Первый день весны у большинства людей ассоциируется с началом чего-то нового, с разными планами и надеждами на будущее. Для жителей Саянска 1 марта стало днем траура и тревоги за будущее. Сегодня горожане простились со своим мэром Олегом Боровским, который неожиданно для всех скончался 27 февраля.
В городских чатах после 27 февраля был популярен вопрос о том, где купить цветы. Как оказалось, их раскупили чуть ли не сразу. Кто-то был готов заказать их даже в Иркутске. Уже 1 марта кто-то писал, что цветы появились там-то и там-то, успевайте взять. Это — один из тех моментов, который показывает, насколько саянцев тронула неожиданная беда.
Церемонию прощания организовали в городском дворце культуры «Юность». Власти заранее предупредили, что вряд ли все желающие смогут проститься с мэром, потому что зал в «Юности» не очень большой. Но окончательно это стало понятно тогда, когда люди начали подходить к ДК. Их было очень много.
В очереди люди разговаривали о разном, в основном шепотом. Кто-то судачил о возможных причинах смерти (о том, что Боровский испытывал проблемы со здоровьем, знали все, в том числе и от самого мэра, который иногда писал об этом в своих соцсетях). Кто-то вздыхал о том, что Саянск остался без начальника. А кто-то, завидев своих знакомых, грустно замечал, что ничего не объединяет людей так, как чьи-то похороны.
— Я теперь начала понимать, как было, когда умер Сталин. Почему-то раньше я думала, что сейчас такое невозможно, но теперь видно, что весь город погрузился в траур. И это не спущено откуда-то сверху — все реально очень расстроены, — рассказала местная жительница Евгения. Она, как и все, вспоминала о Боровском только хорошее.
Кому-то в очереди становилось нехорошо, у одной из женщин неожиданно закружилась голова. К счастью, всё обошлось без эксцессов.
Многие саянцы говорили, что именно при Боровском город принял свой нынешний облик. До этого, по их словам, он ничем не отличался от какого-то другого заштатного захолустья. В 2014 году с приходом нового главы в Саянске наконец-то начали ремонтировать дороги, построили первую со времен распада СССР школу. В Саянск вернулась надежда на то, что даже такой небольшой город может развиваться.
— Нам бы сюда еще какой-нибудь институт, чтобы молодежь не уезжала отсюда. Школы-то есть, детсады есть, работа какая-никакая — дай бог тоже есть и будет. Может, Олег Валерьевич нам бы и пробил что-нибудь, — рассказала одна из пришедших на прощание пенсионерок.
Еще одна женщина добавила, что Боровский сам при каждом удобном случае давал всем свой номер телефона, чтобы с ним можно было связаться.
— Он был работящий. Даже когда болел, всё равно был активен, интересовался делами в городе, всё контролировал. Где бы нам такого умного еще найти? Эх, у нас на всю область было два мэра нормальных. Да вот теперь только один остался… — с грустью заметила пенсионерка Антонина Петровна. Она смогла пройти на прощание одной из первых.
— А кто еще один? Вы говорите, один нормальный мэр остался? — спрашиваю у нее.
— Да черемховский же (имеется в виду глава Черемхово Вадим Семёнов, который близко дружил с Боровским. — Прим. ред.), — ответила она.
Кто-то из жителей вспоминал, что Боровский не подбирал выражений при общении с людьми.
— Валерьич не был ангелом, мог сказать сгоряча всякое. Но и мы же не сахарные! Он тут так планку высоко задрал, что никто до нее не допрыгнет. У нас такого мэра больше не будет, — рассказал один из пришедших.
В каменный зал, где проходило прощание, людей запускали небольшими группами по очереди. Кто-то клал к подножию гроба цветы и быстро уходил, кто-то задерживался, чтобы в последний раз взглянуть на мэра. Рядом с гробом сидели родственники Олега Валерьевича, они были в безутешном горе.
Чуть поодаль расположились чиновники. Среди них был депутат заксобрания от Саянска Дмитрий Мясников и его коллега Наталья Дикусарова, мэр Иркутского района Леонид Фролов. Приезжали и другие чиновники. Я заметил глав Усолья-Сибирского, Свирска, Зимы и Зиминского района. Приехал и вице-мэр Иркутска Андрей Южаков. Наверняка коллег Боровского было больше, просто мне удалось увидеть не всех. Замгубернатора Андрей Бунев во время гражданской панихиды отметил, что будет правильно, если в городе поставят памятник мэру.
На церемонии присутствовал и бывший губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. Именно при нем Боровский стал мэром Саянска. Он поддерживал его на выборах главы Приангарья в 2015 году, и, когда победил коммунист Сергей Левченко, Боровский на эмоциях едва не ушел со своего поста вслед за Ерощенко.
— На выборах я стоял на баррикадах за Ерощенко. Если помните, мы с [Вадимом] Семёновым (мэром Черемхово, который тоже поддерживал Ерощенко. — Прим. ред.) бросались заявлениями, что всё, работать не будем, складываем свои удостоверения и уходим. Тот же Сергей Владимирович позвонил и сказал: «Дурью не занимайтесь, вас народ выбрал». Стали работать, — рассказывал Боровский корреспонденту «ИрСити» в 2022 году.
Не все могли сдержать слезы во время прощания с мэром. Кто-то крепился, но, подойдя к гробу, начинал плакать. Кто-то вздыхал, что Боровского было не узнать. Кто-то проходил, насупившись.
Часть горожан осталась в актовом зале Дворца культуры. Они ждали, пока завершится официальная церемония прощания, чтобы присоединиться к траурной процессии. Она должна была пройти по главным улицам Саянска.
Со временем желающих проститься перестали пускать в ДК. Им предложили подождать на улице, чтобы они могли отдать дань уважения, бросив цветы на пути траурной колонны. Уже перед тем, как гроб вынесли на улицу, заснежило и похолодало. Люди на площади замерли и притихли. А Боровский приглядывал за ними с баннера, расположившегося напротив «Юности».
Первым из «Юности» вышел председатель думы Саянска Евгений Каплин. Совсем недавно он сопровождал Боровского в очередной поездке на Донбасс, а сегодня он вынес большой портрет мэра, перетянутый черной лентой. Затем уже вынесли гроб. В какой-то момент люди начали аплодировать. Обычно так делают, когда прощаются с людьми из мира культуры. Но для Саянска Олег Боровский был главной звездой.
Траурная колонна выехала от Дворца культуры через два часа после начала прощания. Машины проехали по нескольким главным улицам Саянска, а на тротуарах вдоль дорог стояли люди. Процессия растянулась на несколько километров, из-за этого в Саянске сегодня в течение дня перекрывали дороги и отключали светофоры.
Похоронили Боровского на местном Саянском кладбище. Ему было 63 года.
Олег Боровский родился в монгольском Улан-Баторе. По специальности — инженер-механик. После службы в армии — с 1981 по 1990 год — работал на «Усольехимпроме», пройдя путь от слесаря до старшего мастера. До 1994-го трудился на «Саянскхимпроме», дошел от должности старшего мастера до инженера.
С 1994 года занялся предпринимательской деятельностью — перегонял машины с Дальнего Востока, в разные годы владел пекарней, пивоварней и колбасным цехом, кафе и сауной.
Он был впервые избран мэром Саянска в 2014 году от «Справедливой России», в 2019 году он переизбрался на этот пост, но уже при поддержке двух партий — КПРФ и «Единой России». В 2023 году прошел праймериз ЕР по территориальной группе № 16, в которую входят Саянск, Зима, Зиминский и Заларинский районы для дальнейшего участия в выборах ЗС Иркутской области, но потом снял свою кандидатуру с голосования. Планировал участвовать в очередных выборах, которые должны были состояться осенью 2024 года. Как жил и работал, а еще чем запомнился Олег Боровский, читайте в материале «ИрСити».
Кончина Олега Боровского вызвала волну скорби в социальных сетях. Мы собрали воспоминания жителей Иркутской области о нем.
В администрации Саянска также сообщили порталу «ИрСити», что исполнять обязанности главы города будет заместитель мэра по социальным вопросам Александр Ермаков. Он работает в мэрии Саянска с 2012 года, ранее был заместителем министра образования Иркутской области. В сентябре 2024-го в городе должны были пройти очередные выборы главы города.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.