Депутат Госдумы от КПРФ Михаил Щапов заявил, что ограничение турпотока на Байкал без конкретных мер по созданию рабочих мест для жителей региона приведет к социальной катастрофе, сообщили 25 июня РИА Новости.
Ранее спецпредставитель президента заявил о необходимости ограничить поток туристов на Байкал. Сергей Левченко прокомментировал предложение Иванова, отметив, что не нужно забывать о местных жителях. Заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам Роберт Будуев заявил о необходимости сокращения потока «диких туристов» на Байкал.
По словам депутата, для местного населения единственный способ выжить – работать в турбизнесе, поэтому вопрос об ограничении туристического потока можно рассматривать только в комплексе с решением вопроса о занятости местного населения.
«Речь идет о порядка 100 тысячах человек. Благодаря федеральному регулированию жители прибайкальских посёлков - речь не о владельцах турбаз, а о тех семьях, которые живут тут столетиями - полностью лишены каких-либо источников дохода. Нельзя заниматься сельским хозяйством, прибыльным рыболовством, охотой», - процитировали в сообщении Михаила Щапова.
Также Щапов отметил, что подобный негативный опыт уже был при запрете на вылов омуля: его ввели, а вопрос о трудоустройстве 5 тысяч семей, оставшихся без средств к существованию, никак не решили.
Также он добавил, что аналогичная ситуация была с закрытием Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
«Решение приняли, но никто так и не стал заниматься вопросом трудоустройства бывших работников комбината. Нельзя допускать повторения подобных ситуаций», - процитировали в сообщении заключение Щапова.
БЦБК был построен в 1960-х годах, в 2013-м его официально закрыли. Около 300 бывших сотрудников комбината в 2015 году не могли найти работу. По итогам инженерных изысканий «Росгеологии» установлено, что за годы работы комбината в 12 картах-накопителях содержится 5,7 миллиона кубических метров отходов, из них 0,7 миллиона кубических метров — надшламовая вода. В июне 2018 года официальный представить «Росгеологии» Антон Сергеев сообщил, что разработанный ранее проект по переработке отходов БЦБК не может быть реализован, так как требует корректировки. В конце июля на комбинате начали тестировать новую технологию обезвреживания отходов. Сейчас эти работы приостановлены.
В декабре «Росгеология» заявила, что рассматривает технологии получения вторичного продукта – почвогрунта или удобрения из отходов БЦБК. Проект разрабатывается совместно с компанией «ВЭБ-инжиниринг». В конце мая 2019 года первый заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Алексей Калинин заявил о затягивании сроков рекультивации отходов БЦБК.
На 3 года на утилизацию отходов предусмотрено 5,5 миллиарда рублей. Очистить площадку не только от отходов, но и от конструкций и зданий комбината планируется к 2024-му.