IRCITY
Погода

Сейчас-10°C

Сейчас в Иркутске

Погода-10°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -14

0 м/c,

714мм 85%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Общество «Нам говорят, что мы "незаконники"»: жителей Зеленого хотят оставить без света и воды, чтобы выгнать на улицу

«Нам говорят, что мы "незаконники"»: жителей Зеленого хотят оставить без света и воды, чтобы выгнать на улицу

История о том, как легко «потерять связь с Минобороны» и остаться без крыши над головой

Этот невзрачный дом в Зеленом стал местом «коммунальной драмы» — уже с 1 октября его могут отключить от отопления, света и воды. А ведь здесь живут люди

Жильцы нескольких аварийных домов иркутского микрорайона Зеленый рискуют оказаться в каменном веке уже с 1 октября — их дома грозят отключить от отопления, электричества и водоснабжения. Люди исправно платят за коммуналку и поддерживают свои дома как могут. Но многие жильцы сейчас находятся на грани выселения по искам Минобороны РФ. Они считают, что отключение домов от коммунальных услуг — еще один шаг к тому, чтобы побыстрее выдавить их на улицу.

Отключение грозит четырем домам: одному многоквартирному (№ 1а) и трем блокам общежития (№ 5а). Некоторые из ныне здесь живущих людей застали строительство гарнизонного городка или даже сами принимали в этом участие. Небольшие двухэтажные домики должны были стать временным пристанищем для десятков семей.

Мы собрались в гостях у Галины Шкуратовой. Она со своей семьей живет в одной из квартир на втором этаже дома № 1а. Вместе с дочерью Анной Прокловой, которая прописана в этой же квартире, и другими «сестрами по несчастью» — соседками Галиной Номоконовой и Людмилой Найденовой — делились своими историями больше двух часов.

Это объявление не на шутку испугало жителей дома № 1а в Зеленом. Они считают, что таким образом их выдавливают из квартир

Во многом они похожи. Их отцы и мужья получали жилье в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Кто-то был кадровым военным, кто-то — гражданским, приписанным к воинской части, занимавшейся строительством. В «лихие девяностые» военная структура постоянно менялась, части реорганизовывались, переформировывались и ликвидировались. Кто-то самостоятельно уходил со службы. Рано или поздно получилось так, что жители дома «потеряли связь с Минобороны» — именно на этом основании их сейчас хотят выселить по суду.

— Нам обещали выдать квартиру в новом доме. Моя семья была первой в очереди, но кто-то из офицеров пошел жаловаться начальству, что они в стесненных условиях, что им надо. Предложили нам уступить. Мы согласились. И всё, потом часть, к которой был приписан муж, ликвидировали. Вот и побыли первыми в очереди, — рассказывает Людмила Найденова.

Строительную часть передали в ведомство ракетной дивизии, а все документы на жилье перешли из собственного домоуправления в дивизионную квартирно-эксплуатационную часть (КЭЧ). Ордера на заселение, которые находились на руках у жильцов, потребовали передать в КЭЧ. Там они и хранились, пока не сгорели в нулевые. Восстановить их оказалось невозможно — жильцы сетуют, что им не помогли ни в дивизии, ни в архивах, ни где бы то ни было еще.

— Никто ничего искать не будет. Им не выгодно это делать, им выгодно только сплавить нас — и всё, — в сердцах замечает Галина Шкуратова. Другие женщины с ней согласны. Они вообще считают, что «отъем» ордеров был спланирован — чтобы рано или поздно выкинуть всех на улицу, а участки под домами расчистить и использовать под какие-то другие цели.

Долгие годы сохранялся шаткий мир — в начале 2010-х разговоры о предполагаемом выселении жильцов из «временных домов» если и возникали, то тут же затухали. Судебные иски стали поступать в 2019–2020 годах: Куйбышевский районный суд Иркутска уже рассмотрел несколько десятков гражданских дел о выселении.

У семьи Шкуратовой хотя бы сохранилось решение жилищной комиссии, выданное в 1989 году. Квартиру в доме № 1а получал муж Галины Михайловны — Анатолий Николаевич. В те годы он был прапорщиком, служил в строительной части и приложил руку к появлению Зеленого. Со своей семьей он давно не живет, да и выписался из помещения в 1997-м. Но семья осталась здесь. Впрочем, наличие документа жилищной комиссии, выдававшей Шкуратовым квартиру, не помогло — Куйбышевский районный суд встал на сторону Минобороны. Сейчас дело находится в апелляционной инстанции.

Решение жилищной комиссии, на основании которой семья Шкуратовых заселилась в квартиру дома № 1а
А вот еще один документ, на основании которого Минобороны пытается выселить Галину Михайловну и ее дочь Анну. Отец семейства — Анатолий Шкуратов — выписался из жилья в 1997 году. Теперь семья никак не связана с Минобороны

У Елены Топорковой, которая живет в общежитии № 5а и также попала под выселение, уже есть решение суда, устоявшееся во всех инстанциях. Чтобы найти какие-то варианты и подкопить денег на переезд, она попросила отсрочить исполнение этого решения, и суд пошел ей навстречу. Женщина 8 сентября получила отсрочку на год.

— Мой муж непосредственно участвовал в строительстве [Зеленого] как гражданское лицо, поставлял стройматериалы. На тот момент у нас не было своего жилья, мы снимали. В 2004 году мы заселились в общежитие, была выписка, что мы можем это сделать. Но сейчас считается, что мы утратили все связи с Минобороны, а то, что они были раньше, теперь никакой роли не играет. Нам даже объяснять ничего не хотят, просто говорят, что мы «незаконники», — рассказывает женщина.

По ее словам, долгие годы с людьми не велось никакой работы, им не предлагали озаботиться своим будущим, встать на очередь нуждающихся в жилье в мэрии или копить деньги на собственное. Судебные претензии для всех стали неожиданностью.

Женщина говорит, что инициативные граждане пытались узаконить проживание в общежитии или хотя бы восстановить утерянные после пожара в КЭЧ документы, но встретили противодействие в «Росжилкомплексе». По словам Топорковой, им отвечали: «Идите отсюда, какие вам документы, ничего мы вам не должны».

— Мы-то думали, что мы здесь законно живем. У кого-то на руках было разрешение на заселение, бумаги от комиссий. А оказалось, что мы все — вне закона, — посетовала иркутянка.

Поражает, по словам Топорковой, то, что еще не все жители общежития или дома № 1а имеют на руках решение суда о выселении. Кто-то еще не получал даже исковых претензий от Министерства обороны, притом что люди формально подходят под определение «потерявших связь с Минобороны». По сути, пока еще они занимают жилплощадь законно, но «Росжилкомплекс» уже сейчас готов оставить их без отопления, света и воды.

Для обратившихся в редакцию людей решение отключить дома от всех ресурсов стало неожиданным. Каких-то предпосылок к этому не было — жильцы исправно платили по счетам, у ресурсоснабжающих компаний (муниципального «Водоканала», а также «Иркутскэнергосбыта» и «Байкальской энергетической компании») никаких претензий не возникало.

Более того, они не могут понять, почему такие решения принимает именно «Росжилкомплекс». В организации отказались указать им на основания, по которым они могут оставить людей без элементарных коммунальных благ. Не стали об этом говорить и нам.

— Они [жители указанных домов] занимают жилые помещения незаконно, больше комментариев не будет, — сообщили «ИрСити» в «Росжилкомплексе».

Мы также запросили комментарий в администрации Иркутска о том, планирует ли мэрия вмешаться в ситуацию и имеет ли она на это право. Впрочем, на момент публикации материала пресс-служба мэрии заявила, что ответ только готовится.

Пока же жильцы ищут справедливости в военной прокуратуре. Но им кажется, что никакой реакции на их жалобы не будет. Они также намерены обратиться в службу государственного жилищного надзора Иркутской области, чтобы понять, законно ли «Росжилкомплекс» пытается оставить их дом без всех коммунальных благ.

Заявление в военную прокуратуру уже написано

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем