сейсмоопасности должна была стать вторым регионом после Москвы, где реализовалась реновация домов 335-й серии. Он поднимал эту тему, когда возглавлял правительство при главе региона Сергее Левченко, но вопрос так и не решился.
Врио губернатора Игорь Кобзев на второй месяц своей работы в регионе, в январе 2020-го, предложил вывести тему с реновацией на федеральный уровень. Во время своего послания в марте он вновь затронул проблему хрущёвок, анонсировав создание программы обследования панельных домов 335-й серии к маю.
Но, по всей видимости, сейчас тема «заглохла». У властей много других забот, связанных, в первую очередь, со сдерживанием распространения коронавируса и выполнения обязательств по ликвидации последствия прошлогоднего летнего наводнения.