
Троллейбус в Ново-Ленино и трамвай по Карла Маркса — москвичи нарисовали сказочные планы развития Иркутска
Специалисты Научного-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) предложили упразднить более десятка пассажирских маршрутов в городе, чтобы оптимизировать маршрутную сеть и улучшить сферу перевозок в городе. Они пришли к такому выводу во время работы над программой развития городского общественного транспорта, за которую мэрия Иркутска заплатила более 30 миллионов рублей.
Ранее московские ученые оценили состояние сферы городских перевозок и пришли к неутешительному выводу: большинство горожан считают иркутские автобусы, трамваи и троллейбусы неудобными и некомфортными. Были претензии и к организации самих маршрутов.
Работники НИИАТ предложили три варианта развития событий:
первый предполагал повышение транспортной доступности и сокращение машин малого класса (для удобства будем называть их маршрутками) со снижением уровня дублирования маршрутов, но без развития инфраструктуры городского наземного электротранспорта (ГНЭТ);
во втором варианте рассматривалось создание новых мощностей для ГНЭТ, а также сокращение интервалов и увеличение времени работы;
третий вариант вбирал в себя все лучшие предложения из первых двух, а также развитие троллейбусов с автономным ходом, сокращение числа автобусов средней вместимости (например, всеми «любимых» ПАЗов).
Во всех трех случаях под нож неизменно попадают девять маршрутов общественного транспорта:
Автобус № 3 «6-й поселок ГЭС» — «Аэропорт» (значительно дублируется автобусным маршрутом № 80 и троллейбусными направлениями № 4 и 6).
Автобус № 7 «Первомайский микрорайон» — «Плотина ГЭС» — «Центральный рынок» (его можно заменить всеми троллейбусными маршрутами, курсирующими с левого берега в центр).
Автобус № 10к «7-й микрорайон Ново-Ленино» — «Иркутск-II» — «Завод нерудных материалов» (дублируется муниципальным маршрутом № 10).
Автобус № 16к «Сквер имени Кирова» — «Солнечный» (можно заменить троллейбусными маршрутами № 3, 7, 10 и маршруткой № 16).
Автобус № 20 «Ж/д вокзал» — «Пискунова» (дублируется автобусными маршрутами № 80 и 90).
Автобус № 28 «Иркутск-II» — «Цирк» (можно заменить муниципальным маршрутом № 28р).
Автобус № 32 «Зеленый» — «Центральный рынок» (здесь предлагается сократить лишь частные маршрутки, оставив при этом выпуск муниципальных автобусов № 32).
Автобус № 65 «7-й микрорайон Ново-Ленино» — «Центральный рынок» (в значительной степени дублируется маршрутом № 66, курсирующим между Ново-Ленино и автовокзалом).
Трамвай № 6 «Центральный рынок» — «Солнечный» (полностью повторяет маршрут № 5, но в обратном направлении).

Московские ученые предлагают устранить конкурента 16-й маршрутки
Наиболее радикальный вариант предлагает закрытие не только перечисленных выше маршрутов, но и ряда других:
Автобус № 5к «Центральный рынок» — «Солнечный» (его можно заменить трамваями № 2 и 5).
Автобус № 10т «Центральный рынок» — «Синюшина Гора» (это продиктовано необходимостью сделать троллейбусные маршруты № 6, 7 и 10 более эффективными).
Автобус № 24 «6-й микрорайон Ново-Ленино» — «Авиазавод» (при условии запуска нового троллейбусного маршрута, соединяющего основные жилмассивы Ленинского округа).
Автобус № 45 «Первомайский» — «Аэропорт» (заменяется существующими троллейбусными маршрутами).
Кроме того, некоторые действующие направления предлагается изменить. Например, автобус № 11, который сейчас курсирует от бульвара Постышева до улицы Чайковского, должен получить новую конечную точку в центре Иркутска на Центральном рынке. В свою очередь, маршрут № 11к «Бульвар Постышева» — «Центральный рынок» должен быть продлен: в центре — до сквера Кирова, на конечной остановке — до детской стоматологической клиники в Солнечном (причем трасса должна проходить по улицам Дальневосточной и Верхней Набережной, которые сейчас практически не охвачены общественным транспортом).

Маршрут № 11к должен проходить по Верхней Набережной и Дальневосточной, сейчас там практически нет общественного транспорта
Еще один маршрут, который предлагают изменить, — № 40 «ЖК „Ботаника“» — «Центральный рынок». Его планируют сократить, пустив в центр через Академический мост (сейчас он едет через Глазковский).

Маршрут № 40 предлагают сократить, пустив его по Академическому мосту
А вот автобусный маршрут № 44 предлагают раздробить: сейчас он одновременно охватывает поселок Славный и СНТ «Пилот» на Плишкинском тракте, при этом ему каждый раз нужно делать крюк в Славный и возвращаться на трассу. Ученые предлагают поделить маршрут: № 44 будет курсировать только до «Пилота», а № 44а — только до Славного. При этом их трассы будут полностью повторять друг друга.

Трасса маршрута № 44 до поселка Славный и СНТ «Пилот»
Одно из наиболее знаковых изменений связано с маршрутом № 80 — одним из самых популярных иркутских автобусов, который курсирует между Юбилейным и аэропортом, затрагивая три из четырех городских округов. Здесь предлагают отменить заезд на железнодорожный вокзал и фактически пустить его вместо «тройки», подлежащей отмене. Пассажиры с железнодорожного вокзала могут воспользоваться маршруткой № 16 или трамваями № 1 и 2.

«Восьмидесятку» хотят убрать с ж/д вокзала

Это нужно, чтобы автобус не конкурировал с трамваем
Конкурентом «восьмидесятки» в перспективе может стать недавно воссозданный автобус № 90. Сейчас он ходит по маршруту «Студгородок» — «Аэропорт» (в центр — через плотину ГЭС, на левый берег — через Глазковский мост). Ему предлагают сделать заезд в Солнечный по направлению в аэропорт, добавив кольцо от проспекта Маршала Жукова до Байкальской.

Маршрут № 90 запустили не так давно, но уже предлагают менять
Также обсуждается создание нескольких новых направлений, например, автобуса № 34к от СНТ «Ангара» в районе Ершовского залива до Юбилейного, а также маршрутов № 63 и 64 — от Центрального рынка до Пискунова и Солнечного соответственно.

Москвичи предлагают создать небольшой маршрут для связи жилмассива возле аэропорта с центром

А еще — связать окраины Солнечного и «Точку будущего» с рынком
А еще московские эксперты предлагают организовать новые маршруты, которые связывали бы окраинные микрорайоны без заездов в центр Иркутска. Среди обсуждаемых направлений: Зеленый и Второй Иркутск, ж/д вокзал и областная больница, Мельниково — Синюшка, Радужный — Ершовский.
Самые радикальные предложения связаны с работой электротранспорта. Если говорить о троллейбусах, то специалисты НИИАТ предлагают проложить маршрут от Юбилейного до авиазавода, который бы шел в обход улицы Трактовой через перспективный мост, Иркут в районе Мельниково и заезжал в начало микрорайона Ново-Ленино.

Новый троллейбус должен проходить через новый (но пока даже не запланированный) мост через Иркут
Еще один перспективный маршрут троллейбуса мог бы связать Ново-Ленино с центром. Разработчики концепции видят возможность организации крупного транспортного пересадочного узла в 6-м микрорайоне, и троллейбус мог бы стать одним из главных средств перевозки пассажиров, приезжающих в Иркутск из окрестных населенных пунктов.

Троллейбус в Ново-Ленино — розовая мечта иркутских властей на протяжении многих лет
Кстати, идея троллейбуса в Ново-Ленино не нова, ее обсуждают последние 10 лет. В 2019-м городские власти планировали спроектировать контактную сеть для «рогатых» по улице Трактовой (в 2021 году ее отремонтировали, но «конташка» на ней так и не появилась) и построить депо на участке между улицами Баумана и Розы Люксембург. Запустить троллейбус собирались в 2023 году.
Якорным может стать троллейбусный маршрут № 3. Сейчас он курсирует от остановки «Лодочная» в Солнечном до «Фортуны» (до закрытия улицы Рабочего Штаба он был протянут до Качугского кольца). Сейчас же его предлагают продлить до Зеленого за счет строительства нового троллейбусного депо в районе Качугской развязки и использования троллейбусов с автономным ходом (сейчас в Иркутске таких всего пять, последний из которых приехал в город в конце 2022 года).
В случае с трамваем самым масштабным изменениям подвергся маршрут № 1. Его предлагают продлить до троллейбусного депо на левом берегу и до автовокзала — на правом. Новые трамвайные пути, по задумке авторов проекта, можно проложить на улицах Лермонтова, Октябрьской Революции и Карла Маркса.

Трамвай № 1 предлагают продлить по улице Лермонтова до троллейбусного депо
А еще новые трамвайные пути могли бы появиться на участке от депо на Пискунова до Ширямова и Солнечного (по всей видимости, в створе улицы Дыбовского). К слову, на улице Пискунова прокладка новых путей действительно рассматривается уже в ближайшем будущем.

Предполагаемый измененный маршрут трамвая № 2 должен проходить через Солнечный
Самые амбициозные планы (например, по изменению троллейбусной и трамвайной сети), считают разработчики концепции, можно реализовать в течение пяти лет — до 2030 года. А вот запустить новые маршруты и ликвидировать старые можно попробовать быстрее — с 2026 по 2028 год.

Как вам планы по изменению маршрутов в Иркутске?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте все самое интересное и важное из жизни региона первыми.