Электробус в последние несколько лет становится одним из набирающих популярность видов общественного транспорта. Их можно найти не только в Москве, но и еще в 10 регионах России, в том числе в соседнем с нами Красноярском крае. В Иркутской области с 2022 года говорят о строительстве завода, где собирали бы электробусы в том числе и для внутреннего пользования. Были даже сроки, когда планировалось запустить производство — с 2024 года. Но что же с проектом происходит сейчас?
Напомним, в середине июня 2022-го правительство Приангарья сообщило, что Корпорация развития Иркутской области заключила договор с китайской фирмой Sichuan Bus Manufacturing Co., Ltd. Ее производство расположено в городе Чэнду — это административный центр провинции Сычуань на юго-западе КНР. Sichuan Bus Manufacturing Co. выпускает автобусы под брендом Emei. Изначально планировалось, что новое предприятие создадут в Иркутске, но потом выяснилось, что для него подберут другую площадку.
Но уже в январе 2023-го издание «Известия» со ссылкой на источник в федеральных властях сообщило, что со стороны КНР к совместному проекту в Приангарье привлечена совсем другая организация — Чунцинское представительство корпорации CRRC и Chongqing Mammoth Brand Management Co., Ltd.
CRRC — китайская корпорация, крупнейший в мире производитель железнодорожного транспорта, занимающий около половины мирового рынка. Среди продукции компании значится рельсовый городской общественный транспорт. О деятельности Chongqing Mammoth Brand Management Co., Ltd в открытых источниках информации мало, но известно, что компания в 2022 году поставляла в Якутию пожарные ранцы в рамках волонтерской поддержки.
Затем к проекту присоединилась красноярская фирма «Карьерные машины», которая занимается оптовой торговлей сельско- и лесохозяйственной техникой. Трехсторонний договор между «Карьерными машинами», КРИО и китайской компанией был подписан на полях Петербургского международного экономического форума в 2023 году.
Тогда власти Приангарья впервые поделились некоторыми подробностями амбициозного проекта. Летом 2023-го сообщалось, что регистрацию совместного российско-китайского предприятия планировалось завершить к августу того же года. Общий объем российских и китайских инвестиций в проект оценивался в сумму около 3 миллиардов рублей. Предполагалось, что на заводе будет создано 250 новых рабочих мест.
В августе 2023-го стали известны примерные сроки запуска производства — его планировали наладить в 2024 году. Правда, пресс-служба правительства Приангарья тогда не смогла конкретизировать, когда же именно завод спроектируют, возведут и запустят в эксплуатацию.
2024 год завершился неделю тому назад. Завод по производству электробусов в Иркутской области так и не появился.
В конце декабря мы запросили информацию у региональных властей информацию о ходе проекта. На большинство вопросов пресс-служба правительства Иркутской области отказалась отвечать, сославшись на договор о конфиденциальности. В частности, власти не смогли рассказать:
завершилась ли процедура регистрации совместного российско-китайского предприятия;
как оно называется;
какой объем инвестиций запланирован, будут ли направлены на организацию предприятия деньги из регионального бюджета;
когда планируется запуск работы завода и выход первой продукции на рынок.
При этом власти всё-таки раскрыли информацию о выделенном участке под строительство. Он находится на территории бывшего завода «Усольемаш», где с 2016 года находится индустриальный парк «Усолье-Промтех».
Основной целью деятельности технопарка является создание инфраструктуры развития инновационной деятельности в высокотехнологичных приоритетных отраслях экономики в Усолье-Сибирском. На сайте организации указаны три резидента: фирмы по изготовлению пластиковых окон и дверей, изделий из металла, а также компания, занимающаяся исследованиями в области биотехнологий.
Кроме того, правительство рассказало, как будет работать производственное предприятие. На первом этапе предусмотрена крупноузловая сборка, впоследствии возможно увеличение объемов локализации на самом объекте.
Отметим, что электробусов в Иркутской области пока нет. Из городских видов электротранспорта у нас пока представлены трамвай (в Иркутске, Усолье-Сибирском и Ангарске, до недавнего времени своя уникальная трамвайная ветка существовала и в Усть-Илимске) и троллейбус (в Иркутске и Братске). В столице Приангарья также на протяжении года существовала городская электричка, но ее отменили, потому что ею мало кто пользовался из-за неудобного расписания.
Несмотря на отсутствие электробусов, в областном центре уже предусмотрели маршрут для них. В генеральном плане города он проложен во всех районах Иркутска, и в некоторых местах маршрут проходит через дороги, которых еще вовсе нет.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.