Часть мобилизованных из Иркутской области уже находятся в учебных центрах, где проходят боевое слаживание перед отправкой в зону спецоперации на Украине. Первый отправленный на сборы эшелон находится в Новосибирске чуть больше недели. О том, как прошло это время, корреспонденту «ИрСити» рассказал один из мобилизованных — депутат думы Ангарска Денис Ягодзинский.
Он рассказал, что его роту, сформированную из ангарчан, уроженцев Красноярского края и Новосибирской области, разместили в новой казарме, где есть и душевые, и стиральные машинки, и возможность заряжать телефоны. Призывникам уже выдали необходимую форму, оружие, начались тренировки — занятия по тактике, оказанию первой помощи, отработка различных действий в парах, четверках, действиям взвода.
— Даже уже дежурным по роте побыл в наряде, изучил всех офицеров — здесь махом их запоминаешь, — делится Ягодзинский. — Форму сейчас практически всю выдали, но некоторых вещей нет на складе. Вот у меня, допустим, всё есть, но летней зеленой кепки нет 60-го размера. Ну и что? Заступил в наряд, попросил у мужиков из другого взвода, они мне дали на время. Потому что в шапке в помещении невыносимо жарко, а по форме одежды нужен головной убор. Это всё решается.
Или, говорит он, уставные берцы жесткие, пока их не разносили, обувь натирает ноги. Потому сам Ягодзинский на зарядку ходит в своих берцах, кто-то обувает кроссовки. Но на построении все обязательно обуты по уставной форме.
Кормят мобилизованных «по-армейски». Если кому-то чего-то недостает, он идет в «чепок» или заказывает доставку из города. Кому-то посылки передают родственники. Но по большей части люди ходят в столовую.
— Сегодня на обед был рассольник, гречка с тушенкой, морковь по-корейски, сок грушевый давали. Можно было взять маринованные помидоры, сало порезанное — вот сколько тебе надо, столько и положи. Горчичка. Хлеб — два белого, два черного. Если кто-то хочет еще, на него косо никто не посмотрит. То есть еды достаточно. Купили еще в роту чайники, чтобы кипяточек всегда был, — рассказывает Денис Ягодзинский.
Среди мобилизованных в его роте есть и врач, который в случае, если возникает какое-то серьезное недомогание, отводит призывников в лазарет, где медики уже назначают лечение и определяют, нужно ли больного отправлять в медсанбат. В целом сейчас в роте формируется коллективный иммунитет — у многих симптомы простудных заболеваний.
Он отмечает, что то, какими представляются условия размещения, в том числе в Доме молодежи, куда изначально привезли призывников, зависит от отношения. Проблемы возникают, но их решают в рабочем режиме. И к этому нужно относиться с пониманием.
— Мобилизацию у нас не проводили очень давно. И военкоматы, и все оказались не готовы к такому количеству людей и срокам сжатым. Поэтому да, трудности какие-то есть. Но если ты это внутренне понимаешь, то всё будет хорошо, — считает депутат.
У ангарских призывников среди таких вопросов были проблемы с военными билетами — военкомат не проставил печати о мобилизации. Это решили с помощью замполита, ротного и батальонного. У некоторых мобилизованных еще нет личных номеров, которые должны быть выбиты на жетоне и в обуви.
— Но всё выдадут, всё сделают. Надо только дать время и слушать, что говорят командиры. Объявили построение — не стоять шушукаться друг с дружкой, а слушать офицеров. Потому что никто два раза повторять не будет. Услышал информацию — выполнил. Не услышал — подвел себя, свое отделение, свою роту. Тут всё, как положено в армии. Здесь мужской коллектив, и надо быть серьезным, это не детский сад, — говорит Денис Ягодзинский.
Настроение у призывников особенно за неделю не поменялось — «люди всё понимают». Но есть некоторая тревожность у мобилизованных из сельских территорий Красноярского края, поскольку выплаты на довольствие еще не поступили. Они переживают за семьи, в которых, как правило, были единственными кормильцами. Но, как отмечает Ягодзинский, этими вопросами сейчас занимаются руководители батальона и полка.
Он также рассказал, что в учебку из глав других регионов, кроме губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, никто не приезжал.
— Жизнь тут идет своим чередом. Наши соседи нам немножко завидуют, что нам такое внимание и поддержка. Это на самом деле очень важно для нас, когда первое лицо приезжает, интересуется, — заключил Денис Ягодзинский.
Напомним, ранее Денис Ягодзинский рассказал о том, как первые мобилизованные из Иркутской области добрались до учебки. Мы показывали, как первый эшелон из Иркутской области провожали на станции Гончарово, а наши коллеги из NGS.RU сделали репортаж о том, что происходит у ворот учебного лагеря в Новосибирске.
Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев побывал и в Кемеровской области, где находится часть мобилизованных из Приангарья, и в Новосибирске. Перед его визитом 30 сентября в телеграм-каналах появились фотографии, как мобилизованных из Иркутской области разместили на ночь в Доме молодежи в Новосибирске, где им негде было спать. Как объяснил военком Новосибирской области Евгений Кудряшов, это было сделано потому, что в учебный центр прибыли сразу три эшелона из Приангарья и возле училища начали скапливаться автобусы. Для того чтобы не держать людей в транспорте, их временно отправили в учреждения культуры.
Также стало известно о том, что на сборах умер уроженец Братска, который пошел на Украину добровольцем. Его мама рассказала о своем сыне и надеется, что следователям удастся найти причины гибели мужчины.
Владимир Путин 21 сентября выступил с обращением к россиянам, в котором объявил о начале частичной мобилизации. Соответствующий указ уже подписан президентом и опубликован. Как сообщил министр обороны Сергей Шойгу, призвать планируется 300 тысяч человек из тех, кто находится в запасе, то есть ранее получил военный билет. В Иркутской области это около 5 тысяч человек.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.