Бывшее до этого очевидным двоевластие в регионе пошатнулось наутро после выборов 9 сентября – кандидаты КПРФ забрали примерно 18 мандатов в Законодательном собрании Иркутской области на фоне низкой, почти провальной явки избирателей. Всего на одно место меньше может получить «Единая Россия». Но нельзя забывать, что у руля области стоит «красный» губернатор со своей стахановской пятилеткой. Как заметил самый главный коммунист страны Геннадий Зюганов, «вызревает новая политическая ситуация».
Что произошло?
Приангарье проголосовало на уровне 2013 года, превысив показатели по явке 5-летней давности всего на 1% - статпогрешность. Кроме того, что в последние годы это для региона традиционная картина, на низкую активность избирателей повлияло их отношение к самому представительному органу власти. Как отмечают эксперты, граждане просто не понимают, зачем заксобрание вообще нужно.
Пенсионная реформа, протест против которой практически полностью на себя взяла КПРФ, не смогла стимулировать граждан для голосования, но однако помогла коммунистам и их соратникам набрать убедительные проценты. Региональные эксперты также связали катастрофу партии власти с запросом общества на перемены. Перед выборами аналитики прогнозировали обновление состава парламента на 50-60%, некоторые оценки достигали и 80%.
Федеральные эксперты связали провал «Единой России» с недоработками регионального отделения. «Если единороссы хотели кардинально поменять ситуацию в регионе, то надо было заранее, учитывая губернатора-коммуниста, делать большую коалицию, надо было создавать антикризисный штаб по региону, чего сделано не было, все решения по кампании принимались впопыхах, в последний момент», - подчеркнул президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. При этом он заметил, что «Левченко получил максимум того, что мог бы получить».
«Я думаю, что позиция единороссов, которые всё время находятся в конфронтации с губернатором, тоже сыграла роль, избиратели считают, что депутаты должны уметь договариваться. Я бы записал это как успех Левченко и поражение регионального отделения «Единой России», - пояснил руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв.
Это мнение вполне созвучно с мыслями в руководстве партии власти. Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил в СМИ, что партия проведёт кадровые перестановки в тех регионах, где результаты выборов 9 сентября оказались хуже, чем ожидалось. Хотя официально в «Единой России» остались довольны результатами. Глава партии и правительства России Дмитрий Медведев заметил, что борьба была тяжёлой именно из-за обсуждения изменений в пенсионном законодательстве.
А секретарь регионального отделения Сергей Брилка, наоборот, заметил, что обсуждения пенсионной реформы не стало причиной провала партии власти.
«Причина простая. Наши избиратели - умные люди. Они, действуя по велению своего сердца и ума, сделали выбор. Как я могу за людей что-то комментировать? Трагедии я в этом деле не вижу. Мы не страдаем, не плачем. Это нормальная работа. Работа в системе коалиционных соглашений – это хороший процесс. Он живой», - заметил Брилка.
В противовес Брилке второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рульков назвал прошедшие 9 сентября выборы референдумом против новой соцреформы, при этом признав провал операции по наращиванию явки. Он также сообщил, что уже в начале 2018 года коммунисты в регионе понимали, каких кандидатов выставят в заксобрание.
«Мы понимали, что часть округов нужно уступить нашим союзникам, которые могли бы выступить лучше, чем наши кандидаты», - заметил Рульков, подчеркнув, что это касается не только экс-главы правительства региона Александра Битарова, без какой-либо конкуренции прошедшего по второму округу в Иркутске. По словам второго секретаря обкома, коммунисты также «не могли не воспользоваться багажом, который наработал губернатор», и программой пятилетки, с которой глава региона объездил муниципалитеты перед самыми выборами.
Торг за мандаты
Секретарь генсовета партии Андрей Турчак заявил, что в регионе уже фиксируются «обращения от других победителей с предложениями о взаимодействии и создании коалиции с нашей фракцией».
По словам Брилки, это не совсем так. «В Иркутской области эти предложения поступили от нас. Это мы сегодня предлагаем всем представителям партий, которые прошли в заксобрание, рассмотреть взаимодействие с партией «Единая Россия». И мы здесь имеем положительную тенденцию», - сказал глава реготделения.
У коммунистов уже практически создана своя коалиция - вместе с «Гражданской платформой». По поводу ключевых постов КПРФ намерена договариваться с другими фракциями. «Мы пойдём на пакетное соглашение, не будем забирать все должности, будем договариваться и с «Единой Россией», и со «Справедливой Россией», и с ЛДПР», — сообщил Рульков. При этом любое решение будет согласовываться лично с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко. «Мы не можем без него принимать решения», — подчеркнул второй секретарь обкома.
Коммунисты не скрывают, что, увеличив представительство более чем в три раза, они смогут диктовать свои условия в принятии решений по ключевым вопросам. Они с уверенностью говорят о принятии инициативы главы региона по возврату прямых выборов мэра Иркутска, а также о направлении отрицательного отзыва по пенсионной реформе. «Теперь заксобрание способно поддержать это», — подчеркнул Рульков.
Цепные псы губернатора
Эксперты пока осторожничают в предположениях, что будет представлять из себя законодательное собрание третьего созыва. «Можно предположить, что заксобрание станет местом для дискуссий, потому что всем придётся договариваться, ключевого большинства не будет ни у кого. Левченко как губернатор не будет ругаться с «Единой Россией», потому что многие вопросы решаются в Кремле», - подчеркнул региональный координатор движения в защиту прав избирателей «Голос» Алексей Петров.
За коалиционный парламент выступает и советник губернатора Сергей Шишкин. Но при этом он заметил, что губернатору-коммунисту после победы в 2015 году пришлось работать с «чужим» парламентом, который формировал под себя экс-глава региона Сергей Ерощенко.
«Левченко продемонстрировал способность взаимодействовать с «чужим» парламентом, а уж со своим или квазисвоим это делать гораздо проще. Мы вправе ожидать, что не будет бесплодной дискуссии, заксобрание будет помощником правительства Иркутской области. Я думаю, они должны быть помощниками друг другу. Но этот потенциал нужно ещё реализовать», - подчеркнул эксперт.
Константин Калачёв считает, что «Единой России» придётся перестать быть оппозиционной губернатору силой: «Надо продемонстрировать, что есть коалиция. Не важно, какой раскраски, чёрной или белой, надо уметь взаимодействовать. Блицкриг «Единой России» против Левченко, который начался, когда его избрали, успехом не завершился, Левченко удержался, и с этим успехом этим надо считаться».
Евгений Минченко скепически оценивает перспективы нового созыва: «Будет серьёзная борьба между единороссами и прогубернаторскими политическими силами, и здесь будет две составляющие – одна идеологическая, другая экономическая, финансовая. И там, и там есть большая почва и для конкуренции, и переговоров, но насколько я могу судить из своего опыта общения с иркутскими элитами, способность договориться и пойти на компромисс не входят в число тех добродетелей, которые ценят в Иркутской области».
Политолог Сергей Шмидт заметил, что основной торг будет за мандаты «маленьких фракций» - ЛДПР и «Справедливой России». «Мы будем видеть, что такое парламентская демократия, когда ни одна из сил не обладает железобетонными преимуществами, и вынуждена входить в коалиции, чтобы эти преимущества получить. И тут каждый мандат ЛДПР и «Справедливой России» будет дороже, чем каждый мандат коммуниста или единоросса», - заметил политолог, который при этом добавляет, что не факт, что такой парламент будет работоспособным.
Кто глава парламента?
Минченко подчеркнул, что за ключевые посты в законодательном собрании – спикер, вице-спикеры, главы комитетов – будет «большой торг, так как «Единая Россия» не получила контрольного пакета». По мнению Калачёва, спикером должен стать человек, у которого нет бэкграунда, старых обид, который «будет над региональной повесткой».
По мнению Шишкина, председателю придётся выстраивать отношения с пятью фракциями, что только улучшит качество законотворческой деятельности. «Мне кажется, что консолидировать парламент представителю «Единой России» более с руки. Я думаю, что резкое увеличение фракции КПРФ плюс союз с «Гражданской платформой» как раз станет своего рода способом отрезвления в условиях демонополизации партии власти», - подчеркнул он, добавив, что возглавить парламент может советник гендиректора «Ростеха» Сергей Сокол.
Петров также указал, что спикером может стать Сокол. В качестве эксперимента могут попробовать на этом посту экс-главу правительства региона Александра Битарова. А Шмидт отказался от точного прогноза, заявив, что шансы занять этот пост есть сразу у пяти человек, среди которых, кроме уже названных, - нынешний спикер, глава регионального отделения «Единой России» Сергей Брилка и его вице-спикер, глава бюджетного комитета Наталья Дикусарова. Кандидатов среди коммунистов, по мнению экспертов, нет, потому что это может не понравиться администрации президента. «Достаточно губернатора-коммуниста», - подчеркнул эксперт.
Коммунисты не раскрывают, кто может стать спикером заксобрания, но фигура будет договорная, компромиссная. По данным обкома, организационная сессия состоится 26 сентября, к этому времени они проведут консультации со всеми партиями, прошедшими в заксобрание. «Мы будем со всеми разговаривать, решать, договариваться», - заметил Рульков.
В «Единой России» также уклонились от ответа, сообщив, что претендентов определят 18 сентября на партийной конференции, причём кандидатура будет выбираться на альтернативной основе.
Москва посмотрит
Победа коммунистов на выборах в заксобрание Иркутской области, по мнению экспертов, может усилить внимание федерального центра, хотя Москва и так за регионом приглядывает, особенно после избрания губернатора-коммуниста. «Кто бы ни был у власти, за нами Кремль всё равно будет очень внимательно наблюдать, за иркутской экономикой, той же нефтью и энергетикой», - пояснил Алексей Петров.
Сергей Шишкин заметил, что «никакой трагедии не произошло», и подчеркнул, что Левченко отвечает запросам президента, в частности, заявив, что в области на выборах не используется административный ресурс. Хотя секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак на брифинге по итогам выборов заявил , что в Иркутской области партия «столкнулась с мощным и открытым противодействием со стороны администрации региона, которую возглавляет губернатор-коммунист».
Сергей Шмидт подчеркнул, что в принципе Москва не сильно вмешивается в дела регионов: «Губернатор прожил два с лишним года спокойно и только сейчас сталкивается с проблемами, за которыми видна рука Москвы, поэтому вполне вероятно, что в течение полгода и года новое заксобрание будет функционировать, как ему вздумается».
Константин Калачёв также связал будущее нового созыва с губернатором: «Если бы Москва считала, что Левченко случайный человек на этом месте, ситуация была бы печальной, но к нему относятся вполне спокойно. Система многопартийная, у Левченко, конечно, есть недоброжелатели, но главное – отношение президента, судя по тому, что он удержался, в целом, отношение президента положительное, спокойное».
Иркутская область оказалась не единственным регионом, где «Единая Россия» проиграла выборы в заксобрание коммунистам. Похожая ситуация сложилась в Ульяновской области и Хакасии. В целом же в 11 из 16 регионов «Единая Россия» получила меньше 50% голосов.
По мнению Калачёва, нельзя винить в этом одну только пенсионную реформу, которая «играет на общее снижение рейтинга власти», есть ещё и региональная повестка. «Запрос на обновление уже перезрел», - подчеркнул эксперт. Петров спрогнозировал, что «политическое пространство будет размываться», а Сергей Шмидт заметил, что итоги 9 сентября 2018 года могут вернуть доверие избирателей к выборам.