Начальник Департамента городской среды администрации Иркутска Елена Юрганова рассказала 19 октября во время думской комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, можно ли ограничить выпуск отловленных бездомных собак в областном центре. По ее словам, каждый раз, когда подрядчики принимают решение о возвращении животных «в естественную среду», мэрия сталкивается с проблемой распределения собак по районам города.
По ее словам, в нормативных актах есть ограничения мест, куда можно возвращать собак. К примеру, их нельзя выпускать вблизи школ и детских садов, объектов культуры и здравоохранения, возле спортивных и детских площадок, где их часто отлавливают. Но часто животные возвращаются в эти же места, потому что там их постоянно кормят.
— Фактически при стесненности нашей городской застройки мы должны выпустить ее в том же районе Иркутска. Мы сталкиваемся с проблемой, на весах считаем, не допустить бы нам переполнения особей в том или ином районе. Но это собака. Мы понимаем, что если у нее была своя пищевая цепочка, если дети из школ ее подкармливали, собака вернется в ту среду обитания, из которой ее извлекли, — рассказала Юрганова.
Чиновница отметила, что Иркутск присматривается к практике Улан-Удэ, где на республиканском уровне запретили выпускать на улицы не только агрессивных собак, но и всех животных, высота которых в холке превышает 25 сантиметров. При этом местные зоозащитники обратились в суд, пытаясь оспорить этот запрет. Если им удастся это сделать, то на волю могут вернуться около 4 тысяч особей.
— Мы ждем развития событий [в Улан-Удэ]. <...> Все коллеги всех муниципалитетов [Иркутской области] склоняются, что должен быть безвозвратный отлов. Но он должен быть обеспечен финансово, и у нас должны быть условия, чтобы содержать всех бездомных собак. Вопрос будет сводиться к тому, что все будут настаивать на безвозвратном отлове, но механизм пока до конца непонятен. Как и где [содержать животных] и сколько это будет стоить? — отметила начальник департамента горсреды Иркутска.
На практику других регионов также обратил внимание заммэра — председатель комитета по управлению Свердловским округом Антон Медко. Он рассказал о том, что в Приморском крае установили более жесткие критерии агрессивности собак, при которых их нельзя возвращать в естественную среду обитания. По его словам, около 80% отловленных животных в регионе признаются агрессивными и содержатся в питомниках, на улицы возвращают порядка 20% собак.
В ответ на это депутат думы и главный врач Иркутской городской больницы № 5 Ольга Клевцова заметила, что ей не совсем понятны критерии агрессивности собаки, а также то, каким образом можно доказать, что животное может быть опасно для окружающих. Она рассказала, что в больницу периодически поступают пациенты, пострадавшие от укусов дворняг.
— Как доказать уровень агрессивности собаки? Что я должна сделать? Фото рядом с покусанным пациентом, истекающим кровью, рядом с этой собакой? — спросила она?
— Достаточно справки из травмпункта с описанием по цвету, размеру и так далее. Ее можно предоставить в администрацию Иркутска, — ответил ей начальник отдела государственного надзора в области обращения с животными в Иркутске Камал Нагайбаев, который был приглашен на депутатскую комиссию. Он также добавил, что, если пострадавший не в состоянии описать напавшую на него собаку, это могут сделать и другие люди.
По итогам обсуждений депутаты решили обратиться в региональную Ассоциацию муниципальных образований и Законодательное собрание Иркутской области с предложениями внести изменения в законодательство Приангарья, которые введут безвозвратный отлов собак на территории области.
Тема с бродячими животных в Иркутской области в 2023 году обострилась. В январе мэр северного города Бодайбо Евгений Юмашев предложил умерщвлять бездомных собак после отлова. На эту идею остро отреагировали в Госдуме — заместитель главы комитета по экологии Владимир Бурматов заявил, что мэр призывает «к совершению тяжелого уголовного преступления». В дискуссию включился и губернатор Приангарья Игорь Кобзев. Мы подробно рассказывали, что произошло и какое мнение высказывают обычные граждане.
В апреле мэр Братска Сергей Серебренников выступил с заявлением о необходимости «бережной эвтаназии» для безнадзорных животных. Более того, мэрия определила перечень мест, куда нельзя возвращать бездомных собак после их отлова, стерилизации и вакцинации. А администрация Иркутска в апреле начала сносить незаконные собачьи будки, установленные горожанами.
В апреле же стая собак напала на ребенка во Втором Иркутске. Мальчик попал в больницу. В июне стая напала на 10-летнего иркутянина в центре города. Сообщалось, что подрядчики отловят после этого собак в том районе.
Редакция «ИрСити» составила народную карту опасных мест Иркутска, где можно повстречаться с агрессивными стаями собак. Также мы провели опрос на тему: как решить проблему бродячих собак в городе. Большинство участников высказались за отстрел или усыпление.