Клиенты служб заказов такси периодически жалуются на высокую стоимость поездки и долгий поиск водителей. Последнее особенно напрягает, когда уехать нужно срочно. Тогда пассажир начинает самостоятельно поднимать цену. Получается замкнутый круг. Но не всё так однозначно. В некоторые районы водители просто не хотят ехать из-за плохих дорог, запутанной нумерации подъездов или из-за того, что можно застрять и ничего в итоге не получить. Мы поговорили с Константином (имя изменено по просьбе героя), который больше 10 лет работает в такси, и узнали, какие районы Иркутска не пользуются успехом у водителей.
Константин признается, что если раньше он таксовал ради дополнительного заработка, то теперь считает такси основным местом работы. Иркутянин садился за баранку в разные годы, начиная с нулевых, и порой ему приходилось подвозить наркоманов или просто опасных пассажиров. А последние 8 лет он стабильно работает в одной из крупнейших в России служб заказа такси.
Таксовать мужчине нравится. Это связано и с тем, что за годы изменилась культура поведения пассажиров, стало безопаснее работать. Иногда, правда, попадается так называемый «неблагонадежный контингент», из-за которого водители порой не хотят ездить в определенные районы.
— Больше всего заявок прилетает из удаленных, спальных районов, — рассказывает Константин. — Например, из Березового или Лугового в Маркова (пригород Иркутска. — Прим. ред.). В принципе, много заявок поступает из таких районов, как Университетский, Первомайский и Синюшина Гора. Я долгое время «сидел» в поселке Березовый, потому что сам по себе поселок специфичный: чтобы просто добраться до остановки, людям нужно километр подниматься в очень крутую гору. Туда не ходят большие автобусы, из общественного транспорта — только маршрутки. И все они битком. Естественно, утром там очень много заявок. Вечером или по выходным хочешь поймать заявку — вставай возле любого торгового центра, возле любых ночных клубов. В выходные, как правило, больше заявок из 130-го квартала. Всю ночь люди гуляют, всю ночь ты можешь развозить людей только отсюда. Но на самом деле куда ехать — это дело вкуса, всё зависит от твоих личных пожеланий.
Плохие дороги в Маркова
Одним из лидеров топа является частный сектор в Маркова. Речь идет про небольшие микрорайоны, где практически нет дорог. Например, Николов Посад. О проблемах этого микрорайона портал «ИрСити» рассказывал еще летом 2022 года. Тогда местные жители жаловались на отсутствие асфальта, подчеркивая, что в район отказываются ездить таксисты.
Еще одна локация в Маркова, которая не пользуется популярностью у водителей такси, — это Анисимово поле. Мало того что приходится трястись по грунтовке, так и потом отсюда не так-то просто выбраться — заявок обратно в город практически не бывает. Благо не так далеко находится микрорайон Березовый, где желающих уехать всегда много.
— Несколько раз я брал заявки из города в Анисимово поле, и люди были просто счастливы, что я туда их повез, еще сверху и чаевые дали, чуть ли не на ту же сумму, что и стоимость поездки, — делится иркутянин. — Туда мало кто хочет ехать, и жители автоматически начинают повышать цену. И, например, если обычно поездка из Анисимова поля на Синюшку стоит 300 рублей, то иногда цена может вырасти до 500. Я очень редко беру оттуда заявки, иногда от безысходности, иногда от скуки. И часто я приезжаю туда, а обратно возвращаюсь порожняком. А как-то бывало, что я туда приехал, мне заплатили чаевые сверху, тут же поймал заявку из соседнего дома, увез людей, которые тоже дали большие чаевые.
Еще два района находятся по Мельничному тракту — это Изумрудный и Березовый (третий уже). Там дорог нет вообще, просто направления.
— В дождь или снег туда просто лучше не ездить, и я молчу про асфальт, потому что дороги там даже не отсыпаны, Я несколько раз попадал, после чего перестал туда ездить — чтобы проехать к дому, пришлось ехать по самой настоящей лесной просеке.
Хорошими таксист называет крупные жилые районы в Маркова — это Березовый (который в районе Академгородка) и Луговое. Но и здесь не всё так гладко, как хотелось бы.
— Бесят серпантины в Березовом. Если у тебя нет опыта вождения, если плохая резина и ты зимой попал в снегопад, то не факт, что ты спустишься вниз и поднимешься обратно. Плюс там очень много припаркованных машин. В Луговом очень длинные и узкие дороги, если на одну улицу приехали два такси, то они не смогут разъехаться, кому-то одному придется сдавать назад.
Свои водители в Ново-Ленино
Чтобы брать заявки в микрорайон Ново-Ленино, нужно хорошо знать здешние улицы и дороги, говорит Константин. Поэтому здесь есть свои водители, которые даже не берут заявки в центр города, а работают только по району.
— Да, в Ново-Ленино можно уехать, но ценник за километраж будет меньше — ты туда едешь из расчета 25 рублей за километр. И, как правило, приехав из центра в Ново-Ленино, ты там застрянешь. Нет, конечно, заявки будут, но ты будешь лазить по этому району. Тут нужно хорошо знать дороги. Хотя там есть район новостроек вдоль объездной Ново-Ленино — вот к ним у меня претензий нет, хоть они там и налеплены как грибы, но там хорошие проезды, подъезды, там это грамотно спланировано, — признается таксист.
По его словам, есть водители, которые любят работать только на «минималке» — это когда стоимость поездки не может быть меньше 150 рублей. Обычно они выбирают один район, например Октябрьский. Таксист может проехать всего километр и заработать минимальную сумму. А чем больше расстояние, тем меньше стоимость километра.
Отдельно в Ново-Ленино выделяется коттеджный поселок на объездной. Там проблемы с дорогами — автомобилистам приходится преодолевать крутые горки.
«Нахаловки», из которых не выбраться
Небольшие районы частного сектора, которые расположены на отдалении от остановок общественного транспорта, таксисты называют «нахаловками». К ним, например, можно отнести Копай. Причем ту его часть, что за рекой, в сторону автобарахолки, уточняет Константин.
— Там ужасные дороги. И если ты туда уехал, то вряд ли поймаешь заявку, — говорит он.
Аналогичные проблемы, а значит и неприязнь со стороны таксистов, вызывают Черемушки и промзона на Ракитной в микрорайоне Синюшина Гора.
— К таким районам, как Рабочее и Марата, у меня в принципе предвзятое отношение, — говорит иркутянин. — Поскольку я работаю в основном вечером или ночью, то сталкиваюсь с такими ситуациями. Из центра ты можешь везти благопристойного человека. На месте ты, конечно, можешь отключить автоназначение, но тогда ты поедешь обратно порожняком, а если не отключишь, то к тебе почти точно сядет, так сказать, неблагополучный пассажир. А могут и просто не выйти, поэтому там всегда очень много прогонов, люди то вызовут, а потом отменят, то забудут, что вызвали такси. У меня как-то раз было пять прогонов за раз. Хорошо, что сейчас у нас ввели «прогонные деньги». Это когда таксист приезжает на вызов, а человек не отменяет вовремя заказ и просто не выходит, тогда служба заказа приписывает этому человеку долг, и, когда он в следующий раз будет вызывать такси, эти «прогонные деньги» будут заложены в стоимость его заказа.
Дома-лабиринты
Еще у таксистов есть вопросы к некоторым жилым комплексам, до которых, конечно, добраться несложно, но на месте можно запутаться.
Например, есть два больших сектора на Синюшке — это дома на Маршала Конева, 20 и бульваре Рябикова, 21. «Дома построены как лабиринты. Пока найдешь нужный подъезд, всё проклянешь!» — замечает Константин.
Из новостроек сильно не устраивает микрорайон Крылатый. «Там налепили домов, а дороги узкие. И понаставили бордюров — навигатор вроде показывает, что есть проезд, а по факту едешь, а потом упираешься в бордюр», — возмущается таксист. Там же есть дома с проходными подъездами — когда выходы на две стороны. И случаются ситуации, когда водитель и пассажир не могут друг друга найти.
Такие же проблемы есть у новостроек в микрорайоне Радужном.
К ТЦ поедем, а к ресторанам — не факт
Не только районы вызывают тоску у таксистов, но и отдельные заведения, которые работают до глубокой ночи. Одно из таких заведений — шашлычка на въезде в Луговое. Всё из-за «конфликтных пассажиров». «Там нет места для разворота, и часто, когда подъезжаешь, становишься свидетелем очередной разборки. Поэтому маленько переживаешь, что может прилететь в машину», — подчеркивает иркутянин.
«Специфических» клиентов можно встретить и у кафе «Вечернее» в Ново-Ленино, и у «Амстела» на «Чайке». «Там, конечно, драк и разборок нет, но встречаются гопники», — замечает таксист.
Есть вопросы и к мажорам. Их, например, забирают у Happy на Красноказачьей, у «Сахара» на перекрестке Литвинова и Дзержинского и у «Цеха» на Красных Мадьяр. Здесь, по словам Константина, всегда много «прогонов».
— Есть заведения, откуда мне нравится забирать пассажиров. Это «Винкель» в начале Академгородка и рок-н-ролл-бар за бывшим «Гигантом». Это взрослые, уже состоявшиеся люди, всегда вежливые, даже если подшофе. Еще заметил интересную локацию — это Тимирязева на участке от Ленина до Центрального рынка, там много кафешек, в которых тусуется молодежь. И мне нравится работать на этом отрезке. Потому что молодые парни и девчонки очень культурные, пьяных практически не бывает, «прогонов» — тоже, — поделился таксист.
А вот к торговым центрам водители едут охотно — отсюда пассажиры выезжают либо с работы, либо с покупками. И это касается любых торговых центров, не важно, где они находятся — в центре города, в Юбилейном или в Ново-Ленино.
Дешевый межгород
Отдельная тема — это заявки из Иркутска в другие города. Их берут с большой неохотой, так как стоимость километра становится мизерной, вырастают расходы на бензин и на комиссию службе заказов, и при этом практически нет шансов вернуться в Иркутск с пассажиром. Но и здесь бывают исключения.
— Мне нравится ездить из центра Иркутска в Шелехов. Как правило, в основном ты едешь по прямой, без светофоров. В самом Шелехове всегда куча заявок, можно поработать по городу по минималке. Выполнишь две-три заявки и поймаешь заказ обратно в Иркутск. Сейчас это единственное направление по межгороду, по которому я езжу, — говорит Константин.
Но даже в Шелехове он не готов брать все подряд заявки. «Самые большие проблемы — в Введенщине. Не факт, что я возьму заявку, только если она в Иркутск и мне надо выбраться из Шелехова. Потому что в Введенщине просто безобразные дороги!» — уточняет иркутянин. Это касается и садоводств в пригороде Шелехова.
Нет желания ездить из Иркутска в Слюдянку, Усолье-Сибирское и Черемхово. Таксисты предпочитают оставаться в областном центре, потому что здесь можно просто больше заработать за то время, что тратишь на дорогу. Константин даже перестал выполнять заявки в Ангарск. Но здесь он уточняет, что нужно знать город, чтобы и в нем «поймать заказ». В противном случае придется возвращаться без пассажиров.
Без энтузиазма выполняются заказы в Молодежный и Ново-Разводную. Хоть дороги здесь более-менее хорошие, но обратно почти всегда приходится ехать пустым, говорит таксист.