Бесплатные перевозки льготников в Иркутской области – тема, ставшая камнем преткновения для правительства региона и мэрий крупных городов Приангарья. В пылу перепалок, взаимных обвинений и желания уколоть соперника стало совсем непонятно, в чём собственно дело и каков предмет спора. В деталях сложного и запутанного дела разбирался корреспондент «ИрСити».
Первые сигналы
Если следовать хронологии, то стоит сказать, что постановление, регулирующее количество и порядок бесплатных перевозок, было подписано в 2006 году. Там было прописано, что льготные категории граждан (ветераны войны и труда, инвалиды) имеют право на бесплатные поездки. Кроме этого, была установлена стоимость единого проездного – 150 рублей. Как уточнила заместитель министра социального развития Приангарья Светлана Иевлева на брифинге 22 сентября, за 10 лет, что действовало постановление, никаких изменений не произошло, и в дальнейшем не планируется, сейчас же у постановления прошёл срок давности и нужно обновить документ.
Начиная с 2015 года, ситуацию со льготными перевозками в Иркутской области сложно было назвать стабильной. Самый яркий пример – Ангарск. Там, в сентябре 2015 года перевозчики отказались перевозить льготников, объяснив это тем, что министерство социального развития Иркутской области перестало выплачивать им компенсацию за бесплатные поездки и направило все деньги на предстоящие выборы губернатора.
Минсоцразвития в ответ пояснило, что ведомство не прекратило выплаты, есть только задержки, которые связаны с тем, что проверки реестров реализованных билетов периодически выявляют нарушения, связанные с тем, что билеты приобретаются людьми, не относящимися к льготникам, либо один человек приобретает проездной сразу у двух перевозчиков.
После того как выборы прошли, одной из первых проблем, которую безотлагательно начал решать новоиспечённый губернатор Сергей Левенко, стала именно проблема льготных перевозок. Для того, чтобы урегулировать ситуацию было принято решение ввести электронный проездной, который будет учитывать фактическое количество поездок. В качестве пилотного города решено было выбрать Ангарск.
В городе нефтехимиков в январе 2016 года было выдано более 22 тысяч проездных, и проблема, казалось, разрешилась. Однако в августе 2016 года, снова перед выборами, конфликт пошёл по второму кругу: перевозчики Ангарска и минсоцразвития Приангарья не смогли договориться о количестве людей, провезённых по единому проездному билету. Транспортники заявляли, что недополучили от области более 32 миллионов рублей, в то время как правительство отчиталось: все обязательства выполняются в полном объёме из расчёта 30 поездок в месяц. В результате ангарские перевозчики всё-таки добились компенсации в полном объёме.
Перепалка «серых домов»
Именно количество поездок и стало яблоком раздора: когда правительство заявило, что с 1 октября их будет 30 на городских маршрутах и 20 - на пригородных, это вызвало не то что волну возмущения – цунами. Хотя, по словам Иевлевой, ничего не изменилось.
«Как и ранее правительство будет возмещать плату за 30 поездок на городских маршрутах и за 20 на пригородных, эта норма не менялась 10 лет, так же, как и стоимость самого проездного. В бюджете Иркутской области никакого уменьшения финансирования не предусмотрено – это порядка 400 миллионов на компенсации перевозчикам», — пояснила во время брифинга замминистра.
По информации правительства, единственное, что нужно изменить в работе со льготными перевозками – форму отчётности. С 1 октября транспортники будут отчитываться по количеству поездок, зафиксированным электронным билетом, либо по количеству специальных отрывных талонов. При этом Иевлева подчеркнула, что зачастую перевозчики ведут нечестную игру: проверка пилотного проекта показала, что из 27 тысяч проездных, приобретённых в Ангарске, реально ими пользовались около 20 тысяч человек, а остальные либо вообще не активировали электронный билет, либо совершили несколько поездок. Теперь система контроля будет жёстче, данные по каждому льготнику будут вносить в базу.
На этом правительство хотело поставить точку в вопросе со льготниками, но, как оказалось, только подкинуло масла в огонь. Первыми выступили депутаты думы Ангарска, которые попросили губернатора Иркутской области увеличить количество поездок до 50 на городских маршрутах и до 30 в пригороде. Эту инициативу на очередном заседании думы подхватили иркутские депутаты, а позже и братчане, которые решили отправить письмо с просьбой снова сделать безлимитными поездки льготников. При этом депутаты аргументировали свои обращения тем, что правительство с 1 октября ограничивает количество поездок. В самом правительстве настаивают, что никаких ограничений введено не было, власти просто продлили действие документа, регулирующего перевозки.
В ответ на выступления властей Иркутска областное минсоцрзавития начало проверку иркутских льготников, чтобы посмотреть фактическое число пользующихся бесплатными поездками. Как сообщала пресс-служба правительства, в первый же день комиссия выявила нарушения: пять из 10 человек не пользуются проездным билетом, хотя в реестре выдачи проездных, которые предоставляет перевозчик, значатся. Так, в документах числятся маломобильные пенсионеры, которые с трудом передвигаются по квартире, однако, если верить транспортному предприятию, то в месяц они совершают 30 и более поездок.
Мэрия Иркутска приняла такие обвинения в подтасовке данных в штыки и поспешила опровергнуть информацию, пояснив, что компенсация из областного бюджета поступает перевозчикам по факту продажи льготного проездного, а не его использования. При этом в администрации заявили, что правительство не направляло никаких жалоб, а новые правила, вступающие в силу с 1 октября, позволят минсоцразвитию не доплачивать перевозчикам.
Всё это похоже на перетягивание каната: и городская, и региональная власти хотят выйти из положение победителями. Только, кажется, в ходе этой информационной войны тем, кого новые правила касаются, - льготникам - становится только хуже.
Очереди, подписи и мнения недовольных
Пока маленький и большой «серые дома» переругивались, в Иркутске выстроились бесконечные очереди за новыми проездными билетами. Бабушки с сумками, тросточкам и пакетами с документами, некоторые из которых уже купили льготные билеты на октябрь, были вынуждены простаивать в очередях к единственному кассиру, чтобы поменять или купить проездной. Не помогло даже введение дополнительных пунктов выдачи, и в результате мэрия продлила действия старых проездных на весь октябрь.
К 3 октября льготники собрали 3 тысячи подписей под обращением в региональной и федеральной власти за отмену ограничения в 30 поездок. Люди возмущены тем фактом, что нужно подсчитывать свои перемещения по городу и считают, что региональное правительство нарушает их права.
«Мы ведь заработали себе эти льготы, они даются не всем, а, например, ветеранам труда, тем, кто имеет стаж более 35 лет. А мы теперь получаемся униженные. Посмотрите на пенсионеров за границей: они с возрастом начинают путешествовать, а мы? Единственное наше путешествие теперь – до лавочки у подъезда. Что такое 30 поездок? Тем более, что если по-честному, то их 15, учитывая дорогу в обе стороны. Получается, что правительство вытерло о нас ноги», — сокрушается член инициативной группы Надежда Костромина.
Пока в Иркутске собирают подписи, в Ангарске жители готовятся к митингу, который должен состояться 8 октября.
Недовольны и перевозчики, по словам начальника управления транспорта комитета городского обустройства Евгения Владимирского, им пришлось понести дополнительные затраты из-за нововведений регионального министерства.
«Перевозчики экстренно отреагировали, в течение одного дня провели переговоры, напечатали билеты. Пришлось многое поменять, вышли из привычного графика, создались очереди. Сегодня уже 17 тысяч льготников приобрели билеты, осталось порядка 2-3 тысяч, поэтому очередей не будет. Все перевозчики недовольны изменениями. Если разобраться, то и само минсоцразвития должно проверить ежемесячно проверить 600 тысяч билетов, это неудобно», — пояснил Владимирский.
Конфликт, кажется, исчерпан, но вот ясности больше не стало. Это как разговоры на повышенных тонах — никто никого не слышит, и договориться невозможно. Может быть, самое время сбавить обороты и сесть за стол переговоров. Вот только кто сделает первый шаг?
Во время написания материала стало известно, что уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин обратился в прокуратуру из-за многочисленных обращений, связанных с ограничением числа поездок. По мнению омбудсмена, это ущемляет права граждан, а у правительства не было достаточных оснований изменения правил перевозки льготников.