Иркутский обком КПРФ очень странно ведёт нынешнюю губернаторскую кампанию. От партии практически нет никакой агитации за своего кандидата. Более того, на сегодняшней пресс-конференции с участием второго лица КПРФ Юрия Афонина вообще было непонятно, кого именно обком выдвинул в главы региона.
У КПРФ было достаточно времени для подготовки к выборам. Предыдущий губернатор Сергей Левченко подал в отставку в декабре 2019 года. Вопросом претендента на внезапно освободившийся пост можно было бы заняться уже тогда, но, кажется, первое время после отставки обком пребывал в шоке.
Неопределённость с будущим кандидатом сохранилась и через несколько месяцев. С негативной стороны работу врио губернатора Игоря Кобзева «подсвечивал» только Левченко. Например, он писал в соцсетях о проблемах со стройкой в Тулуне для пострадавших от наводнения или подготовкой к пожароопасному сезону в лесах. Судя по всему, в обкоме не видели других кандидатов, кроме экс-главы региона, и забыли о законодательных ограничениях (В федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав сказано, что руководитель субъекта РФ, ушедший в отставку по собственному желанию, может быть допущен к участию в досрочных выборах только с разрешения президента) по выдвижению людей, покинувших пост главы региона досрочно.
Неразбериха с кандидатами продолжалась до середины июня. Левченко заявил, что планирует участвовать в выборах сам, даже просил президента России допустить его, но так и не дождался ответа. Попутно партия перебирала пасьянс из других возможных кандидатов: трёх мэров (Евгения Юмашева и Бодайбо, Олега Боровского из Саянска и Виталия Матюхи из Усольского района) и сенатора Вячеслава Мархаева.
В конце концов КПРФ выдвинула депутата Госдумы Михаила Щапова, выбрав самый очевидный вариант из всех возможных. Непонятно, что мешало КПРФ двигать его раньше, ещё с зимы - у него неплохой выборный бэкграунд и результаты работы в федеральном парламенте.
В результате Щапов подал документы в конце июня, став самым последним участником предвыборной гонки. Он сдал подписи и был зарегистрирован первым среди всех, но начало активной агитации затянулось. Даже предвыборный сайт у кандидата появился только вчера. По опыту 2015 года известно, как КПРФ может мобилизовать свои ресурсы во время предвыборной кампании. Сейчас же этого не происходит. Отличная возможность придать импульс агитации была сегодня, но её использовали абсолютно бездарно.
Несколько дней в Иркутской области находился зампредседателя ЦК КПРФ Юрий Афонин, второй человек в партии после Геннадия Зюганова. Вместе с ним приехала экс-депутат Госдумы четырёх предыдущих созывов от Кемеровской области Нина Останина. В понедельник они провели собрание в Иркутске, где поговорили о нашумевшем законе про вырубку леса для модернизации Байкало-Амурской магистрали, и съездили в Ангарск.
Сегодня они вместе с Щаповым и Левченко устроили пресс-конференцию. Логично было предположить, что на ней коммунисты как-нибудь презентуют своего кандидата и его предвыборную программу. Вместо этого собравшиеся услышали оммаж «команде Левченко», которая за время своей работы наполнила бюджет, поправила социалку и вообще была очень классной.
«Мы имеем серьёзный опыт и будем развивать опыт наиболее эффективных губернаторов и руководителей народных предприятий. Сергей Георгиевич [Левченко], руководя регионом, действительно внёс серьёзный вклад не только в развитие региона. На самом деле, [им] был разработан ряд федеральных программ планирования, которые будут востребованы не только нашей партией, но и государством», — пояснил Афонин.
Его поддержала и Останина, рассказавшая, что опыт Левченко сейчас активно применяют в других регионах. «Власть столько говорила о горячем питании в школах, а в Иркутской области оно уже было; власти рассуждают, что нужно помогать молодым семьям в регионах, а Левченко это уже сделал», — отметила она.
У всех этих похвал был бы смысл, если бы они связывались не только с Левченко, но и с Щаповым, но за часовую беседу это произошло всего дважды. Заезжие спикеры говорили о чём угодно: о протестах в Шиесе, в результате которых удалось не допустить создание в Архангельской области полигона твёрдых коммунальных отходов для мусора из Москвы; о столкновении работников Башкирской содовой компании с экоактивистами, выступавшими против разработки шихана Куштау; о влиянии на эти события крупных коммерческих корпораций.
Кажется, «московский десант» КПРФ перепутал, кто является кандидатом в губернаторы Иркутской области от коммунистов на самом деле, или до сих пор не осознаёт, что Левченко уже не является ни главой региона, ни кандидатом. Ему уже не нужна реклама, по крайней мере, сейчас. Зато она нужна Щапову. А ему эту рекламу сегодня не дали.
Прошло уже слишком много времени с момента старта избирательной кампании, до выборов остаётся меньше месяца. КПРФ сегодня умудрилась не использовать самый очевидный вариант агитации за своего кандидата. Даже непонятно, с чем связана такая нерасторопность — то ли с невероятной верой в собственные силы, то ли с намеренным «торможением».