Магазин комиксов и аниме Woody Comics работал в Иркутске с 2016 года, и за это время он успел вырасти из маленькой нишевой точки в центр целой субкультуры. Иркутянка Юлия Авдеенко создала с нуля бизнес по продаже комиксов и вполне преуспевала в этом, пока в дело не вмешались коронавирус и геополитика. Планируется, что магазин закроется к лету 2022 года, но есть ли шансы его спасти? Она рассказала об этом корреспонденту «ИрСити».
— Как у вас появилась идея организовать магазин по продаже комиксов в Иркутске? До 2016 года таких в городе не было?
— Я долгое время работала маркетологом, познакомилась на той работе с одной девушкой, сдружилась с ней, и мы задумались, какой бизнес можно замутить. Многие мечтают делать что-то свое, мы не были исключением.
Со временем у меня появились финансовые возможности, банк давал кредит на неплохих условиях. Она предложила: «Давай сделаем магазин, где будем продавать семена растений». Но потом мы посмотрели и увидели, что в Иркутске много таких магазинов, конкурировать с ними было бы невозможно.
А затем она предложила сделать магазин комиксов. Я подумала: «Да, круто!» И в кинотеатрах тогда как раз показывали фильмы Marvel. В Иркутске на тот момент был только один подобный магазин — District38. Сходили туда: продавцы к нам даже не подошли, магазин выглядел совсем не так, как мы себе представляли, — не так, как американские магазины комиксов, всё было не то. Решили, что надо создавать свой.
— Какая реакция была у окружающих, когда они узнали о вашей идее?
— Когда мы «рожали» идею, самые близкие люди поддерживали нас. Я думала, что это всем понравится, ведь как же — все же должны были прийти в восторг. Но был один парень, который сказал, что это плохая идея. Он считал, что так я разорюсь, и советовал сначала продавать комиксы по подписке. Мне эта идея показалась нерабочей для Иркутска, и я сразу решила открывать нормальный магазин.
— Насколько востребованной оказалась такая ниша? Нашлись ли поклонники этого жанра в Иркутске?
— Магазин прожил пять с половиной лет, он развивался и рос. Значит, история была востребованная. В Иркутске нашлось много поклонников — анимешников, комиксистов, геймеров, фанатов сериалов и фильмов. Для каждого из этих людей в ассортименте находилось что-то такое, что им нравилось.
Но, несмотря на это, сложились такие обстоятельства, что, сколько бы ни было фанатов, бизнес всё равно остался нерентабельным из-за физической и ценовой недоступности товаров. Увы, но в том виде, в котором бизнес существует сейчас, он оказался невозможным.
— Как вы сами относитесь к комиксам? Полагаю, вряд ли согласны с мнением, что это не литература и не искусство?
— Конечно, я отношусь к ним хорошо и не считаю, что это низкопробный жанр или что-то несерьезное. Это хороший вид искусства, нечто среднее между литературой и кинематографом. Он запускает воображение, включает максимальную фантазию, заставляет представлять, что происходит в повествовании.
Всем, кто думает, что комиксы — это что-то плохое, нужно просто найти свой жанр. Не нужно думать, что они бывают только детские. Комиксы могут найтись в любом жанре — фантастике, романтике, детективах, ужасах.
— Можете ли вы посоветовать что-то такое, что должен прочитать каждый?
— Как я уже говорила, нужно просто найти свой жанр. В каждом можно найти что-то крутое, но проблема в том, что не все комиксы могут быть доступны, потому что у них есть свои тиражи. Поэтому называть какие-то конкретные вещи не стоит, ведь их можно просто не найти.
Лучший вариант — прийти в магазин комиксов и пообщаться с продавцом, он наверняка подберет что-то такое, что человеку понравится. В этой сфере обычно работают воодушевленные ребята, которые обязательно смогут что-то посоветовать, если узнают, какая тема интересует человека.
— Насколько сложно было держать магазин на плаву всё это время, пережить пандемийные годы?
— Это было одновременно и сложно, и легко. Когда магазин открылся, был неплохой рост несколько лет — активно развивались издательства, выходили новые книжки, да и сама обстановка способствовала развитию дела, потому что Marvel и DC своими фильмами мощно поддерживали движуху, были разные фестивали.
Сложно — потому что это бизнес с низкой маржинальностью. Здесь не было сверхдоходов, поэтому надо было постоянно варьировать ассортимент, активно заниматься маркетингом. Было много-много работы с не очень большим выхлопом. На такой бизнес согласится не каждый человек, если он не готов лично активно в нем участвовать.
Локдаун [из-за коронавируса] был очень тяжелым: он не только «съел» мою подушку безопасности, но и вогнал в некоторые долги. С весны 2020-го по весну 2021-го было тяжеловато, приходилось выпрашивать скидки и рассрочки, работать с долгами.
В прошлом году удалось наконец раздать все долги, появилась надежда, но… Увы, локдаун сильно ударил, и текущие обстоятельства нанесли критический урон.
— Появилась ли за годы работы постоянная аудитория? Удалось ли сформировать условную «тусовку» любителей комиксов?
— Постоянная аудитория магазина — да, она есть. А вот какого-то комьюнити, где все друг друга знают и общаются, наверное, нет. В «доковидные» времена у нас были мероприятия, посвященные дням рождения магазина, которые собирали всё больше и больше людей. Там бывали отдельные «кучки», которые общались друг с другом. Но я думаю, что их объединял не только магазин, а еще и косплеерские тусовки или тема настольных игр.
Не могу сказать, что мы сформировали какое-то комьюнити, но наш магазин определенно создавал условия, когда люди могли чувствовать себя причастными к какому-то сообществу. Уверена, что вся эта аудитория останется и после закрытия нашего магазина и она будет развиваться.
— Из-за чего сложилась ситуация, в результате которой вы приняли решение закрыть магазин в конце мая? Связано ли это со всеми мировыми проблемами, свидетелями которых мы сейчас стали?
— Решение, конечно, связано с мировой ситуацией. Были планы на развитие, но сейчас уже нет смысла о них говорить. Вся эта ситуация со специальной военной операцией повлияла: некоторые компании стали объявлять об уходе с рынка России, нарушились логистические цепочки, стало всё сложно с валютными операциями.
Еще одна проблема — был слив информации из Marvel, что издательства не смогут продлить лицензии с осени, было непонятно, что будет с тиражами. Кажется, что рынок [издания комиксов] ничего хорошего не ждет.
Кроме того, со времен локдауна были проблемы с мелованной бумагой, на которой печатались комиксы. Теперь типографиям не хватает красок, запчастей для полиграфического оборудования, различных технологий. Издательства говорили, что серьезно сократят объемы печати и поднимут цены. Сначала заявлялось о росте цен на 10–20%, но они не обещали, что смогут его удержать. По последним поставкам вижу, что цены на комиксы растут уже на 30–40%, в отдельных случаях — до 70%. Такая же ситуация наблюдается и с сувенирной продукцией.
Я просчитала все варианты и пришла к выводу, что магазин в том месте, где он находится сейчас, и с имеющимся ассортиментом просто не выживет. Покупатели будут приходить и видеть товары с огромными ценами, а все мои вложения в товары будут «зависать», не будет нужного уровня продаж для покрытия расходов, бизнес начнет вгонять меня в долги. Я поняла, что нужно фиксировать убытки и закрываться сейчас, пока люди не начнут критиковать за то, что цены поднялись слишком высоко.
— Что будет со всем накопленным товаром? На ваш взгляд, удастся ли его реализовать до конца месяца?
— Думаю, что нет, за месяц это не удастся сделать. После того как я написала пост о закрытии магазина, пошла волна по городу, она дошла до людей с деньгами, которые предложили идеи, как они могли бы помочь переформатировать магазин и спасти его. Им не хочется, чтобы в городе вымирала такая часть субкультуры.
Возможно, мне придется писать пост-опровержение, что магазин не закрывается, а просто переезжает и как-то меняет свою работу. Не могу обещать и загадывать, что всё получится, но хочется верить, что это возможно. Есть надежда, что магазин комиксов может выжить.
— С какими чувствами принималось решение о закрытии?
— Это были тяжелые думы. Мне пришлось пройти все пять стадий принятия неизбежного. Это сейчас я подуспокоилась, поначалу же думала: «Ну не может быть такого!» Два месяца у меня ушло на то, чтобы начать спокойно об этом говорить. Было плохо.
— Задумывались ли вы о том, как быть дальше? Новый бизнес, работа по специальности, переезд куда-либо?
— Скорее всего, я перееду из Иркутска. Мне здесь не хватает некоторых личных вещей, движухи — тех же фестивалей, причем как посетителю, не организатору.
Давно-давно у меня были мечты переехать ближе к центру — в Москву или Питер — и работать с подходящим доходом. В Иркутске, к сожалению, маркетологам платят крайне мало, я на эти деньги здесь выжить, наверное, не смогу.
В Москве или Питере мне будет проще найти работу. Не факт, что это будет работа по найму. Может быть, на месте организую какой-нибудь локальный бизнес. Пока каких-то четких планов нет, но есть желание сменить обстановку.