Общество Садоводы бьются за «Мечту»

Садоводы бьются за «Мечту»

О проблемах садоводств на Байкальском тракте стало известно в августе 2016 года, когда законные владельцы участков в 14 дачных и садоводческих товариществах получили иски с требованиями освободить землю, которая якобы относится к лесному фонду.

О проблемах садоводств на Байкальском тракте стало известно в августе 2016 года, когда законные владельцы участков в 14 дачных и садоводческих товариществах получили иски с требованиями освободить землю, которая якобы относится к лесному фонду. Собственники провели несколько пикетов, потянулись судебные процессы. Вот уже полгода садоводы пытаются доказать, что они не должны исправлять ошибки, сделанные государством.

Активнее всех свою позицию отстаивают собственники участков в дачном товариществе «Мечта». Там под угрозу выселения попали 40 владельцев. Все они имеют документы на землю: кадастровый номер, право собственности, но в суде природоохранная прокуратура пытается доказать, что люди занимают землю незаконно.

«Когда я в 2015 году приобретал этот участок, там уже были обработанные участки, подготовленные под застройку. Было проведено электричество, подведены коммуникации, сделаны дороги. Предоставлялось право собственности, выданное Росреестром, кадастровый номер. Я делал все согласования, касающиеся застройки, мне давалось право прописки», - рассказал журналистам во время пресс-конференции собственник одного из участков Павел Циколин.

Изначально прокуратура пыталась доказать, что земли принадлежат лесному фонду, однако в скором времени исковое заявление было изменено: теперь людям вменяется то, что они живут на участке Иркутского государственного аграрного университета. Прошло уже девять заседаний, а воз и ныне там: нет никакого решения, вместо этого в деле постоянно появляются новые документы, в достаточности которых сомневаются юристы.

«Получается, что мы – те, кто по закону приобрёл землю, - теперь должны доказывать Российской Федерации, что её документы правомочны. В этом-то и абсурдность всей ситуации. В 2015 году на заседании Общественной палаты рассматривалась похожая ситуация, где президент Владимир Путин ясно сказал, что, если государство допустило ошибку, оно должно само её исправлять, люди от этого страдать не должны. Если кто-то упустил какой-то документ, то разбирайтесь сами, но у людей уже есть право собственности, они живут на участках, оставьте их в покое», - потребовал Циколин.

Представитель ответчиков в суде Иван Попков отметил, что предоставление участков в «Мечте» ничем не отличалось от выделения земель в других садоводствах: люди писали заявление в мэрию Иркутского района, после чего согласовывалось место, проводились земельные комиссии, а дальше решение документировалось постановлением главы Иркутского района.

Проблема заключалась в том, что администрация Иркутского района не могла и не может по сей день в силу отсутствия полномочий проверить, относятся выделяемые земли к лесному фонду или принадлежат аграрному вузу. Есть и другие нюансы, например, то, что министерство лесного комплекса не может предоставить информацию о том, какой номер присвоен спорному участку в лесном реестре, ведомство не владеет ситуацией.

«Это даёт нам право полагать, что процедура введения участка в лесной реестр не проведена полностью и в соответствии с законом. Кроме этого, если эти земли являются лесным фондом, то почему они якобы в 1992 году были предоставлены сельскохозяйственной академии. С точки зрения права это невозможно, поскольку академия – образовательное учреждение, которое никогда не имело статуса колхоза или совхоза, которым по советскому законодательству передавались участки лесного фонда», - пояснил Попков.

Земли были переданы вузу по распоряжению главы администрации Иркутской области от 1992 года. Этот документ, как объяснил юрист, отправная точка процесса передачи, после его подписания должна была создаваться специальная комиссия, земли должны быть изъяты из учхозов, помещены в фонд перераспределения, после чего отдельным документом с указанием местоположения и площади участков они передаются правообладателю. Документов, подтверждающих весь этот процесс, в деле нет.

Вместо этого есть свидетельство от 27 октября 1993 года, которое выдано администрацией Иркутского района о передаче земель вузу. К этому документу у юристов тоже возникли вопросы, поскольку подписан он не Сергеем Зубаревым, который в ту пору был главой района, а его заместителем, в то время как инициалы Зубарева значатся в документе. Три судебных заседания ушло у ответчиков на то, чтобы доказать прокуратуре незаконность такого свидетельства. В мэрии участникам процесса уточнили, что в момент подписания свидетельства Зубарев был в отпуске, а документы всегда подписываются таким образом, когда мэр не имеет возможности поставить подпись лично.

«В деле просматривается явная нехватка документов. Она также связана с тем, что параллельно ведётся уголовное дело экс-мэра Иркутского района Игоря Наумова, в рамках этого дела практически все документы, которые связаны с землями ИСХИ, изъяты из Росреестра, из кадастровой палаты и архивов», - уточнил представитель собственников земли.

Экс-мэр Иркутского района Игорь Наумов обвиняется в превышении должностных полномочий при выделении федеральных земель под дачные участки. Наумов был задержан следствием в июле 2015 года. В том же месяце он подал заявление о досрочном сложении полномочий. Сейчас Наумов находится под подпиской о невыезде.

Участники процесса не исключают, что если суд докажет принадлежность спорных земель к аграрному вузу, это станет доказательной базой в уголовном деле экс-мэра Наумова. По словам Павла Циколина, этого не скрывает и прокурор.

Однако за те полгода, что длится процесс, в «Мечте» не остановилась жизнь. Там построены новые частные дома и таун-хаусы, в которых продано уже 22 квартиры. При покупке недвижимости людям не сообщили, что идут тяжбы и в случае, если суд примет решение о сносе объектов, они останутся ни с чем.

Но и это ещё не всё. В документе, якобы подтверждающем право сельхозуниверситета на спорные участки, указана площадь в 1,1 тысячи гектаров. В то время как площадь «Мечты» - 13 гектаров. А если в процессе будет установлено, что эта земля принадлежит вузу, то под снос вместе с «Мечтой» пойдёт вся тысяча гектаров, куда входят в том числе посёлки Молодёжный и Новая Разводная.

Представители аграрного университета были только на восьмом заседании и не смогли рассказать о границах того участка, который был им передан в 1992 году. Вуз в течение 25 лет никак не реагировал на то, что на якобы вверенной ему территории вырубается лес и строятся целые посёлки.

«Есть также большой вопрос, какой именно сельскохозяйственный институт имеется в виду, потому что по состоянию на 1992 год такого юридического лица как ИСХИ не существовало, свой статус оно получило только в 1994 году. До этого ИСХИ было структурным подразделением Читинской сельскохозяйственной академии. При этом параллельно на территории Иркутска до сих пор существует юридическое лицо, которое в советских документах фигурирует как Иркутский сельскохозяйственный институт, но имеется в виду НИИСХ – научно исследовательский институт сельского хозяйства. Опять возникает вопрос: кому областные власти намеревались передать эти земли?» - продолжал Попков раскручивать запутанный клубок.

Собственники в отчаянии обращались в различные инстанции, дошли и до администрации президента. Однако все документы спускаются на местный уровень и попадают к природоохранному прокурору, который отвечает, что дело находится на рассмотрении в суде. Некоторые ответы дополняются фразой, что при правительстве Иркутской области создана комиссия, которая занимается этим вопросом. Однако сами собственники участков говорят, что о её деятельности ничего не слышно с сентября, ни на одно заседание их не приглашали. Тем более что региональные власти не имеют полномочий для разрешения конфликта: в случае, если земли принадлежат вузу, они считаются собственностью государства.

Вместе с этим, по словам юриста, есть вполне логичный выход из ситуации – оценить убытки и предоставить их в качестве иска находящемуся под следствием Наумову.

«Есть такое понятие - убытки, возникшие в связи с совершением преступления. Если прокуратура предполагает, что мэр незаконно раздал землю, которая является собственностью Российской Федерации, то в чём проблема оценить убытки, которые понесло государство, и выставить их Наумову в качестве гражданского иска в уголовном деле. Потому что ИрГАУ в земле не заинтересован, а леса там уже нет и не будет», - пояснил юрист.

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко во время пресс-конференции 9 февраля сообщил, что после его обращения в правительство России в сентябре 2016 года был подготовлен законопроект, который должен устранить несоответствия, имеющиеся в Росреестре и лесном реестре. Иркутская область будет включена в список регионов, где эти разночтения будут устранены в первую очередь. Когда законопроект будет принят, губернатор не уточнил.

Весь этот судебный процесс похож на хождение по кругу, нет ни одного светлого пятна, сплошные чёрные дыры. Выиграют собственники суд или же останутся без земли, как 48 владельцев участков в ДНТ «Ангарские зори», неизвестно. Очередное заседание намечено на 14 февраля.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления